СКРИПАЧ, ОДАРЕННЫЙ СВЫШЕ
Яков Коваленский
24 июля 2007
5336
В ноябре в Москве прошел фестиваль "Скрипач на все времена", организованный Московской филармонией и посвященный 80-летию выдающегося скрипача современности Юлиана Ситковецкого (1925-1958). В фестивале, состоявшем из трех концертов, приняли участие вдова Ю. Ситковецкого пианистка Бэла Давидович и их сын — скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий
В ноябре в Москве прошел фестиваль "Скрипач на все времена", организованный Московской филармонией и посвященный 80-летию выдающегося скрипача современности Юлиана Ситковецкого (1925-1958). В фестивале, состоявшем из трех концертов, приняли участие вдова Ю. Ситковецкого пианистка Бэла Давидович и их сын — скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий.
Идея проведения фестиваля принадлежала родственникам Юлиана Григорьевича — его сестре, живущей в Москве, и младшему брату, живущему во Франции. Вместе с Дмитрием Ситковецким, который сейчас живет в Лондоне, но выступает по всему миру, они продумали программу, пригласили музыкантов с мировыми именами: внучатого племянника Юлиана Ситковецкого Александра Ситковецкого, скрипачку Лиану Исакадзе, молодую голландскую скрипачку Жанни Янсен, скрипача и альтиста Юлиана Рахлина, альтиста Юрия Жислина, виолончелиста Александра Рудина. В празднике также приняли участие два московских оркестра — "Musica viva" и Госоркестр России.
Программа фестиваля включала как часто, так и редко исполняемые скрипичные произведения, а также произведения, впервые прозвучавшие в Москве. В течение трех вечеров на лучших московских концертных площадках, исполнялись двойной концерт Баха, сочинения Вивальди "Времена года" и концерт для четырех скрипок с оркестром, соната Тартини "Дьявольские трели", "Концертная симфония" Моцарта для скрипки и альта с оркестром и др. На открытии и в заключение фестиваля звучали записи игры самого Юлиана Ситковецкого.
Музыкант родился в 1925 году в Киеве. Когда ему исполнилось четыре года, отец начал учить его игре на скрипке. Затем его отдали в Центральную музыкальную школу Киева, где он занимался у профессора Давида Бертье. В 1939 году он поступил в ЦМШ г. Москвы к выдающемуся педагогу, главе московской скрипичной школы Абраму Ильичу Ямпольскому, воспитавшему несколько поколений прекрасных скрипачей. В 1945 году Ю. Ситковецкий, блестяще выступив на Всесоюзном конкурсе, получил первую премию. Это стало началом его широкой концертной деятельности. Профессор Ямпольский восхищался талантом своего ученика, его виртуозностью и глубиной, редко встречающимися в юном возрасте. Он говорил: "Там, где иному скрипачу нужны сутки напряженнейшей работы, Юлиану достаточно часа". В конце 40-х — начале 50-х годов Ю. Ситковецкий участвует во многих международных конкурсах и везде завоевывает первые места. Вершиной стала победа и Золотая медаль на конкурсе имени Королевы Елизаветы в Брюсселе.
В 1950 году он женится на студентке Московской консерватории Бэле Давидович. Семья Бэлы Михайловны имела глубокие музыкальные корни. Ее дед Исаак Абрамович Ратнер был концертмейстером Бакинского оперного театра, мать — пианисткой. Бэла Давидович родилась в 1928 году в Баку. В 18 лет поступила в Московскую консерваторию в класс выдающегося педагога К.Н. Игумнова. После смерти Игумнова перешла в класс профессора Я.В. Флиера. В 1949 году стала лауреатом первой премии международного конкурса имени Шопена. Она оказалась самой молодой пианисткой, получившей эту премию за всю историю конкурса. Основная черта исполнения Давидович — рафинированность. Какие бы произведения она ни играла — Моцарта, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, своего любимого Шопена, — все звучит тонко, изящно, душевно. И сейчас она играет так же замечательно, как и в годы своей молодости.
В 1954 году у молодой четы родился сын Дмитрий. Выбор жизненного пути для сына таких родителей был предопределен. В одном из интервью Дмитрий Ситковецкий рассказал: "Когда мне предстояло решать, чему посвятить свою жизнь, у меня не было особенно широкого выбора. Я — представитель четвертого поколения профессиональных музыкантов со стороны мамы… Я нашел отправную точку нашей музыкальной династии — 1889 год, ей уже более ста лет. Поэтому мой жизненный путь определялся просто: или скрипка, или рояль… Мне дали скрипку — и на урок. И я объясню причины такой "диктатуры": когда я был уже в сознательном возрасте, моего отца уже не было в живых, и поэтому мне надо было продолжить "эстафету" отца". Учителями Дмитрия в Центральной музыкальной школе и на первых курсах Московской консерватории были Ю. Янкелевич и И. Безродный. Оба они, как и его отец Юлиан Ситковецкий, прошли школу А.И. Ямпольского.
В конце 70-х Дмитрий Ситковецкий и Бэла Давидович эмигрировали в США, где Дмитрий продолжил занятия в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке у известного педагога Ивана Галамяна. В 1979 году жюри международного конкурса скрипачей имени Ф. Крейслера в Вене присудило Дмитрию Ситковецкому первую премию. И началась широкая концертная деятельность скрипача по всему миру. Он выступает с лучшими оркестрами: Берлинским филармоническим, Чикагским и Нью-Йоркским симфоническими, лондонским "Филармония" и др. С 1990 года он успешно работает как дирижер.
На фестивальном концерте в Москве Дмитрий Ситковецкий продирижировал сонатой Тартини— Крейслера для скрипки с оркестром ("Musica viva") и очень проникновенно исполнил в ней партию скрипки. Это произведение (авторский вариант для скрипки и фортепиано) когда-то часто играли его отец с матерью, их исполнение было записано на пластинку, а недавно оно вышло на диске фирмы SYD. Из редко звучащих сочинений сын с матерью исполнили концерт Гайдна для скрипки и фортепиано с оркестром. Это было филигранное, отточенное исполнение, полное легкого юмора, которым славится Гайдн, но который редко передается исполнителями. Сыгранный на бис Б. Давидович и Д. Ситковецким финал скрипичной сонаты Моцарта звучал очень стильно и вдохновенно.
На втором фестивальном вечере бетховенский концерт для фортепиано, скрипки и виолончели играли Бэла Давидович, Лиана Исакадзе и Александр Рудин, дирижировал Дмитрий Ситковецкий. Это трудное сочинение, требующее ансамблевой сыгранности при том, что у каждого из солирующих инструментов есть своя особая задача. Игра Бэлы Давидович в концертах Гайдна и Бетховена была совершенной, передающей шаловливость Гайдна и мощь и трагизм Бетховена. Хотя все солисты и Госоркестр под управлением Ситковецкого продемонстрировали высокий уровень исполнения, все же это был триумф Бэлы Давидович.
Концерт Вивальди для четырех скрипок и оркестра — редкий гость на эстраде, так как требует близких по уровню мастерства четырех солистов, умеющих играть в трудном ансамбле. На фестивале солировали Дмитрий и Александр Ситковецкие, Юлиан Рахлин и Алена Баева. Юлиан Рахлин учился в Вене у профессора Бориса Кушнира, а затем у выдающегося скрипача Пинхаса Цукермана. В прошлые годы он несколько раз приезжал в Москву. Сейчас он выступает и как альтист. Он сотрудничает с выдающимися дирижерами мира, и у него много записей. Алена Баева — студентка Московской консерватории, учится в классе профессора Эдуарда Грача. В 2001 году она получила золотую медаль на конкурсе имени Генрика Венявского в Познани. Александр Ситковецкий — блестящий музыкант с мировым именем, ему 21 год. Когда ему было шесть лет, его услышал Иегуди Менухин и пригласил учиться в Лондонскую королевскую академию музыки. В течение последних двух лет А. Ситковецкий стажируется в Московской консерватории. Он также занимается композицией; написанный им балет был поставлен в Лондоне в театре "Виктория".
Все солисты в концерте Вивальди как будто участвовали в некоем "соревновании" по мастерству, ансамблевой чуткости, виртуозности. Каждый из них внес свою лепту в общую картину концерта. Но все же предпочтение хочется отдать мастерству Д. Ситковецкого и потрясающему звуку скрипки Ю. Рахлина. Как альтист Рахлин выступил в "Концертной симфонии" Моцарта вместе со скрипачкой Ж. Янсен и показал тонкое понимание стиля композитора и блестящую отделку деталей музыки.
Более двадцати лет Дмитрий Ситковецкий занимается переложением сочинений Баха, Гайдна, Донаньи, Шостаковича, Стравинского для струнного оркестра. Его работы публикуют лучшие издательства: "Доблингер", "Сикорский", "Шример". На заключительном концерте фестиваля прозвучало его переложение для струнного трио "Гольдберг-вариаций", написанных Бахом для клавесина. Исполняли Д. Ситковецкий (скрипка), А. Рудин (виолончель), Ю. Жислин (альт).
На заключительном концерте выступил известный литератор и телеведущий Виталий Вульф. Он, как и Б. Давидович, уроженец Баку, знает пианистку с шестилетнего возраста, дружит с ней и хорошо знал Юлиана Ситковецкого. На вечере он демонстрировал аудиозаписи Ю. Ситковецкого — по словам Рудольфа Баршая, гиганта музыки, одаренного свыше.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!