Борису Березовскому аплодировал бы сам Лист: Его имя — в Книге рекордов Гиннеса
Яков Коваленский
24 июля 2007
10297
Выдающийся российский музыкант Борис Березовский, живущий сейчас на Западе, родился в 1969 году в Москве в музыкальной семье. У мальчика очень рано проявились музыкальные способности. С трех с половиной лет он начал заниматься музыкой с отцом Вадимом Абрамовичем Березовским — известным педагогом. Все началось с обучения сольфеджио, и вскоре ребенок уже свободно читал с листа. В пять лет он поступил в гнесинскую школу-десятилетку и, начиная с нулевого класса и до выпуска, в течение 12 лет занимался у замечательного педагога Ирины Сергеевны Родзевич. В школьные годы он принимал участие в различных детских конкурсах. В третьем классе на школьном Баховском конкурсе он хотя и играл хорошо, места никакого не получил, очень расстроился и сказал родителям, что больше не будет участвовать ни в каких конкурсах. Однако в девятом классе принял участие во Всероссийском конкурсе, проходившем в Уфе, и получил приз "Надежда".
В школьные годы он много читал и под влиянием Чехова сам писал рассказы. Но это увлечение со временем прошло, а все свои чувства и любовь он отдал и отдает музыке.
Выдающийся российский музыкант Борис Березовский, живущий сейчас на Западе, родился в 1969 году в Москве в музыкальной семье. У мальчика очень рано проявились музыкальные способности. С трех с половиной лет он начал заниматься музыкой с отцом Вадимом Абрамовичем Березовским — известным педагогом. Все началось с обучения сольфеджио, и вскоре ребенок уже свободно читал с листа. В пять лет он поступил в гнесинскую школу-десятилетку и, начиная с нулевого класса и до выпуска, в течение 12 лет занимался у замечательного педагога Ирины Сергеевны Родзевич. В школьные годы он принимал участие в различных детских конкурсах. В третьем классе на школьном Баховском конкурсе он хотя и играл хорошо, места никакого не получил, очень расстроился и сказал родителям, что больше не будет участвовать ни в каких конкурсах. Однако в девятом классе принял участие во Всероссийском конкурсе, проходившем в Уфе, и получил приз "Надежда".
В школьные годы он много читал и под влиянием Чехова сам писал рассказы. Но это увлечение со временем прошло, а все свои чувства и любовь он отдал и отдает музыке.
После окончания школы Березовский поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Элисо Вирсаладзе и частным образом занимался у Александра Саца. Студентом-первокурсником консерватории в 1987 году выступил на международном конкурсе в английском городе Лидсе и получил четвертую премию. После дебюта в знаменитом лондонском зале Wigmore Hall газета "Таймс" отметила его как "многообещающего артиста, исполнителя ослепительной виртуозности и огромной силы".
В 1990-м он блестяще выступил на IX Международном конкурсе имени Чайковского в Москве и получил золотую медаль. Игра Березовского покорила всех: и членов жюри, и публику. После конкурса началась активная концертная деятельность пианиста. С начала 90-х годов он с семьей поселяется в Англии, а в последние годы живет в Брюсселе, выступает с лучшими оркестрами мира: "Филармония", Лондонским и Нью-йоркским филармоническими, "Би-би-си", Концертгебау, Филадельфийским, Бирмингемским, Лос-анджелесским симфоническими и другими. Он сотрудничает с выдающимися дирижерами современности — Куртом Мазуром, Леонардом Златкиным, Александром Лазаревым, Владимиром Ашкенази, Вольфгангом Завалишем. Березовский записал более 20 компакт-дисков с сочинениями Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Равеля, Шопена, Листа, Балакирева, Прокофьева, Бетховена и других композиторов в основном на фирме Teldec. Записи всех этюдов Шопена и первой сонаты Рахманинова удостоены наград Ассоциации немецких критиков в 1992 и 1994 годах соответственно, а запись сочинений Равеля в 1995 году получила призы "La mond de la musis" и "Diapason" во Франции.
Несколько лет назад Березовский исполнил в Москве за один вечер все пять фортепианных концертов Бетховена с оркестром "Musica viva" под управлением А. Рудина. Обычно все концерты Бетховена исполняются в течение двух или трех вечеров. Новый подход пианиста показал не только его мощное исполнительское мастерство, но и потрясающую выносливость. Особенно удались ему Третий и Четвертый концерты и медленные части всех концертов. Этот цикл он сыграл дважды: в Швеции со Шведским камерным оркестром под управлением Томаса Даусгаарда (и записал с ним на фирме Simax на трех компакт-дисках) и в Москве. Это уникальное исполнение попало в Книгу рекордов Гиннесса.
В настоящее время Борис Березовский осуществляет большой проект: он записывает на французской фирме "Mirare" все фортепианные сочинения Рахманинова с участием оркестра Уральской филармонии под управлением Дмитрия Лисса. Уже вышло несколько компакт-дисков из этого большого цикла, и они вызвали восторженные отзывы меломанов и критики.
Пианист исполняет камерную музыку со скрипачами В.Репиным, Ю.Рахлиным, Д.Ситковецким, кларнетистом М.Коллинзом и пианистами Б.Анжерер и А.Мельниковым. Скрипач Д. Махтин, виолончелист А. Князев и Б. Березовский сыграли и записали на компакт-диски несколько фортепианных трио Рахманинова, Шостаковича и Чайковского. С этой программой они гастролировали в европейских странах и исполнили ее в Малом зале Московской консерватории на концерте памяти Е. Светланова. Существует и DVD с записью трио Чайковского.
Березовский выступает на многих мировых фестивалях музыки, проходящих в США, Франции и Англии.
В феврале текущего года Березовский организовал в Москве, в Академии имени Гнесиных второй фестиваль, посвященный творчеству Н.К. Метнера (первый прошел в 1995 году), и сам принял участие в двух концертах — исполнил "Трагическую сонату", несколько "Сказок", а также аккомпанировал певице Я. Иваниловой. Страстный поклонник и пропагандист музыки Метнера, до последнего времени не часто звучащей на концертной эстраде, Березовский пригласил участвовать в фестивале известного исполнителя метнеровской музыки английского пианиста профессора Хэмиша Милна и бельгийского скрипача Майкла Гуттмана. В фестивале также приняли участие профессора и преподаватели Гнесинской академии.
Пианист любит играть музыку композиторов, редко звучащую на концертах. В последние два года он возродил к жизни творчество выдающегося композитора и виртуоза Леопольда Годовского (см. "Алеф" № 939). О том, как это произошло, он рассказал в своей статье, опубликованной в журнале "Piano": "Я был в музыкальном магазине и увидел ноты с сочинениями Л. Годовского. Вглядевшись в них внимательно, я испытал головокружение… Я никогда не слышал на концертах и в записях этюдов Шопена в обработке Годовского. И когда я начал их изучать, то загорелся и решить их исполнить и записать, хотя они невероятной трудности, как говорится, перехватывает дыхание. Я сыграл их впервые в Олденборо на Бриттеновском фестивале".
По итогам 2005 года фирма Би-би-си назвала компакт-диск Березовского с записью этюдов Шопена-Годовского лучшим диском года.
В марте этого года английский журнал "Gramophone", рассмотрев все имеющиеся записи (с 1928 по 2005 годы) сложнейшей виртуозной пьесы Балакирева "Исламей", присудил Березовскому премию за лучшее исполнение этого сочинения, назвав его игру "триумфальной" и провозгласив его "Королем Исламея".
29 мая Березовский дал сольный концерт в Светлановском зале Московского дома музыки. Программа состояла в основном из виртуозных сочинений: "Исламея" Балакирева и "12 трансцендентных этюдов" Листа, а также двух скерцо Шопена и прелюдий Лядова. Концерт показал все лучшие качества пианиста: его выдающуюся технику, тонкий лиризм, глубокое понимание замысла композиторов. "Исламей" под руками Березовского — это сплав обжигающей страсти и стихийного темперамента.
Ференц Лист (в 3-ей редакции) назвал свои произведения "Этюдами высшего исполнительского мастерства". Стандартное слово "этюды", подразумевающее музыкальные упражнения, Лист превратил в изумительный цикл романтических пьес, требующих от исполнителя огромного технического мастерства. Десять из них имеют программные заголовки. Музыкальные темы часто навеяны картинами природы ("Метель", "Пейзаж", "Дикая охота") или фантастическими сценами ("Героика", "Видение"). Некоторые связаны с литературными произведениями (этюд "Мазепа" вдохновлен поэмой Гюго). Березовский покорил публику не только виртуозностью своей игры, но и глубоким романтизмом при передаче замысла Листа. Особенно удались ему такие этюды, как "Метель", "Мазепа", "Героика". Пианист создал не только звуковую, но и визуальную картину: так и видишь безумную скачку на коне гетмана Мазепы, вихри снежной метели, шествие революционных масс. Прелюдии Лядова были сыграны очень тонко, нежным и теплым звуком.
У Березовского редкий исполнительский дар: он умеет быстро найти контакт со слушателями и создать атмосферу взаимопонимания и сопереживания. У него потрясающая техника, изумительный теплый звук, красивое легато. Но самое главное — он чувствует исполняемую музыку, постигает ее глубину. Он достойно продолжает и развивает традиции русской фортепианной школы.
Пианист часто выступает со старшей дочерью Эвелиной — ей сейчас 14 лет, она замечательная пианистка — с исполнением концерта Моцарта для двух фортепиано. Девочка учится в английской Purcell-school, но несколько раз в году приезжает в Москву, где сначала занималась с дедушкой, а теперь — в гнесинской десятилетке с Л.А. Григорьевой: российское музыкальное образование до сих пор остается самым лучшим в мире. Недавно на конкурсе в Риме Эвелина Березовская получила диплом. Вторая жена Березовского Эллина Пак — родом из Ташкента, выпускница Московской консерватории по классу скрипки. У них сын Андриан. Музыкальная династия Березовских продолжается.
У Бориса легкий характер, он контактен, общителен, обаятелен и щедр. Он тонкий ценитель живописи и частый гость музеев Лондона, Берлина, Парижа. С детства увлекается спортом и до сих пор любит играть в футбол. Его ждут на лучших концертных площадках мира, особенно в России. И можно не сомневаться, что его выступление всегда будет интересным и значительным.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!