Содомское правосудие
В судах черна неправдой чёрной Алексей Хомяков
В Содоме было четверо судей. Их имена: Шакрой, Шакрурай, Зайфой и Мацли-дин. Значащие имена – обычная для мидраша словесная игра. Шакрой и Шакрурай – производные от «шекер» (ложь), Зайфой – подделыватель, Мацли-дин – извращающий правосудие. Имена судей – символы содомского правосудия. В других мидрашах приводятся другие имена, но столь же красноречивые.
Содом претендовал на то, чтобы быть правовым государством: все социальные мерзости, происходившие там, совершались по закону.
Вот несколько остро сатирических историй о содомском правосудии в пересказе Бялика и Равницкого.
Кто имеет вола, обязан пасти общественное стадо один день, а кто никакого скота не имеет — два дня.
Был там некий бедняк, сын вдовы; заставили его пасти стадо. Встал этот пастух и убил весь скот, а жителям заявил так: «Тот, у кого была скотина, получает кожу одного животного, а тот, кто скотины не имел, получает две кожи. Это будет вполне последовательно по вашим законам».
Далее:
Если кто отрежет ухо у чужого осла, животное поступает в полное его распоряжение до тех пор, пока не отрастет отрезанное ухо.
Если кто нанесет другому увечье, пострадавший вносит ему плату как за кровопускание.
Кто пройдет через мост, уплачивает четыре зуза, а кто переберется вброд — восемь зуз.
Попал туда однажды человек, по ремеслу шерстобит. Потребовали с него четыре зуза мостовой платы.
— Но ведь я мост не переходил, — возражал он, — а перешел вброд.
— Тогда уплати восемь зуз.
Тот не согласился. Избили его. Пошел он с жалобой в суд; а там его присудили к уплате восьми зуз за переправу через брод, и отдельно за то, что ему кровь отворили.
***
Был случай с Элиэзером, слугою Авраама. Его избили, а когда он пришел жаловаться, судья постановил взыскать с него за кровопускание. Поднял Элиэзер камень и, изувечив судью, заявил:
— Следуемое мне от тебя заплати моему истцу, а мои деньги при мне останутся.
***
Завернул в Содом на ночлег некий странник. На осле его навьючен был, перевязанный шнуром, дорогой, разноцветного узора ковер. Странника встретил один содомлянин и любезно пригласил его на ночлег. В продолжение двух дней не отпускал его гостеприимный хозяин. Когда же странник собрался наконец в дорогу и спросил у хозяина ковер со шнуром, тот прикинулся непонимающим, о чем ему говорят:
— Ковер? Какой ковер?.. Ага, понимаю: тебе приснился ковер... Разноцветный, говоришь ты? И еще шнур приснился тебе? Это, милый человек, сон хороший, к добру тебе: шнур, который ты видел во сне, предвещает тебе долгую жизнь, а ковер разноцветный означает, что ты приобретешь прекрасный сад со всевозможными плодовыми деревьями. Вот, друг мой, что означает сон твой.
— Какой там сон! — запротестовал странник. — Не во сне, а наяву я сдал тебе на хранение ковер со шнуром и требую, чтоб ты мне их возвратил.
Отправились к судье. А судья, выслушав обоих, заявил страннику:
— Сей почтенный гражданин, оказавший тебе столь радушный прием, издавна известен у нас как превосходный толкователь снов, и за то, что он так хорошо истолковал твой сон о ковре и шнуре, ты должен уплатить ему четыре серебреника, — это по таксе, и сверх того за все, что съедено и выпито тобою в эти два дня.
Такое вот славное правосудие было в Содоме!
И Содом получил за него щедрую награду свыше.
Эти истории хороши сами по себе, но, если поставить их в более широкий еврейский контекст, они приобретают дополнительный смысл. Санкционированный, более того, требуемый свыше правый суд, защита уязвимых меньшинств – одна из постоянных тем Танаха, постоянных тем Талмуда. Более того, как это понимается в Талмуде, правый суд – требование Б-га не только к еврейскому народу, но и ко всему человечеству. Содом отвергает это требование с особым цинизмом и удостаивается гибели – информация для размышления другим городам и странам.
Михаил Горелик
На иллюстрации: Часть круглой глиняной таблички с изображением созвездий (планисфера); оборотная сторона без надписи; восстановлена по фрагментам и неполностью; частично случайно остеклована в древности при разрушении места,
где была найдена.
XVII век до н. э. из библиотеки Ашшурбанипала (экспонат K8538)
Комментарии:
Ден
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!