Традиция утверждает, что в создании нового человеческого существа участвуют три "партнера": отец, мать и Творец. И каждому человек воздает должное: уважение и послушание — своим родителям, соблюдение Субботы и других заповедей — Творцу.
Согласно другому объяснению, Тора здесь указывает, в какой мере необходимо слушаться своих родителей. Дети обязаны выполнять их указания до тех пор, пока они не вступают в конфликт с законами Торы. Но если отец и мать требуют нарушить святость Субботы (или какую-нибудь другую заповедь Торы), то в таком случае ты не обязан их слушаться.
Только и всего
Сказано в Торе в нашей главе: "Святы будьте". Что это означает на практике? "Всего лишь" стандартное поведение, предписанное Законом и Торой, о котором сказано дальше: "бойтесь отца и матери", "соблюдайте Мои субботы", "не крадите, не лгите" и т.д. Оказывается, что тот, кто просто неукоснительно соблюдает эти предписаний, уже достоин эпитета "святой". Только и всего. (Из комментариев)
"И будете святы Мне... и Я выделю вас от (других) народов" (20:26)
Если вы будете святы, то есть будете выполнять Мои заповеди, этим Я вас отделю от остальных народов. А если нет, то другие народы "позаботятся" о том, чтобы сделать вас изгоями и отщепенцами в семье народов.
(Рабби Хаим из Воложина)
Глава "Бегар" —
"И говорил Всевышний, обращаясь к Моше на горе Синай"
"Ибо Мне рабы сыны Израиля, они — Мои рабы…" (25:55)
Иногда Всевышний называет еврейский народ "своими сынами" и даже: "своим первенцем", а иногда — "рабами". Удивительно, но тут нет противоречия. Наше тело должно выполнять волю Творца, как раб выполняет приказание своего господина. Но наша душа — эта частица Б-га, и она испытывает горячую любовь к Творцу, как сын по отношению к своему отцу. Значит, и то, и другое верно.
Глава "Эмор" —
"Скажи священникам,
сынам Аарона"
Сердечный разговор
Рабби Исроэль из Вижницы как-то раз заметил, что один из хасидов пытается подражать его интонациям во время молитвы. Столкнувшись с ним еще раз, рабби Исроэль как бы невзначай сказал: "Вряд ли у тебя это получится. Ведь я каждый день молюсь иначе".
Молитва, как ее понимают хасиды, — это доверительный, сердечный разговор со Всевышним. А когда общаются с близкими, один разговор никогда не похож на другой.
Глава "Бехукотай"
"Если законам Моим будете следовать..." ("Ваикра", или "Левит", 26:3)
Наша глава начинается словами: "Если уставам Моим будете следовать и заповеди Мои соблюдать и исполнять их, то Я пошлю вам дожди вовремя, и земля даст свой урожай, и дерево полевое принесет свой плод". Таким образом Тора устанавливает "награду" и обещает благословение за изучение Торы и соблюдение заповедей. Тогда "Я буду вам Б-гом, а вы — Моим народом".
"Но если не послушаете Меня, и не будете исполнять заповеди эти..." (26:14), то неизбежно последуют кары. И далее семь раз перечисляются наказания за нарушение Торы и отход от Традиции, так называемые проклятия. Одно из самых тяжелых для чтения мест в Торе. Однако Алтер Ребе утверждал, что в этих "проклятиях" скрыто благословение самой высшей "пробы".
В конце излагаются законы оценки людей, скота и земельных угодий, а также законы посвящения Всевышнему имущества и порядок их выкупа. В древности было принято часто давать пожертвования священникам и на храмовые нужды.
Глава "Бемидбар"
("В пустыне")
"И говорил Всевышний, обращаясь к Моше, в пустыне Синайской (...), и сказал: Произведите исчисление всей общины сынов Израиля, по семействам их, по домам отцов их, по числу имен, всех мужчин поголовно" ("Бемидбар", или "Числа", 1:1)
Библейское название четвертой книги Торы — "Числа" — тоже заимствовано из еврейской Традиции, где эта книга называется еще "Книгой исчислений". Действительно, в первых главах производится подсчет численности израильтян по коленам, а также численности левитов и священников по семьям и родовым племенам. В частности, в нашей главе описаны порядок назначения левитов ответственными за святилище, расположение еврейских колен в пустыне и порядок их движения, родословная Аарона и левитов, подсчет численности левитов и расположение каждого дома левитов. Отдельная процедура — исчисление первенцев, которые впоследствии уступили свои священнические полномочия колену Леви. При этом численность тех и других почти совпала. Перечислены обязанности левитов в пустыне.
Город, который объединяет
Сказал рабби Иегошуа бен Леви: "Почему сказано в Псалмах (122:3): "Отстроенный Иерусалим — город, в котором все слито воедино (хубра)"? Этот город объединяет весь еврейский народ, и делает их друзьями (хаверим).
(Иерусалимский Талмуд, трактат "Хагига", 3:6)
Центр мира
Мудрецы сказали, что Иерусалим находится в центре мира. Одни полагают, что речь идет о физическом местоположении. Но на самом деле это не так. Речь идет о тонкой структуре мира, и в этом смысле Иерусалим — духовный центр всего мира.
(МАГАРАЛ из Праги)
Пуп мира
Как пупок расположен в самом центре человеческого тела, так и Земля Израиля — это пуп мира, и находится в самом ее центре, а святой город Иерусалим — в самом центре Израиля, Храм — в центре Иерусалима, Ковчег Завета — в центре Храма, а т.н. "краеугольный камень" — "эвен-га-пина" — располагался перед Ковчегом и служил опорой всего мира.
("Мидраш Танхума")
Слава Иерусалима
Когда однажды в Любавичи прибыл один хасид из Иерусалима, Ребе Цемах Цедек вышел ему на встречу в субботних одеждах, заявив: "Мы должны оказать ему особый почет, ради святости Земли Израиля и Иерусалима".
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!