АЛЕКСАНДР МОРДУХОВИЧ: “ОСНОВА ЕВРЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОФЕССИОНАЛИЗМ”

 Марина Гордон
 24 июля 2007
 5664
Проректор Московского института открытого образования, советник президента Российского еврейского конгресса (РЕК), профессор Александр Мордухович планирует в ближайшее время кардинально поменять статус евреев в России. В лучшую сторону.
Проректор Московского института открытого образования, советник президента Российского еврейского конгресса (РЕК), профессор Александр Мордухович планирует в ближайшее время кардинально поменять статус евреев в России. В лучшую сторону. — Каждый из нас в свое время начинает подводить итоги. Оглядываясь, я вижу, что судьба бросала меня в разные стороны: как у Бродского, помните — «...жизнь качнется вправо, качнувшись влево». По специальности я металлофизик, окончил, как все приличные евреи, Институт стали и сплавов. К осмыслению своего места в еврействе вел долгий многолетний путь, но сейчас я твердо знаю, чего хочу и что бы я сделал, если бы был... директором еврейского мира. Я всю жизнь прожил в России, именно ее считаю своей родной страной, поскольку здесь родина моего языка, который я знаю намного лучше любого другого. Последнее десятилетие оказалось для меня, как и для многих других, временем знаменательным и неоднозначным. В здешней еврейской жизни произошло много зигзагов. Все помнят колоссальный взлет в начале 90-х. В те времена я чувствовал себя окрыленным, как никогда. Наконец-то, думал я, в Россию пришла та свобода, которую я видел в США, в европейских странах. Можно свободно думать, чувствовать, избирать и быть избранным, не бояться, не стесняться, создавать! Мы тогда взахлеб устраивали еврейские праздники: я жил в них, мне казалось, что ничего важнее быть не может. Я глубоко убежден, что праздники — это наше национальное достояние. Поэтому делал все возможное, чтобы каждый праздник возвращал евреев к их истории. На многих наших мероприятиях присутствовал мэр Москвы Юрий Лужков, к которому я всегда относился с большим пиететом и, как выяснилось, не ошибся. Он одним из первых оценил важность наших начинаний. «Но теперь вы должны помочь и своим соседям, живущим в нашем городе», — сказал он мне. Его понимание стало для меня неоценимой поддержкой. Я много лет занимаюсь образованием, в последние годы являюсь проректором Московского института открытого образования, который проводит переподготовку педагогов московских школ: у нас в столице целые страны учеников и маленькие города учителей, всего 250 тысяч. Я отвечаю в институте за международные контакты: в частности, мы реализуем совместный проект «Соотечественники», цель которого — поддержать русский язык во всех странах, где есть русскоязычное население. Израиль — один из главных наших партнеров: ни для кого не секрет, что русский там — то ли второй, то ли все-таки первый язык. Сегодня к моей деятельности добавилась работа в Российском еврейском конгрессе. Мне не раз доводилось сотрудничать с этой организацией, я хорошо знаю ее прежних руководителей — Гусинского, Невзлина и Сатановского, а с нынешним президентом конгресса Владимиром Иосифовичем Слуцкером у нас сложились хорошие деловые отношения. Примерно за месяц до его избрания я предсказал, что ему предстоит возглавить РЕК. Как мне это удалось? Только благодаря сопоставлению фактов, никакой мистики, поверьте. Владимир Иосифович предложил мне стать его советником и возглавить департамент образования. Как известно, образование — основной объект благотворительной деятельности РЕК. Я взялся за дело с большим энтузиазмом: мы со Слуцкером неплохо контактируем. Наше сотрудничество похоже на игру в пинг-понг, и шарик мы теряем редко. Вступив в должность, я стал приглядываться к происходящему и понял, что РЕК, как и многие другие еврейские организации, львиную долю внимания (и 100% средств!) уделяет не просто национальной компоненте в образовании, а фундаментальным академическим еврейским дисциплинам. Но правильно ли это? Конечно, нельзя считать, что десять лет РЕК выбрасывал деньги на ветер. Эти средства позволили в сравнительно короткий срок создать институт лидеров, хорошо знающих еврейские дисциплины, полностью вовлеченных в еврейство: ведь развивать какую бы то ни было структуру в отсутствие лидеров невозможно. Но теперь мы находимся уже на другой стадии. Сегодня никого не удивишь празднованием Хануки в центре Москве, «хава-нагилизм» всем приелся, откровенный штетл уже не проходит — нужен принципиально иной подход. Пришлось подготовить новую концепцию развития еврейского образования в РФ, суть которой в следующем. Необходимо разделить собственно еврейское образование и образование для евреев. Если есть желающие подробно изучать иудаизм, великие книги, древние языки — милости просим: это неотъемлемая часть реализации национального сознания. Вне всякого сомнения, мы и впредь будем поддерживать фундаментальную иудаику. Однако большинство молодых людей хотят получить настоящее высококлассное профессиональное образование в сфере экономики, информатики, программирования, наиболее востребованных в современном мире. И уже в рамках этого образования у мальчиков и девочек должна быть возможность получить этнокультурную информацию, которая позволит им лучше узнать традиции и мировоззрение своего народа. Пусть ее будет не так много, как сейчас, пусть она будет не так глубока, но она приведет молодых людей в еврейский мир — например, на те самые праздники и тусовки, из которых в свою очередь вырастет следующее поколение евреев. С большим трудом, пригибаясь от любого ветра, РЕК поднимает щит с новым лозунгом: прочная основа еврейского образования — профессионализм. Ничего нового мы тут не придумали. В наших разработках легко просматривается американская модель, где в рамках предмета «humanities» студент может изучать что угодно: православие, буддизм, эллинизм, не оставляя при этом избранной специальности. А вместе с тем самые востребованные специальности в наше время связаны с информационными технологиями и материалами, без которых не было бы технической революции. Только вдумайтесь: благодаря новым технологиям люди научились разрезать материал на части толщиной в 90 раз меньше человеческого волоса! Если внутри гуманитарного курса сделать раздел еврейских дисциплин — «Jewish studies», то любой молодой человек, еврей или нееврей, выбрав этот курс, наравне с профилирующими, профессионально значимыми предметами, будет изучать основы иудаики, традиции, почувствует звучание иврита. В итоге мы получим новое поколение хорошо обученных специалистов, способных правильно организовать свою жизнь, обеспечить себя и свою семью. И, кроме того, обладающих еврейской составляющей и способных нести ее дальше. Ведь еврейские книги, появившиеся на полке у студента, волей-неволей полистают мама с папой, посмотрят друзья. Это один из способов ненасильственного распространения тех самых еврейских знаний, о необходимости которых постоянно говорили все апологеты «еврейского образования в чистом виде». Однако на практике он почти не осуществлялся. Мы планируем начать реализацию нашего проекта в следующем году. Уже найден вуз — Московский международный институт эконометрики, финансов и права, ректор которого, профессор Юрий Рубин, — энтузиаст идеи этнокультурного образования. Двухлетний эксперимент — программа ТИГБУР, проходившая на базе вуза, — дал неплохие результаты. Мы пригласили сорок студентов, которые не только обучались по полной программе своего курса, но и изучали экономику Израиля, иврит, традицию. Молодые люди очень заинтересовались еврейской философией: проводя семинар, мы удивились, до какой степени они ею прониклись, без всякого принуждения. В рамках программы развернулся целый ряд небольших проектов — например, «Мои прославленные братья», мультимедийная еврейская энциклопедия, составленная самими студентами. Никому не приходит в голову, что звезда французского кино Жан-Поль Бельмондо — еврей, но это факт. Собирая на одном диске мудрые мысли из Талмуда и Торы и добавляя к ним фрагменты биографий знаменитостей, наши студенты все больше ощущали собственную причастность к тому гигантскому вкладу в цивилизацию, который внес еврейский народ. Нельзя сказать, что новый проект дается РЕКу играючи: неизбежно приходится нести серьезные издержки, связанные с его реализацией, в том числе и материальные. Но главная проблема в другом. Родители, чьи дети прошли первый этап национального образования — еврейскую школу, в большинстве своем уверены, что сегодня для евреев наступило время, когда с неба падает манна небесная и не надо ни за что платить. Мне хочется напомнить всем известное выражение Бенджамина Франклина: «Не пропадают лишь те деньги из вашего кошелька, что вложены в голову». Качественное образование требует усилий и от студента, и от его семьи. Сочетание профессионального образования и еврейской компоненты через какое-то время может привести к принципиальному изменению еврейского статуса. Этот процесс может оказаться долгим и трудным, однако у нас нет иного выхода. Поколение, для которого получение цдаки было само собой разумеющимся, уходит. Традиция благотворительности не передана дальше. Именно поэтому жизненно необходимо создать в России слой профессионально востребованных молодых специалистов, получивших образование с еврейской составляющей, чтобы в будущем они, став Ходорковскими, Фридманами, Гусинскими, смогли поддерживать общину. В России живет огромное количество одаренных детей, которые смогут потом сделать очень многое для своего народа. Когда комиссия по присуждению стипендий РЕКа проводила очередной конкурс, я познакомился с одним юным музыкантом из класса Юрия Башмета. Читая его анкету, я обнаружил, что из нее выпали два года. Как оказалось, это время молодое дарование провело... в тюрьме: они с приятелем ухитрились вскрыть компьютерную сеть какой-то крупной организации. Пиратствовать, конечно, нехорошо, однако каков уровень?! Хочется верить, что амбициозные, творческие, талантливые молодые, которым мы помогаем сегодня, помогут другим, когда нас не будет. Это наша единственная надежда. Изучением только еврейских дисциплин мы не поможем еврейской общине в России. Нам необходимо подготовить высокопрофессиональных, национально ориентированных молодых менеджеров, отсутствие которых тормозит и сдерживает развитие молодежного движения в стране. Создавая целевое образование, когда вузы обучают специалистов для готовых экономических структур, мы зацикливаем процесс воспроизводства еврейских кадров. Одним из важных его аспектов представляется налаживание тесных связей с Израилем в области экономики и образования. На встрече с вице-мэром Иерусалима мы условились о том, что наши студенты, которые будут изучать в числе других предметов экономику Израиля, получат возможность пройти там стажировку. Но буквально на днях произошла еще одна знаменательная встреча — на этот раз с ректором одной из государственных академий. В ходе этой встречи выяснилось, что Министерство образования РФ выделило деньги для педагогического обеспечения центра научно-технического сотрудничества России и Израиля, который начнет работать в ближайшее время. На мой взгляд, мы еще не вполне готовы к таким решительным шагам, открывающим самые смелые перспективы, у нас пока просто не хватает людей. Их подготовка — одна из приоритетных задач, своевременное решение которой представляет уже не столько общинный, сколько государственный интерес.
ИЗ ДОСЬЕ «АЛЕФА» Александр Маркович МОРДУХОВИЧ Профессор, доктор технических наук, академик РАЕН, работал старшим научным сотрудником Института металлургии им. А.А. Байкова АН СССР, с 1990 года — заместитель генерального директора Института новых технологий образования, с 2000 года — проректор Московского института открытого образования. Автор крупных образовательных программ Еврейского агентства в России, в числе которых «Наале», ТИГБУР, «Еврейское самосознание». В 1995-2003 годы — организатор и идейный вдохновитель масштабных еврейских праздников. Автор более ста печатных работ, в том числе двух монографий. Известный специалист в области телекоммуникаций в образовании и автор международного телекоммуникационного проекта «Дети как учителя», реализованного в 17 странах мира.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции