Царица криминала: В России снимается сериал о Соньке Золотой ручке
Ярослав ЩЕДРОВ, «МК»
24 июля 2007
3529
14 апреля 1866 года в полицейском участке Клина юнкер Горожанский, рассыпаясь в извинениях, изо всех сил щелкал каблуками перед хрупкой заплаканной барышней. Молодому человеку было очень стыдно: как он посмел заподозрить в злом умысле это ангельское создание? Конечно же, никто не собирался красть чемодан. Конечно же, барышня выбежала с ним на перрон от испуга, что попутчик, посланный за лимонадом, отстанет от поезда. Теперь, пожалуйста, вместо милого флирта на красном диванчике купе — слезы, расшаркивания. О продолжении знакомства не может быть и речи.
Огорченный юнкер покинул участок. Девушка задержалась, чтобы написать под отеческую диктовку пристава заявление о пропаже — у нее, вдобавок ко всем прочим неприятностям, исчезли триста рублей. Это заявление вместе с протоколом происшествия и стало документом, где впервые официально зарегистрирован факт встречи Закона с одной из самых незаурядных его нарушительниц, Шнейдлей Соломоннак, прозванной Сонькой Золотой ручкой за обвешанные кольцами ювелирные пальчики и за баснословное везение.
К образу богини криминала XIX века обратился известный российский драматург, сценарист, режиссер и актер Виктор Мережко, который снимает в Одессе новый телесериал.
— Я понял, какая это интересная судьба, когда с помощью своих связей докопался до полицейских отчетов и донесений о деятельности Софьи Блювштейн (фамилия одного из мужей Софьи, шулера и железнодорожного вора Михеля Блювштейна — Ред.). Я люблю женщин, люблю писать о женщинах и снимать о них фильмы. А уж о такой уникальной женщине, как Сонька, и подавно. Во-первых, она до сих пор считается непревзойденной в своем совершенстве королевой воров. Во-вторых, она была аферисткой международного масштаба и вместе с тем блестяще образованным человеком. Родившаяся в Польше в еврейском гетто, Сонька в совершенстве знала шесть языков, была очень музыкальна, обладала аристократическими манерами. Недаром ее везде принимали то за баронессу, то за графиню, то за княгиню. Наконец, образ самой Золотой ручки почти мистический. Мужчин, которые встречались на ее пути, она буквально гипнотизировала, и те шли у нее на поводу. Она никогда не трогала тех, кто победнее, обворовывала только крупных банкиров, ювелиров и зажиточных подгулявших купцов. Именно Сонька стала основательницей первого бандитского «общака». Это была ее идея — помогать попавшим в беду товарищам деньгами, собранными в складчину. Еще меня подкупила трагичность судьбы моей героини. Ее продал и сдал в руки правосудия один из любовников, молодой вор Володя Кочубчик, которого она обожала больше жизни. Кстати, историю этой несчастной любви я дополнил, обработал, и теперь после выхода нашего сериала появится еще одна красивая легенда о Соньке, которыми ее жизнь и так овеяна с избытком.
Добавим, что Софья Блювштейн — единственная женщина за всю историю уголовной России — три года провела на Сахалине в одиночном карцере, закованная в ручные и ножные кандалы. Предавший ее Володя Кочубчик, через полгода после суда вышел на свободу и уехал в Бессарабию, где выгодно вложил накопленные за время романа с Сонькой деньги в дома и виноградники.
Главной проблемой для режиссера, по его словам, стало найти исполнительницу главной роли, которая при аристократичности манер смогла бы показать всю авантюрность характера Соньки. К тому же смогла бы сыграть героиню и в 15, и в 40 лет, и чтобы поверил зритель. Отсмотрев семь десятков кандидатур молодых начинающих актрис, Мережко приуныл. Найти нужный типаж казалось нереальным. Семьдесят первой стала 22-летняя Настя Микульчина из Молдовы. В ней было все, что требовалось режиссеру. Плюс очаровательный, едва различимый приднестровский акцент, который был и у героини. Виктор Иванович ни разу о своем выборе не пожалел. На съемочной площадке молодая актриса работает на равных с маститыми партнерами Анастасией Мельниковой, Дмитрием Нагиевым, Иваном Бортником, Олегом Басилашвили и другими.
Всем актерам пришлось учиться премудростям авантюрно-бандитской богемы XIX столетия. Питерскому интеллигенту Басилашвили, играющему учителя Соньки, старого вора, непросто давалась блатная феня. Но актеру нравится пробовать что-то новое. Олег Валерьянович признался, что окунуться в воровскую среду позапрошлого века ему даже интересней, чем сыграть Воланда. Ему предлагали дублера в сцене драки с молодым вором. Но Басилашвили сказал, что сам справится. И дрался в кадре, как заправский урка. Дмитрий Нагиев блестяще сыграл надзирателя, трагического подлеца.
Ловкости рук Настю Микульчину, исполнительницу роли Соньки, учили профессионалы. Не воры, а цирковые фокусники-престидижитаторы. Актриса в образе Соньки блестяще «подбирает» упавшие драгоценности без рук при помощи кусочка смолы на туфлях. Или прячет украденные камни в желудке у ручной обезьянки, а потом изымает их оттуда, делая маленькой помощнице клизму. В 30-градусный мороз Настя снималась в легком арестантском халате и тяжелых деревянных башмаках-сабо на босу ногу. Однажды снег под ней провалился, девушка рухнула в пятиметровую яму и чудом осталась жива. Зато актеры шутят, что теперь, освоив воровскую профессию, не пропадут в жизни, если вдруг останутся без основной работы.
Съемки кроме Одессы проходят в С. — Петербурге, Карелии и Чехии. Пошито огромное количество оригинальных костюмов, только у Соньки в сериале больше полусотни нарядов. Художником на картине работает сын Виктора Ивановича — Иван Мережко. Предположительно, к весне следующего года сериал появится в эфире.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!