“ОТ ТУКА ЗЕМНОГО”, ИЛИ
О ДАЛЬНИХ РОДСТВЕННИКАХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
Довид КАРПОВ
24 июля 2007
4139
Мы говорили, и уже не раз, что все события современности предсказаны и предопределены в Торе.
Мы говорили, и уже не раз, что все события современности предсказаны и предопределены в Торе. Об этом напоминает нам и известное изречение Алтер Ребе, которое мы выбрали в качестве эпиграфа. Об истоках и внутренней причине затяжного конфликта с арабами тоже можно при желании прочитать в последних недельных главах, где речь шла об Ишмаэле и Эсаве.
Так уж повелось, что зачастую именно родственники доставляют нам больше всего огорчений. И наши ближайшие “родственники”: Ишмаэль (библейский Измаил) – сводный брат Ицхака, и Эсав (Исав) – родной брат Яакова, которого иногда в шутку называют нашим “дядькой” - тоже не являются исключением. Первый – Ишмаэль - стал родоначальником арабских народов. Второй – Эсав, или Эдом - породил Амалека (Амалика) – народ-ненавистник, тем самым положив начало такому мировому явлению, как антисемитизм, а впоследствии передал эстафету ненависти своему духовному и историческому преемнику - Древнему Риму. Последний отомстил за унижение своего прародителя, разрушив Второй храм и отправив еврейский народ в самое тяжелое и продолжительное “эдомское” Изгнание, которое длится до сих пор. И все-таки оба этих народа остаются родственными нам, и их судьбы удивительным и непостижимым образом переплелись с судьбой нашего народа. Подтверждение тому мы находим в первой книге Торы.
Отходы производства
Сказали наши Мудрецы: “От Авраама произошел Ишмаэль”. Ишмаэль “вышел из Авраама”, вобрав в себя все лишнее, все то, что чуждо природе святого народа. Что мы имеем в “остатке”? “Остаток” - это наш праотец Ицхак, истинный преемник и наследник своего отца по духу и праведности. Далее, похожая история с самим Ицхаком, “от которого произошел Эсав”. К Эсаву перешли жестокость и буйный нрав, который он в полной мере передал своим потомкам. Все лучшее, что было в Ицхаке, досталось младшему брату – Яакову, родоначальнику двенадцати колен Израиля. Поэтому мы называемся “Бней Исраэль” - сыны или потомки Израиля.
Об Ишмаэле, или Измаиле, родоначальнике арабских народов, и его характере мы узнаем из Писания (“Берейшит”, 16:11): “И будет он диким человеком: рука его на всех, а рука всех – на нем…” Речь идет о его воинственном нраве и о неизбежной постоянной вражде с другими народами и соседним племенами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что спустя некоторое время после того, как Авраам изгоняет Агарь с сыном, про него сказано (там же, 21:20): “и поселился он в пустыне, и стал стрелком из лука”, то есть воином-кочевником.
Не лучший образ рисует нам Писание и в случае с “красным” Эсавом, который с легкостью пренебрег ненужным ему первородством. Так его характеризует Тора (25:27): “И стал Эсав ловцом, человеком поля”. Основным занятием Эсава стал разбой и грабеж. Впрочем, в Традиции бытует мнение, что те арабы, которых мы знаем сегодня, являются не прямыми потомками Ишмаэля. За долгий исторический срок они успели смешаться и породниться с потомками Ктуры (она же бывшая наложница Авраама – Агарь, мать Ишмаэля), родившимися от возобновленного замужества. Это соседство и связь между Ишмаэлем и Эсавом не случайны. Так уж распорядилась Тора, а вслед за ней и сама история (ведь “история” – она “из Торы”), что оба родственных нам народа являются самыми наши большими недругами и гонителями.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!