ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 2984
Недельные главы

Главы "Трума" и "Тецаве" Дополнительный отрывок "Захор"

Помни! "Помни, что сделал тебе Амалек (…) Не забудь!" ("Дварим", 24:17) Как понять эти два повеления, которые дает нам Тора? Ведь на первый взгляд это одно и то же! Объясняют наши Мудрецы: "Помни" — устами, повторяя этот отрывок из Торы, в котором упоминается народ Амалек. "Не забудь" — в сердце. Почему сказано "Помни", что сделал Амалек лично тебе? Потому что Амалек, подобно псу, рискует вредить лишь тем, кто отделяет себя от остального народа Израиля, и если и нападает, то только на отстающих. Руками этого злодея Всевышний учит нас, что наша сила в единстве и сплоченности.

Глава "Ки Тиса" Дополнительный отрывок "Пара"

Избранный народ — "ам сегула" ("Шмот", 19:5) Наверное, ни один эпитет не вызывает так много споров, как выражение "избранный народ" применительно к народу Израиля. На самом деле этот термин в оригинале звучит иначе и имеет несколько иной смысл — "желанный", "бесконечно дорогой", "имеющий непреходящую ценность". Так объяснял внутренний смысл этого выражения Святой еврей из польского местечка Пшисиха.

*   *   *

Словом "сегула" на языке Писания называют нечто исключительно дорогое, обладающее особой, непреходящей ценностью. Выражение "ам сегула" традиционно переводится как "избранный народ". Но по смыслу оно указывает на особую любовь и приязнь, которые Всевышний питает к еврейскому народу и которые никак не связаны с нашими достоинствами или недостатками и не имеют никакого логического объяснения.
(Святой еврей из Пшисихи)

Родственная связь В то же время отношение Всевышнего к еврейскому народу сравнивают с отношением любящего отца к своему сыну-первенцу. Именно этот смысл заложен в слова, сказанные Творцом ("Шмот", или "Исход", 19:5): "И будете Мне самым желанным, то есть избранным народом из всех народов". Пример великого императора Наши Мудрецы, ограничивавшие себя в еде и сне ради изучения Торы в обычные, будние дни, тем не менее, приветствовали сон в субботний день, утверждая, что (см. трактат "Шаббат"): "Сон в Субботу тоже относится к разряду субботних наслаждений". Но рабби Нотэ из Овруча, один из близких учеников Баал Шем Това, взял себе за правило почти не спать в Субботу, объясняя это так: "В Торе сказано ("Шмот", или "Исход", 31:16): "И будут блюсти сыны Израиля день субботний". А какой же страж позволит себе спать на посту?" Однажды до него дошли слухи, что император Наполеон тоже уделяет мало внимания сну, говоря, что ему жалко тратить драгоценное царское время на сон. Услышав об этом, рабби Нотэ пришел в восторг и воскликнул: "Вот и сам император Наполеон согласен со мной! Ведь в Шаббат каждый еврей становится царем! Так неужели тому, кому выпало быть царем всего один день, придет в голову тратить его на какой-то сон?!" "Прощающий грех и преступление" Обращаясь к Всевышнему с просьбой о милосердии, мы перечисляем так называемые тринадцать качеств Высшего милосердия (отсюда 13 — "счастливое" и благоприятное число в еврейской традиции). Среди них мы упоминаем: "прощающий грех и преступление". Но дословно в Торе сказано: "несущий наши грехи и преступления". Всевышний не просто милостив. Только Он один способен поднимать даже наши грехи до уровня служения, как сказано: "Тому, кто глубоко и искренне раскаивается, прошлые грехи засчитываются как заслуги".
(Баал Шем Тов)

Глава "Ваякгель" — "Пкудей" Дополнительный отрывок "Ходеш"

Само название главы "ваякгель" — "и созвал" выражает идею единства, в основе которой лежат еврейские традиционные ценности. "И собрал Моше всю общину сынов Израиля" ("Шмот", 35:1) Единство Второй храм был разрушен за грех беспричинной ненависти и вражды между евреями. Несмотря на кажущуюся несоразмерность самой вины и тяжести последовавшего наказания, на самом деле это была вполне достаточная причина. Поскольку главным условием сооружения передвижного Храма в пустыне — Мишкана, или Скинии, было утверждение единства между евреями: "И собрал Моше" всю общину — всех вместе. Поэтому если нет единства — нет Храма. Испытание богатством В этих главах подробно рассказывается о строительстве передвижного Храма — Скинии, или Мишкана. На изготовление его и принадлежностей пошли драгоценные камни, дорогие ткани, а также золото, серебро, медь. Именно такое применение богатству и является правильным с точки зрения Традиции. Хотя, по мнению рабби Нафтоли из Ропшица, в жизни чаще бывает иначе. Вот что он говорил по этому поводу: "Нет личины лучше, которая бы скрывала истинную сущность человека, чем… богатство. Деньги способны надежно скрыть и сделать практически незаметным любой человеческий недостаток. А если почему-либо некоторые недостатки все же остаются заметны, это легко устранимо — надо лишь заработать еще больше денег". Похвала жабам Десять казней, поразивших Древний Египет, стали символом Небесной кары всем, кто притесняет еврейский народ. При это первые две казни — кровь и жабы — связаны между собой одной идеей. Кровь людская — не водица Первая казнь заключалась в том, что вода в реке Нил по мановению посоха обратилась в кровь. Для египтян это обернулось настоящей катастрофой. И не только потому, что они в одно мгновение лишились главного и едва ли не единственного во всей стране источника пресной воды. Египетские казни вовсе не были местью египтянам, как могло бы показаться, а носили скорее назидательный и воспитательный характер, будучи призваны развенчать египетские божества и египетские ценности. Поэтому неслучайно в качестве объекта для первой казни был выбран полноводный Нил, который служил источником благополучия всего Египта. И если даже "б-жественный" Нил превратился в кровь, то что станет с Египтом? Так рассуждали рядовые египтяне. Но фараон все еще продолжал упорствовать и надеяться на могущество своих жрецов и их магию. Для нас же эта казнь служит постоянным напоминанием, что в наших жилах течет горячая еврейская кровь, а не вода. Мы должны уметь обратить холодность и равнодушие, которые порой овладевают нашим сердцем, в горячее чувство любви к Б-гу и своему ближнему. Но чему можно научиться у жабы? И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим! Вторая казнь — нашествие жаб — хотя и не представляла особой опасности для жизни, но доставила массу неприятностей и неудобств. Эти жабы, как сообщает Писание ("Шмот", или "Исход", 7:28), лезли даже в "квашни и в печи". И хотя одно из многочисленных древнеегипетских божеств действительно изображалось в виде огромной жабы, главный урок заключался не в этом. Жаба — это что-то влажное, скользкое и холодное. Поэтому печь — место жаркое и сухое — представлялась для них чем-то противоестественным, противным самой их природе. Тем более что там их ожидала верная гибель. Почему же они лезли в печи, вопреки велению инстинкта? Только лишь потому, что таков был приказ Творца! И из этого мы можем извлечь свой урок. Если даже такие примитивные твари, как жабы, готовы выполнять волю Всевышнего ценой своей жабьей жизни, не рассчитывая при этом ни на какую "награду", то тем более мы, созданные по "образу и подобию", для того чтобы служить нашему Творцу, должны уметь преодолеть все обстоятельства и, если надо, возобладать над своей природой во имя этого служения! Если жабы, хладнокровные земноводные, не побоялись огня, то почему мы, теплокровные существа, должны бояться какого-то мороза! Ведь в нас течет горячая еврейская кровь. Да, зимой служение дается труднее, но зато оно имеет бо'льшую ценность в глазах Творца. А кто, как не хасид, умеет не поддаваться обстоятельствам? Как поется в старой хасидской песне: "И в воде мы не утонем, и в огне мы не сгорим!" Следующая история только подтверждает этот вывод. Ледяные "свечи" Однажды во время хасидского застолья — "фарбренгена" 3-й Любавичский Ребе рабби Цемах Цедек (1789-1866), рассказывал своим хасидам: "Ученики Баал Шем Това хорошо знали, что их Учитель любит, чтобы было много света. Однажды темным зимним вечером хасиды собрались в доме своего Учителя. Ожидая прихода Баал Шем Това, они решили зажечь свет, но на беду нашлась всего одна-единственная свеча. Когда вошел Баал Шем Тов и увидел, что в комнате темно, то горестно заметил: "Я пришел, чтобы наполнить этот мир светом, а вы сидите впотьмах". Что было делать? И тогда Баал Шем Тов велел принести "ледяные свечи" — обыкновенные сосульки с крыши, благо на дворе стояла студеная зима. Конечно, сосульки зимой — эка невидаль! Настоящее чудо заключалось в том, что они… горели, освещая дом все время, пока Бал Шем Тов находился в нем со своими учениками. Да, во времена Баал Шем Това даже ледышки горели, а в наше время мы сами стали холодными, как лед, так что и слова Торы уже не могут нас согреть и растопить наши сердца", — с упреком в голосе закончил свой рассказ рабби Цемах Цедек. Но неужели тот святой огонь, которым владел Баал Шем Тов, так и исчез бесследно? Конечно, нет! Он все еще спрятан в еврейских сердцах, как и прежде, только надо уметь его разжечь. И Баал Шем Тов позаботился о том, чтобы у нас были "спички", которыми можно зажечь еврейские души, — это его Учение, "хасидизм". Потом появился Алтер Ребе (1745-1812) и научил хасидов (и не только хасидов), что эти "спички" — вовсе не игрушка, и ими надо правильно пользоваться, чтобы разжечь в еврейских сердцах огонь нашей святой веры и при этом не обжечься. Тогда этот огонь будет ровно и постоянно гореть, как на жертвеннике в Храме, и освещать еврейский дом и окружающее пространство.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции