Впервые в музеях США
Украшения Торы работы уникального сефардского мастера по серебру
В 1725 году Авраам Лопес де Оливейра был официально зарегистрирован серебряных дел мастером в Лондоне — это первый известный случай, когда еврей получил лицензию на работу в английской столице.
Евреев пустили обратно в Англию всего за 70 лет до этого события - после их изгнания оттуда веками ранее. И регистрация Оливейры позволила ему создать из серебра множество предметов иудаики для городских синагог.
Теперь, спустя почти 300 лет, работы Оливейры впервые будут выставлены в американских музеях. Пара украшений Торы, сделанных мастером 18-го века, была куплена совместно Бостонским музеем изящных искусств и Еврейским музеем Нью-Йорка.
«Тот факт, что Оливейра — самый ранний из известных еврейских мастеров по серебру, работавший в Англии, весьма значителен», — сказала Еврейскому телеграфному агентству (JTA) Эбигайл Рапопорт, куратор Еврейского музея. Орнаменты, по ее словам, являются «шедевром исторической иудаики».
Пара украшений – навершия, или на иврите римоним – надевается поверх двух деревянных шестов свитка Торы, когда его не читают и скатывают. Изготовленные в 1729 году из частично позолоченного серебра, навершия украшены ярусами колокольчиков, окружающих три уплощенные сферы, характерного ажурного дизайна, который присущ работам Оливейры. Он представляет собой узоры из отверстий или проколов в драгоценном металле.
Оливейра также известен использованием мотива раковины, отличительной черты стиля рококо, вдохновленного природой. По словам Рапопорт, несмотря на то, что дизайн позолоченных римоним соответствует времени их создания Оливейрой, он является четким напоминанием традиционных еврейских наверший, поскольку указывает на королевский статус, который евреи придают Торе.
Купленные музеями римоним - одна из 11 известных пар Оливейры. В США есть еще лишь одна пара подобных изделий художника – она принадлежит Конгрегации Шеарит Исраэль, испанско-португальской синагоге на Манхэттене.
«Вас тянет потрогать их, проследить пальцами изысканный дизайн и представить себе их трепетное использование на протяжении веков», — сказала Рапопорт. - Это почти неосязаемо и волшебно».
Оливейра родился в Амстердаме в еврейской семье португальского происхождения, которая после бегства от религиозных преследований поселилась в голландском городе, известном своей терпимостью. В 30 лет он переехал в Лондон, где, как и другие еврейские ремесленники, получил право на членство в профессиональных гильдиях.
Это было очень необычно. По словам Рапопорт, евреи в Западной Европе, как правило, исключались из гильдий художников, в том числе из ассоциации серебряных дел мастеров, вплоть до 19 века, поэтому большинство европейских еврейских ритуальных предметов, хотя и заказанные евреями, изготовлялись мастерами-христианами.
Как только Оливейра начал производить изделия из серебра, еврейские общины Лондона, где проживали как сефардские, так и ашкеназские евреи, начали часто заказывать ему предметы иудаики.
Рапопорт сообщила JTA, что музеи купили украшения у Гидона Финкельштейна, сына покойного бельгийского торговца бриллиантами и коллекционера иудаики Бернарда Финкельштейна. Цену сделки музеи раскрывать не стали. Другая, менее украшенная пара римоним Оливейры была продана на аукционе в 2016 году за 200000 долларов, в то время как изделия Оливейры, подлинность которых не удалось установить, ушли на Sotheby’s в прошлом июне за 25000 долларов.
Другие римоним, сделанные Оливейрой, принадлежат лондонской сефардской синагоге Бевис-Маркс, которая называет себя «самой старой и самой великолепной синагогой в Великобритании», а также лондонской синагоге Хамбро, которая с 18 века служила в основном городским евреям-ашкенази. Несколько пар римоним находятся в постоянной коллекции лондонского Еврейского музея, а одна пара передана в аренду городскому музею Виктории и Альберта.
Римоним, приобретенные двумя американскими музеями, будут до октября выставляться в Еврейском музее Нью-Йорка, а с декабря – в Музее изящных искусств Бостона.
Сотрудничество между музеями «расширяет возможность того, что римоним увидит широкая и разнообразная аудитория в двух разных городах», — сказала Симона Ди Непи, куратор отдела иудаики бостонского музея.
Оба куратора отметили, что римоним разнообразят их коллекции, потому что Оливейра был сефардом, тогда как значительная часть иудаики в коллекциях этих музеев была сделана для ашкеназских общин.
«Мне очень нравится изобилие этих украшений Торы, — сказал Ди Непи. – Замысловатое перфорированное серебро на корпусе навершия и изысканно выгравированные посохи».
Пенни Шварц, JTA
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!