СТАНУТ ЛИ ЕВРЕИ ЗЕМЛЯНАМИ?

 Леонид Гомберг
 24 июля 2007
 3542
Пять лет назад ушел из жизни писатель Борис Рахманин: в последний майский день 2000-го, на исходе весны, на исходе тысячелетия…
Пять лет назад ушел из жизни писатель Борис Рахманин: в последний майский день 2000-го, на исходе весны, на исходе тысячелетия… Рахманин долгие годы писал честную, умную прозу: его книги выходили большими тиражами; спектакли по его пьесам шли в лучших театрах страны; на киностудиях ставились фильмы по его сценариям. В 1994 году, на излете перестройки, вышел в свет его роман «Русская ночная жизнь», потрясший читателей жесткой достоверностью художественного вымысла. Казалось, это был крик отчаянья и боли человека, потерявшего последнюю надежду на спасение. Уже после смерти писателя его вдова Алла Рахманина собрала рассказы и повести последних лет; объемная рукопись вскоре попала к Дине Рубиной, в то время главе отдела общественных и культурных связей Еврейского агентства в России. Вот так, при поддержке ЕАР, книга «Фрейлехс по-русски» увидела свет в 2003 году в издательствах «Гелла-принт», «ЛИА Р. Элинина». И название, надо сказать, вполне отражает содержание: перед нами русская версия еврейской идентификации эпохи распада советского общества, когда ассимиляция зашла так далеко, что трудно стало внятно сформулировать, что же, собственно, в евреях осталось еврейского. «Ассимиляция — процесс хоть мучительный, но естественный и необратимый, — утверждает один из героев Рахманина. — Увы, а может, и к счастью — все мы когда-нибудь станем на планете Земля только землянами! Да, не русскими, не англичанами, не французами, не чеченами, не евреями, а землянами!» Такая, с позволения сказать, теория, имевшая своих многочисленных приверженцев в эпоху социальных утопий, ныне обнаружила полную несостоятельность. К началу XXI века национальные ценности все чаще становятся определяющим фактором общественной жизни. И евреи здесь не исключение. Если в прежние годы покупка мацы в синагоге квалифицировалась окружающими (в том числе окружающими евреями) почти как проявление ортодоксального иудаизма, то сегодня серьезное овладение национальным языком и культурой считается нормой во многих еврейских семьях. Впрочем, по Рахманину, линия идентификации проходит где-то поодаль от традиционных ценностей: самоопределение носит иррациональный характер, не поддающийся строгому учету. В самом деле, нуждается ли в «научном определении» еврейская принадлежность доктора Фридмана, героя рассказа «Летающий еврей» — убийственной в своей достоверной реальности, фантастической притчи о том, как мальчик улетел из детского концлагеря смерти в Бердичеве. Ну, то есть в прямом смысле улетел, как птица, как летают герои Марка Шагала! Но… не улетит ли доктор Фридман из России, как прежде улетел из концлагеря? И откуда этот тревожащий подзаголовок: «книга об исчезающем этносе»? Одну из самых серьезных причин «исчезновения» писатель видит в ксенофобии и антисемитизме. «Мне страшно… Такие слухи, такая тревога сейчас кругом. Нас, меня — так ненавидят… Надо бежать, бежать!», — в ужасе заходится Рита в рассказе «Разрешение на выезд собаки». Убедят ли эту женщину доводы наших лидеров о «еврейском ренессансе» в России? «Фрейлехс по-русски» — это страстное обличение антисемитизма как одного из самых разрушительных общественных явлений, как последней отчаянной попытки бездарности оправдать свое невежество и ничтожество. Каким бы пышным цветом ни цвела сегодня еврейская общинная жизнь, как бы активно ни работали еврейские организации, какие бы фантастические цифры еврейского населения ни назывались в печати, численность евреев между двумя последними переписями — с 1989 года — в России сократилась в разы. При этом оказалось, что значение и роль «еврейского фактора» в обществе никак не связаны с реальным еврейским присутствием. Борис Рахманин ничего не знал о результатах последней переписи, но предвидел их интуитивно и попытался дать свои субъективные объяснения общественным процессам, осмыслить происходящее художественными средствами, единственно доступными писателю.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции