Обычно Алтер Ребе, который был среди прочего еще и "баал-крия"*, сам читал Свиток Эстер в Пурим**. Случилось, что его сын и будущий преемник Мителер Ребе (рабби Дов-Бер, 1774-1828) оказался на Пурим в другом месте, где ему пришлось услышать чтение Свитка в ином исполнении.
14 Адара
14 марта
Совсем другая история
Обычно Алтер Ребе, который был среди прочего еще и "баал-крия"*, сам читал Свиток Эстер в Пурим**. Случилось, что его сын и будущий преемник Мителер Ребе (рабби Дов-Бер, 1774-1828) оказался на Пурим в другом месте, где ему пришлось услышать чтение Свитка в ином исполнении.
"Очень интересная история. Даже странно, что я никогда ее раньше не слышал", заметил Мителер Ребе по окончании чтения.
"О чем вы говорите, Ребе! Такого просто не может быть, чтобы вы никогда прежде не слышали историю праздника Пурим", изумился чтец.
"Просто то, что я слышал от отца, совсем иная история", отозвался рабби Дов-Бер.
"А на награбленное не посягнули"
Почему одна из заповедей Пурима предписывает раздавать помощь бедным "подарки нуждающимся"? Это им награда за то, что во времена пуримных событий в Древней Персии, когда Ахашверош позволил евреям защищать себя и даже забирать себе имущество врагов, евреи не воспользовались этим, как сказано ("Книга Эстер", 9:15): "А на награбленное не посягнули". Даже самые бедные из них.
(Ребе из Гура)
"Есть один народ, среди других народов, рассеянный и разобщенный"
("Свиток Эстер", 3:8)
Одним из главных "аргументов", который использовал Аман, чтобы убедить Ахашвероша отдать ему на растерзание еврейский народ, было утверждение: "Есть один народ, среди других народов, рассеянный и разобщенный".
Нет, вовсе не к царю Ахашверошу была обращена эта жалоба, а к Царю царей. Мало того, что этот народ рассеян среди других, так он еще и разобщен, и давно утерял свое былое единство. "И поэтому Царю ничего не стоит бросить его на произвол судьбы", так закончил свою обличительную речь злодей Аман. Но его коварным замыслам не суждено было осуществиться, поскольку и на этот раз еврейский народ нашел в себе силы раскаяться, чтобы вновь обрести единство и вернуться к Торе и традиции. Поэтому и все заповеди праздника Пурим проникнуты прежде всего идеей единства и солидарности.
* "Баал-крия". Чтец, в обязанности которого входит публичное чтение Торы и других традиционных текстов, в частности Свитка Эстер во время праздника Пурим. Он владел искусством произносить слова Торы так, чтобы они доходили до сердца каждого еврея.
** Свиток Эстер, или "мегилат-эстер". Один из пяти "свитков", которые входят в Танах, в раздел "Писания". Публичное чтение Свитка Эстер вечером и на следующий день, наряду с присланными угощениями (мишлоах-манот), пожертвованиями бедным (матанот лоэв'ейним) и праздничным застольем (миште), является одной из главных заповедей праздника Пурим.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!