ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО — «ДЖОБ»

 Лев Авенайс
 24 июля 2007
 5530
В израильском сленге есть такое слово «джоб». Академия языка иврит никогда не включала его в словари нашего святого языка Торы. Да и в Торе оно не встречается ни разу. Ибо слово это — не нашего отечественного происхождения, и даже Элиэзер Бен-Иегуда его не изобретал. Слово это пришло из английского, но содержание в нашем языке приобрело совершенно отличное от оригинала. Ну, аналогично ситуации со словом «урода», которое на польском означает «красота», а на русском, как вы знаете, нечто диаметрально противоположное. Так вот, «джоб» на исконно английском — это «работа». Но на иврите у нас для обозначения понятия «работа» есть слово «авода», поэтому слово «джоб» в этом смысле нам на фиг не нужно. Зачем нам заграничные синонимы? Да затем, что сладкое слово «джоб» обозначает… ну как бы вам объяснить… в общем, «джоб» это джоб! И этим все сказано.
В израильском сленге есть такое слово «джоб». Академия языка иврит никогда не включала его в словари нашего святого языка Торы. Да и в Торе оно не встречается ни разу. Ибо слово это — не нашего отечественного происхождения, и даже Элиэзер Бен-Иегуда его не изобретал. Слово это пришло из английского, но содержание в нашем языке приобрело совершенно отличное от оригинала. Ну, аналогично ситуации со словом «урода», которое на польском означает «красота», а на русском, как вы знаете, нечто диаметрально противоположное. Так вот, «джоб» на исконно английском — это «работа». Но на иврите у нас для обозначения понятия «работа» есть слово «авода», поэтому слово «джоб» в этом смысле нам на фиг не нужно. Зачем нам заграничные синонимы? Да затем, что сладкое слово «джоб» обозначает… ну как бы вам объяснить… в общем, «джоб» это джоб! И этим все сказано. Джоб — это заветная мечта каждого нормального израильтянина. Отхвативший джоб с нескрываемым высокомерием смотрит на всех простых работников, как плантатор смотрит на рабов. Так все же что такое джоб? О, наконец я нашел в русском (русском ли?) языке синоним этому слову: «синекура». Да, тоже слово какого-то загадочного происхождения, явно не рязанского… В словаре Ожегова толкуется как «хорошо оплачиваемая должность, не требующая большого труда». Ну да ладно, Б-г с ней, с филологией. Когда в Израиле меняется власть, или даже не меняется, но после каждых выборов — парламентских или муниципальных, и просто после перестановок в правительстве или мэрии начинается «раздача слонов», то есть распределение джобов. Верные люди, соратники по партийной работе должны быть вознаграждены за поддержку и за титанический труд по продвижению своего кандидата. Теперь, после трудов праведных, они имеют право на отдых, каковым и является джоб. Причем достоинства министра или другого выборного лица среди своих соратников определяются исключительно количеством джобов, на которые он пристроил однопартийцев. Вот, например, бывший министр экологии Цахи Анегби на «праймериз» в центре своей партии Ликуд занял первое место. Не потому что он такой умный, такой ценный министр, которому прямая дорога в премьеры. Нет, товарищи знали, за кого они голосуют. И спустя короткое время после назначения на должность он торжественно рапортовал на съезде центра Ликуда о проделанной работе. Вот так вот прямо открытым текстом и доложил: «За время моей работы на посту министра экологии мною во вверенном мне министерстве были трудоустроены на джобы 80 членов центра Ликуда». Зал разразился такими аплодисментами, какие ни Шарону, ни Нетаниягу не снились! Вот он, герой нашего времени! Человек с большой буквы! Друг, товарищ и брат. Вообще-то джобы существуют не сами по себе. Нигде в штатном расписании против должности рядом с солидным окладом не пишется это заветное слово «джоб». Потому что подразумевается, что человек на этой штатной единице должен работать. Но работа и джоб — это почти как гений и злодейство, две вещи несовместные. Поэтому служебные обязанности джобника ложатся на плечи других сотрудников, которые не партийные назначенцы, а просто работники. Они теперь должны трудиться за себя и «за того парня». Самое замечательное в том, что такое положение вещей никого не смущает и считается нормой нашей жизни. Так повелось еще со времен отцов-основателей, которые учредили традицию блатных политических назначений еще пятьдесят лет назад. В те годы, почти как в Советском Союзе, одним из важнейших условий назначения на руководящие и просто хлебные посты было членство в правящей партии. А правящей партией в то время был МАПАЙ. Это потом ее по иронии судьбы переименовали в Аводу, а правильней было бы назвать ее — Джоб. Уже и Авода давно не у власти, но традиции у евреев всегда в чести. И если наши религиозные традиции мы храним более трех тысяч лет, то светские бережем, как зеницу ока, уже более полувека. Видели бы вы, как был искренне удивлен непосредственный Цахи Анегби, когда ему мягко объяснили, что назначение соратников на ставки в своем министерстве по признаку идеологического родства является нарушением закона о государственной службе! То есть как это? Какое такое нарушение? Это же святая святых, основа основ партийного строительства! Что ж, теперь уже никого и не назначь, кроме этих считанных так называемых политических назначений? Так кто же тогда, недоумевал министр на голубом глазу, вообще будет пробиваться в Центр Ликуда, если ему джоб не светит? Самое любопытное было то, что тогдашние политические оппоненты Анегби из партии Авода ставили ему в вину не факт злоупотребления служебным положением при распределении джобов, а то, что он делал это в «маленьком» министерстве экологии. Мол, если бы раздавал должности в большом министерстве, то ничего плохого в джобниках не было бы, ибо есть кому за них работать. А в маленьком министерстве экологии помимо джобников просто чиновников не осталось, а ведь надо хотя бы символически за окружающей средой наблюдать. А то у джобников — не среда, а лишь сплошная окружающая суббота — день, неделя, месяц, год праздности. Обидевшийся за товарища по фракции депутат Гилад Ардан тогда внес законопроект, узаконивавший джобы. Дескать, надо привести букву закона в соответствие с духом нашей семейной политической жизни в Израиле. Но номер Ардана в те дни не прошел. Зато теперь время пришло. Министерская комиссия, у которой, очевидно, нет более важных дел, чем забота о джобах, поддержала законопроект о расширении списка государственных должностей, попадающих в разряд так называемых ставок доверия. То есть времена, когда важнейшие должности в министерствах распределялись в результате конкурсов на высокий профессионализм, должны уйти в прошлое. Требуемая «профессия» сейчас — «приближенный к министру». Жаль, этой профессии не обучают в университетах. Причем вот что интересно: новый законопроект, разработанный ликудовскими депутатами, с восторгом был встречен министрами как от Ликуда, так и от Аводы. Ведь порадеть родному человечку хотят и левые, и правые, и никакие… Робкие возражения министра юстиции, что, мол, не очень это вяжется с современным государством, наткнулись на железный довод: «Друзей много, а ставок мало». Ставка нынче больше, чем жизнь. Число друзей мы уменьшать не намерены, ибо не имей сто рублей, шекелей, долларов (нужное подчеркнуть), а имей сто друзей. А на сто друзей нужно сто ставок. Разумеется, джобы на этих ставках были и раньше. Вот, скажем, Натан Щаранский в бытность МВД под «нашконтролем» назначил начальником управления регистрации населения «своего человека» экс-генерала Геджа, который прославился особой свирепостью по отношению к репатриантам. Щаранский ушел, а Гедж остался. Пришел новый министр, а тронуть Геджа «не моги» — тот хоть и джобник, но при «профессиональной» должности. Потом и новый министр ушел, а пришел — «еще новее». И при «еще новее» протеже Щаранского долго держался, пока его не сдвинули единственно возможным способом — на повышение. А теперь зато по новому законопроекту каждый министр внутренних дел может поставить на эту должность верного человека. Не хитрое дело — гонять репатриантов, авось справится. Правда, юридический советник правительства Мени Мазуз резонно заявляет, что у нас на посту главы МВД с 1992 года сменились аж… 14 министров. И если каждый будет с собой приводить новую команду «верных» непрофессионалов, то они даже полупрофессионалами за время службы стать не успеют. Но это опять же никого не волнует. Юридический советник нам не указ. Выбирают на праймериз нас, а не юридического советника. В общем, государственная служба в государстве Израиль все больше становится похожа на приют синекур. Ссылка авторов законопроекта на то, что в США тысячи должностей подпадают под разряд «политических назначений», в Израиле не слишком впечатляет. Во-первых, мы, похоже, все пришли к консенсусу, что Израиль — это не Швейцария, а также не США. В США администрация приходит к власти, как минимум, на четыре года, а как правило — на восемь. Почувствуйте разницу с нашей министерской чехардой. А во-вторых — в Америке, в отличие от Израиля, и на политические должности назначают профессионалов, а у нас, увы, с профессионалами в центрах партий большая напряженка. Поскольку профессия горлопана в штатном расписании большинства министерств не предусмотрена. «Закон о джобах» (это его уже полуофициальное название), в отличие от законов о гражданских браках, алие, о фирмах по найму рабочей силы, наверняка пройдет в кнесете «на ура». С чем я поздравляю заранее ваших, дорогие израильтяне, избранников.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции