ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА
— Где?
— Ой, сложно сказать. Кажется, в Варшаве. Вся наша родня погибла, о предках знаю только по рассказам бабушки Риммы. Ей сейчас 81 год, она прекрасно знает идиш — по-моему, даже лучше, чем русский. Когда была маленькой, любила слушать ее рассказы о войне. О, у меня героическая бабуля! Она дошла до Берлина. Еще один артист в семье — мой дядя, он работал в кукольном театре, в Белоруссии. — У родителей — земные профессии? — Да, театром не увлекались. Правда, отец, Яков Михайлович, от природы чрезвычайно артистичен, но выступать ему довелось только на кухне: рассказывал анекдоты и даже пародировал...
— Кого? Наверное, Генерального секретаря ЦК КПСС?
— Совершенно верно — политиков и любимых артистов. А работал и художником, и предпринимателем, сейчас в ЖЭКе подрабатывает на полставки. Ну а мама, Нина Львовна, всю жизнь проработала на швейной фабрике. Знаете, это было спасением во времена тотального дефицита: мама с фабрики какие-то лоскутки приносила и мастерила мне платьица. Однажды, правда, была смешная история. Отец достал коричневый кримплен, принес домой, собирал сшить в ателье "тройку". Прошло некоторое время, и у меня появляется прелестная юбочка из такого же кримплена. Папа, понятное дело, забил тревогу. Спрашивает маму: откуда юбка? Мама вопрос приняла в штыки: а что, только у тебя в городе блат есть, — подруги достали. И отец поверил. Понес отрез в ателье, заказал жилетку, брюки и пиджак. С него долго снимали мерки, потом спросили: уверен ли он, что из этого куска можно сделать "тройку". Отец заявил: "Вы знаете, меня обмеряли профессионалы, и они сказали, что здесь даже с запасом". В общем, домой в готовом костюме он шел переулками…
— Потому что выглядел как Чарли Чаплин?
— Да, как Чарли Чаплин. Потом вспоминал: "Я очень хотел, чтобы мама увидела меня в этом пиджаке перед тем, как натянуть ей этот пиджак на голову".
— Надо же, какие страсти бушевали в вашем "древе жизни". Ну а как же на ветку залетел Воробей?
— "Воробью" шесть лет. В питерском театре "Буфф" пародировала Эдит Пиаф. "Пиаф" в переводе с французского — "воробышек". К тому же легко запоминается. И, думаю, очень мне подходит — отражает мой неунывающий характер.
— В вашей жизни больше грустного или смешного?
— Не скажу, что порхаю воробышком. У каждого артиста путь к успеху, к зрительскому пониманию очень тернист и извилист. Четыре года не было ролей, первую главную роль получила только потому, что любимица мастера курса ушла в декретный отпуск. Только тогда раскрылась как комедийная актриса.
— Не замечали таланта или не хотели замечать?
— Дело не в этом. Нас на курсе пять девчонок — четыре красавицы, как говорили, и одна… клоунесса. Поначалу расстраивалась, а потом решила: может, лучше быть одной, чем одной из.
— Поступая в театральный, мечтали сыграть Джульетту?
— Конечно. Джульетту, Катерину в "Грозе". Но на одном из экзаменов педагог сказал: "Лена, понимаешь, ты некрасивая. Ты — смешная".
— Обидно?
— Очень обидно. Поняла, что роли достанутся очень и очень не скоро. А потом был конкурс 93-го года "Ялта-Москва-транзит", ставший открытием для коллег по театру, а главное — для режиссера. Да и сама, честно говоря, не рассчитывала на такой успех.
— Пародией занялись сознательно?
— Нет, конечно. Не собиралась заниматься пародией, даже в самых смелых снах такое не снилось. Просто Владимир Винокур искал для своего Театра пародий актрису, которая не боялась бы быть смешной, могла двигаться, петь. Пришла и экспромтом сделала пародии на Пугачеву, Долину и Вайкуле. Винокур сказал: "Все замечательно — берем!"
— Пародируя звезд, не думали, понравится им или нет?
— Нет, просто оказавшись среди юмористов и понимая, что от меня ждут пародий, совершенно не задумывалась, как к ним отнесутся певицы. Самое главное, чтобы было смешно и понятно.
— И даже, когда снимались в "Рождественских встречах", перед Пугачевой коленки не затряслись?
— У меня не тряслись коленки, в голове бродила одна мысль: если вдруг сейчас мое выступление прекратится, то это произойдет только по причине отсутствия чувства юмора у слушающих. Но, кстати, во время съемок, по-моему, мне одной аплодировали.
— В общем, чувство юмора у всех оказалось на высоте. А вот сейчас многие говорят, что нынешние юмористические телепрограммы — чуть ли не эталон пошлости. Вас не обижают такие слова?
— А давайте я сейчас отвечу, как полагается у евреев — вопросом на вопрос. Что вы имеете в виду? Или что они имеют в виду?
— Продолжим разговаривать в прежнем стиле. Вы впервые слышите о том, что программы "Аншлаг" и "Кривое зеркало" — образцы низкого вкуса, дешевый ширпотреб?
— Важно определить, что такое "пошлость". Пошлостью можно назвать вещь примитивную, правда? Пошлостью можно назвать вещь циничную, матерщину, тему "ниже пояса". Это все мы говорим о пошлости, имея в виду абсолютно разное. В последнее время стараюсь почаще ходить в театры. И уверяю вас, что в театре пошлости, в различных ее пониманиях, отнюдь не меньше, чем на эстраде.
— Наверное, сейчас пошлость востребована.
— Нет, не скажите: сегодня на эстраде есть все: и высокий слог, и примитивный. И каждый может найти то, что ему нравится, может переключить канал: с первого на второй…
— А толку-то? Неудачный пример.
— …Со второго на третий, с третьего на четвертый, с четвертого на пятый. Смотрите, сколько сегодня каналов, разнообразных юмористических передач — только ленивый не найдет себе по душе. Или брюзга, у которого проблемы с чувством юмора. А критиковать, знаете ли, легче всего. Напомню: полтора года назад появилась программа "Кривое зеркало", многие перекрестились, стали говорить: наконец-то!.. А сейчас выходят с плакатами… О времена, о нравы!.. Правда? Сама я очень люблю старые номера: и Райкина, и Хазанова, и Жванецкого, и Альтова. И в то же время с горечью вижу, как мои современники слушают те же монологи — и в лучшем случае мнутся. И я понимаю, что юмор сегодня другой.
— А когда смотрите "Аншлаг", "Кривое зеркало", смеетесь?
— Не смеюсь. Честно говоря, вообще смеюсь редко. У меня свое чувство юмора. Иногда в театре смеюсь там, где никто не смеется. Или раньше на несколько секунд, чем остальные. Не так давно, например, я смотрела спектакль "Квартет" в БДТ с Зинаидой Шарко, Алисой Фрейндлих, Олегом Басилашвили, Кириллом Лавровым. Действие происходит в доме престарелых, все они — бывшие оперные звезды… Блистательно играла Зинаида Шарко, я ловила каждое ее движение. И мне было смешно, как ее персонаж решен в костюме — в этом для меня была клоунада… Потом, там настолько изящная драматургия. И при безукоризненной актерской игре, поверьте мне, в этом спектакле было много смешного. Юмор другого качества. Хотя даже там были такие пикантные моменты, которые, может быть, ханжа какой-нибудь счел бы пошлостью.
— Вы так увлеченно рассказываете о театре. А в одном из интервью вы сказали: если совсем будет тошно на эстраде, уйду в театр. Может, время пришло?
— Я готовлю премьеру. Это комедия. Но больше ничего рассказывать не буду из суеверия.
— Выйти на драматическую сцену — на сегодня ваша главная цель?
— Ой, и хочется, и колется, что называется.
— Почему хочется, понять можно. Почему колется?
— Вы знаете, я, конечно, преклоняюсь перед Геннадием Викторовичем Хазановым, который взял да и ушел с эстрады, сказал — и отрезал. Однажды мы с ним очень откровенно поговорили об эстраде, какая она перекошенная вся, о том, что бьют ее, ноги об нее вытирают. И он сказал: "Куда же ты идешь? Единственный верный путь — это театр". На что я ответила абсолютно искренне: "Геннадий Викторович, вы к этому выводу пришли спустя десятилетия, пройдя весь этот путь. А, не набив шишек, не отведав в полной мере, невозможно от этого отказаться". Чтобы уйти с эстрады, надо быть к этому готовым. Пока я не готова.
— К тому же эстрада приносит еще и немалый доход.
— Ну, если я кормлю семью. Нет, не кормлю. Правильнее было бы сказать -помогаю.
— Поэтому, наверное, дочку видите не часто?
— Хотелось бы чаще. Ухожу из дома, она еще спит, прихожу — уже спит. Но Соня пока еще слишком маленькая, чтобы предъявлять претензии, три годика недавно исполнилось. Кстати, собирается идти по маминым стопам.
— А что, какие-то данные имеются?
— Не знаю насчет данных, настроена она решительно. Говорит: я буду выступать на сцене вместе с тобой.
— Кто в вашей семье глава?
— Я.
— А муж?
— Я не замужем.
— Это ваше счастье или неудача?
— Ой, не знаю. Может, это чье-то счастье, что я не замужем.
— Чтобы быть вашим мужем, нужно обладать изрядным чувством юмора?
— Определенно. Но не в том, чтобы относиться ко мне с юмором. Как раз ко мне нужно относиться серьезно. Просто чувство юмора — вещь великая. Оно помогает и слабым, и сильным, строить и жить помогает. И у моего бывшего мужа оно, несомненно, было. Но в один момент, видимо, нам обоим отказало.
— А вот говорят, что профессиональные шутники в жизни — скучные и неразговорчивые люди. О себе можете такое сказать?
— Могу. То есть не могу сказать, что я скучный и неразговорчивый человек, но частенько пребываю, скажем, в лирическом настроении… Да нет, что я говорю. Вообще, по жизни я оптимистка законченная. Даже несмотря на то, что частенько грущу.
— Как спасаетесь от уныния?
— Вот сегодня была в спа-салоне. Времени, к сожалению, не так много. В выходные, если бы на улице не было снега, наверное, отправилась бы на природу. Просто очень люблю тепло, как все Близнецы. Вот немного потеплеет, обязательно поеду на рыбалку. Благо удочек у меня хватает — друзья надарили. Так что жду весеннюю поклевку.
— На рыбалке удается побыть в любимом лирическом настроении?
— На рыбалке?! Что вы! Там некогда грустить. Особенно если учесть, что последний раз свалилась в воду.
— Что с вами случилось? Поймали акулу?
— Ничего не случилось. Стояла на берегу и размышляла: глубокая река или нет. А земля была влажная, и кроссовки заскользили. Летняя резина была, понимаете, надо было надевать "шиповки".
— Вернемся к спа-салонам. Забота о внешнем облике отнимает время?
— Нет. Надо было бы поменьше работать, побольше нежиться. Пока не могу себе позволить, но дома какое-то время уделяю.
— Мужчины заметили, что вы похорошели.
— Правда? Спасибо. Обещаю не останавливаться на достигнутом. Сейчас в погоне за гармонией душевной и духовной довольно часто посещаю спортзал. На гастролях нет возможности заниматься спортом, это даже немножко меня угнетает.
— А на улицу можете выйти без макияжа?
— Могу, но недалеко. Поверьте, макияж предпочитаю едва заметный.
— У вас яркий сценический образ, на улице узнают?
— Да вы что?! Даже в темных очках все равно узнают. Вроде, думаю, без балетной пачки, без чубчика, без парика, без костюмов наших прим, которых пародирую. Но вот сигналят вслед. Стараюсь не обращать внимания.
— Какой, к примеру, комплимент вас покорит?
— Вы произнесли его. Пару минут назад…
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!