ЗАПОВЕДЬ "ЦЕДАКА" (ПОМОЩЬ БЛИЖНЕМУ)
Раввин Довид Карпов
24 июля 2007
3256
Один из больших еврейских жертвователей (спонсоров) как-то раз задал Ребе в письме весьма актуальный вопрос. Дело заключалось в том, что он пожертвовал определенную сумму на одну уважаемую еврейскую организацию. А потом ему поступила аналогичная просьба от другой, не менее уважаемой еврейской организации. И вот он спрашивал, может ли он часть из тех денег, которые предназначались первой организации, передать второй.
Один из больших еврейских жертвователей (спонсоров) как-то раз задал Ребе в письме весьма актуальный вопрос. Дело заключалось в том, что он пожертвовал определенную сумму на одну уважаемую еврейскую организацию. А потом ему поступила аналогичная просьба от другой, не менее уважаемой еврейской организации. И вот он спрашивал, может ли он часть из тех денег, которые предназначались первой организации, передать второй.
В своем ответном письме Ребе вначале ссылается на известный принцип, принятый в еврейской Традиции, согласно которому "не меняют адресата, которому изначально предназначалась денежная помощь (цедака)". Этот принцип приобретает особую силу, когда человек не собственноручно вручает деньги, а "передает их в некий благотворительный фонд, который выполняет в этом случае роль посредника или посланника (шалиаха) с тем, чтобы этот фонд распределил их указанным этим спонсором образом (так называемые написанные деньги)". В этом случае исключается всякая возможность перепрофилирования денежной помощи.
Но, конечно же, Ребе не мог ограничиться в своем письме лишь ссылкой на запрет. Далее он напомнил, что Всевышний, по выражению Мудрецов, никогда нас "не кидает", а напротив, всегда ведет честный "бизнес" со своими созданиями.
Поэтому, если жертвователю представилась еще одна возможность исполнить великую заповедь помощи ближнему (цедака), то наверняка, пишет Ребе, Всевышний предоставит ему и другой источник средств на эту новую благотворительную цель. Как говорится, "одна заповедь влечет за собой другую заповедь". Ведь все в конечном итоге исходит от Творца.
Хасиды так объясняют обычай специально передавать денежную помощь через посредника, в качестве которого может выступать и благотворительный денежный фонд. Когда два еврея встречаются (независимо от причины и цели этой встречи), то их животные начала смотрят друг на друга "волком", ведь они всегда в этом мире конкуренты. А вот их еврейские души, напротив, всегда заодно, ведь у них одна общая цель служить единому Творцу. Поэтому для них имеет особый смысл найти хорошее общее дело.
И этим добрым делом может быть пожертвование денег на благотворительные нужды. При этом один выделяет необходимую сумму, другой берется ее передать получателю, а Всевышний в ответ дает благословение им обоим.
Этим, в частности, объясняется, почему Ребе обычно раздавал долларовые купюры во время аудиенции. Тем самым Ребе как бы назначал каждого из своих посетителей посланником для важной миссии выполнения заповеди "цедака". А если этот еврей еще добавит что-то от себя, то будет только лучше.
Не зря говорят наши Мудрецы: "Всевышний пошлет избавление еврейскому народу исключительно в награду за выполнение заповеди цедака".
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!