Маркс — гений, злодей, романтик, разрушитель

 Юрий Безелянский
 24 июля 2007
 5033
Есть знаменитости, которых вспоминают в юбилеи: грянуло 100, 200 лет — и их чествуют. А иных помнят всегда, восхищаясь или браня. Таков Карл Маркс, вечно живой — фигура неоднозначная, противоречивая...
О нем изданы горы книг, тысячи диссертаций, романы, песни, к примеру, "Песня о Марксе" с визгливым припевом: "Бессмертен Маркс! Его дела живут..." И, конечно, это о нем — "бесстрашный, мудрый и могучий,/ влюбленный в правду Прометей". Человек-легенда, человек-миф. Он родился 5 мая 1818 г. в Трире, чудесном городке, где по соседству с его домом — бордель. Однако он не успокоил Маркса, одолевали другие страсти: как достичь социальной гармонии. Учился в Бонне и Берлине, в 1841-м стал доктором философии (устанавливал "Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура"). Женился на Женни фон Вестфален. Переехал в Париж. В 1844-м подружился с Фридрихом Энгельсом (сладкая историческая парочка), вместе создали "Немецкую идеологию", а в 1848-м — пригрозили призраком коммунизма в "Манифесте коммунистической партии". Этот призрак с косой пронесся по миру — от России до Кампучии. Власти не очень жаловали Маркса, высылали из Франции, Германии, Бельгии. Наконец, обосновавшись в Лондоне, создал главный труд — "Капитал". Первый том (1867) вышел в Гамбурге, остальные посмертно. Причастен к созданию I Интернационала и международного товарищества рабочих, однако при жизни гения марксистские идеи не привились. 14 марта 1883-го тихо заснул в своем кресле. На похоронах присутствовало всего 20 человек. Энгельс сокрушался: "Самый научный ум нашей партии перестал мыслить…" Он выразил надежду, что имя Маркса переживет века. И как в воду глядел — марксизм накрыл мир с головой, и тот забулькал от революционного брожения, ставшего локомотивом истории, подтвердив тем самым предсказание своего творца. Задолго до того, как локомотив разогнал сумасшедшую скорость, Отто Бисмарк, хорошо знавший Маркса, напророчил: "С этим бухгалтером мы еще намучаемся". Почему бухгалтер? Да потому что Маркс отличался немецким педантизмом, подкрепляя цифрами и прочей статистикой свою теорию социализма, из утопии сделав ее наукой. "Капитал", конечно, великая книга, впрочем, как и другие сочинения Маркса, взять хотя бы его мысли об отчуждении труда, о принудительном характере труда, о тяжелой и монотонной работе. "...Человек чувствует себя свободно только при выполнении животных функций, в лучшем случае еще расположившись у себя в жилище, украшая себя и т.д. — а в своих человеческих функциях ощущает себя всего лишь животным..." ("Труд и отчуждение"). А разве не актуально его утверждение, что "с ростом массы предметов растет царство чуждых сущностей, под игом которых находится человек... Вместе с тем человек становится все беднее как человек, он все в большей мере нуждается в деньгах, т.е. его нуждаемость возрастает по мере возрастания власти денег". Цитировать и восхищаться Марксом-теоретиком, как и стилистом, можно долго, если бы не одно "но". Марксизм выдвигал опасные лозунги: долой частную собственность, классы, государства и проч., а дальше мы уже проходили. Как истинный романтик, мечтая о всеобщей гармонии, приветствовал насилие как повивальную бабку истории. Все это покорило Ленина, и марксизм стал не догмой, а руководством к действию. Очень удобно: прикрываясь марксизмом можно, к примеру, отправить всех мыслителей вон из России на "философском пароходе", истребить "чуждые классы" и т.д. И вот уже на марксистских "кирпичах" высится колосс на глиняных ногах — государство рабочих и крестьян. Однако все, что хорошо в теории, на практике оборачивается тупиком — забыли про овраги! Марксизм оказался губительным для миллионов, а "Капитал", возглавивший корабль истории, привел к кораблекрушению. А может, не так читали и не то вычитали? Лично мне довелось читать "Капитал" при подготовке к экзамену "История экономических учений". Но что я? Прочитал и забыл. А другие? И вот сестра разводит, Раскрыв ... пузатый "Капитал" О Марксе, Энгельсе... Ни при какой погоде Я этих книг, конечно, не читал. Это строки из стихотворения Сергея Есенина. А вот один из персонажей пьесы Николая Эрдмана "Самоубийца" говорит: "Я Маркса прочел, и Маркс мне не понравился". Маркса можно встретить во многих книгах. Корней Чуковский, вспоминая Василия Розанова, пишет, что тот не умел слушать, никого не хотел понимать и выдумывал свое. "Это свое совпало с Марксом". Но то Розанов — истинный, но своевольный мыслитель. А простые люди, массы не обладают дотошной пытливостью, у них нет никаких запросов, никаких сомнений, они только слушают своих вождей и начальников, что скажут — так и будет. Главное, жить и действовать под портретами вождей. Об этом у Маяковского в стихотворении "Служака" (1928): А на стенке декорацией Карлы-марлы борода... Главное, борода. И вот уже молодое поколение распевает: "Мой бой с бородой..." Но вернемся, однако, к самому Марксу. "Он во всем был масштабен, как океан", — восторгалась им Наталья Сац. Кто спорит? Умнейший и эрудированный человек, изучал философские труды Шеллинга, Канта, Гегеля, Лессинга. Переводил Тацита и Аристотеля. Сочинял стихи. Писал любовные письма. "Я работаю, как бешеный, ночи напролет над подытоживанием своих экономических исследований...", — сообщал Маркс Энгельсу. Чтобы написать в "Капитале" 20 страниц об английском законодательстве по охране труда, он проработал целую библиотеку "синих книг" с отчетами фабричных инспекторов Англии и Шотландии. "Филистер не хочет быть мыслящим существом, ни свободным человеком, его единственная цель в жизни — жить и оставить после себя потомство, — писал Маркс в письме к Руге (1843). — Лишенный чувства свободы, филистер принимает мир таким, какой он есть. Филистерский мир — это мир общественных животных, мир рабов-филистеров и господ-филистеров, принцип которых — обесчеловеченный человек..." С филистерами все ясно. А вот как насчет еврейства? Как относился Маркс к этому миру, будучи евреем? Более того, и по отцовской, и по материнской линии потомком длинной череды известных раввинов. Его мать Генриетта Пресборк происходила из голландской раввинской семьи, отец Гиршель (Генрих) Маркс, адвокат, но тоже раввинских корней. Примечательно, что мать в конце жизни считала, что лучше бы ее сын вместо того, чтобы писать о капитале, составил бы себе капитал. Маркс не составил. Более того, не хотел считать себя евреем, предпочитал считаться исключительно немцем. К богатеям-евреям был непримирим: "...за каждым капиталистом стоит еврей... Поэтому нам нужно уничтожить евреев, чтобы их зловонием пробудить рабочих всего мира к классовой борьбе..." То есть классовая борьба выше всякого еврейства! Силен Карлуша! А ведь был наречен Мордехаем и обрезан по еврейскому обычаю. Впрочем, не только к евреям, но и к другим народам относился без всякого почтения: хорваты и чехи — "сброд, оборванцы", поляки — "ничтожная нация", русские — "собаки". С теоретических высот и прозрений Маркс даже о гегемоне отзывался отнюдь не в парламентских выражениях: "Не найти больших ослов, чем эти рабочие. Жаль, что с такими людьми приходится делать мировую историю". Другими словами, любил абстрактное человечество, но отнюдь не отдельных его представителей. Кстати, и в семье был эгоистом, деспотом и грубияном. "Борьба... была его подлинной стихией", — говорил друг Энгельс. А раз борьба, то какие могут быть сантименты?! Недавно во Франции вышел роман Франсуазы Жиру о семейной жизни Маркса, где предстает совсем иной Маркс: "всегда элегантный, он носил монокль, любил хорошие сигары, вина, хорошую жизнь. Всю жизнь гонялся за убегающей дичью — деньгами..." Увы, он был плохим охотником. И часто жил за счет Энгельса. Был в его жизни период, когда нечем было платить за жилье, а в продовольственной лавке отказывались отпускать продукты в кредит. Оказавшись в отчаянном материальном положении, Маркс пытался получить место писаря в железнодорожном депо. Однако и тут ему, знавшему об экономике Англии, о законах развития общества больше, чем все экономисты королевства, вместе взятые, отказали — на том основании, что у него плохой почерк. Так что всякое было в жизни Маркса — и хорошие сигары с винами, и пустые полки. Частная жизнь — сфера, конечно, деликатная. Не вторгаясь в нее, вспомним всего два факта. Первый — малоизвестное письмо 24-летнему Полю Лафаргу, влюбленному во вторую дочь Маркса — Лауру. "Дорогой Лафарг! Если Вы хотите продолжать свои отношения с моей дочерью, то нужно будет отказаться от Вашего метода "ухаживания". Вы прекрасно знаете, что твердого обещания нет, что все еще неопределенно. И даже если бы она была помолвлена с Вами по всем правилам, Вы не должны были бы забывать, что дело это затяжное... На мой взгляд, истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже робости влюбленного в отношении к своему кумиру, но отнюдь не в непринужденном проявлении страсти и выказывании преждевременной фамильярности... Если, находясь вблизи нее, Вы не в силах проявлять любовь в форме, соответствующей лондонскому меридиану, придется Вам покориться необходимости любить на расстоянии..." Вот такой пуританин обитал на суровом лондонском меридиане — и никаких африканских страстей. С апреля 1845 года деля с семьей Марксов все тяготы эмиграции, нищету, болезни и смерть четверых детей, незамужняя женщина рожает 23 июня 1851 г. сына Генри Фредерика. Имя отца в свидетельстве о рождении отсутствовало. Со временем став инженером, он часто бывал в доме Марксов. Дочери Маркса полагали, что отцом Фредди был Энгельс, и возмущались его нежеланием помогать "сыну" и встречаться с ним. Так кто же все-таки был отцом бедного Фредди? Тайна раскрылась в одном из писем Клары Цеткин: Карл Маркс — вот кто был истинным отцом внебрачного сына Елены Демут. Кто кого соблазнил: Маркс экономку или она его? — уже не откроется никогда. Но вот отцовство открылось, и архивисты, обнаружив компрометирующее письмо, обратились к Сталину за советом. Вождь начертал резолюцию: "Пустяковое дело. Пусть лежит весь этот "материал" глубоко в архиве. И. Сталин. 2/1. 34". Так что и в личной жизни Карла Маркса теория с практикой не уживались. Меридиан двоился... Но, в конечном счете, все личное уходит вместе с ним. Нам, собственно, какая разница, каким именно был, скажем, Спиноза или Генрих Гейне? Главное — их сочинения. Так и Карл Маркс. Спал — не спал, любил — не любил. Что писал — вот главное. Но у всякого творческого наследия своя причудливая судьба. Сочинения Маркса ныне не в чести, их мало читают, еще меньше изучают, появились новые пророки и провидцы. Тем не менее, и от Маркса осталась марка, имя, брэнд. Он частично ушел в фольклор. Ребенок спрашивает бабушку: "А кто такой Карл Маркс?" — "Экономист". — "Как наша тетя Циля?" — "Нет, она — старший экономист". Он вошел во все сборники афоризмов. Крылатые, отчеканенные фразы типа: "Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий". Фраза в самую десятку. А мне лично нравится высказывание Маркса по поводу СМИ: "Свободная печать — это зоркое око народного духа, воплощенное доверие народа к самому себе, говорящие узы, соединяющие отдельную личность с государством и с целым миром". Как точно! И как извратили прекрасные слова Карла Маркса его последователи — марксисты, коммунисты и чекисты. Марксизм, теории и идеи Маркса — для них всего лишь ширма, чтобы за ними прятать политические и социальные "фокусы". Британский политик Клемент Эттли как-то заметил: "Русский коммунизм — незаконное детище Карла Маркса и Екатерины Великой". Ну вот, опять как всегда: начали с Маркса, а закончили все той же Россией. Как известно, Маркс никогда не бывал здесь, бродил по России только призрак коммунизма, вот и не прижился.


Комментарии:

  • 22 января 2019

    Александр

    Ленин взял не лучшие идеи Маркса.

    "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями в своё рабочее время средства для своей счастливой жизни и вместе их потребляющих для восстановления своих потраченных жизненных сил, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства общего для всех в производственных отношениях рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды у каждого будет по зарплате или от уровня и степени мастерства, чтобы сделать эти средства удобными и готовыми для потребления для своей счастливой и благополучной жизни. Формы такого распределения будут меняться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.

    Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого участника производственных отношений в необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде необходимых каждому базовых средств для жизни необходимых каждому для восстановления своей потраченной энергии в труде и для удовлетворения других своих потребностей. но по потребительским качествам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты сверх необходимых каждому для благополучной жизни. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социально справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)

    Таким образом решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий, имея реальную власть и поддержку населения, до гениального простое!

    От каждого по способностям каждому по необходимости от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, если руки не оттуда растут, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления! Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества!

    И никакой уравниловки и какого-либо равенства, кроме равенства прав Человека перед социально-экономическим ЗАКОНОМ принятого большинством населения страны!!! Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также по духовно-нравственным качествам есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на жизнь достойную труда от его количества и квалификации направленного на благополучие общества!


  • 27 ноября 2016

    Сергей

    Нет хороших идей. И плохих. Всё зависит от рук, в которые она попадёт. Так и со всем на свете. Молоток тоже может сделаться орудием убийства.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции