МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ В ИНТЕРЬЕРЕ МУЗЕЯ ПУШКИНА

 Яков Коваленский
 24 июля 2007
 3684
В декабре 2004 года в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 24-й раз прошел ежегодный фестиваль «Декабрьские вечера». Этот фестиваль был придуман великим пианистом Святославом Рихтером и директором музея Ириной Антоновой, которые проводили его в течение многих лет — до смерти Святослава Рихтера. С 1998 года художественным руководителем «Декабрьских вечеров» стал альтист и дирижер Юрий Башмет, а мозгом фестиваля — его постоянный организатор и куратор Инна Ефимовна Прусс
В декабре 2004 года в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 24-й раз прошел ежегодный фестиваль «Декабрьские вечера». Этот фестиваль был придуман великим пианистом Святославом Рихтером и директором музея Ириной Антоновой, которые проводили его в течение многих лет — до смерти Святослава Рихтера. С 1998 года художественным руководителем «Декабрьских вечеров» стал альтист и дирижер Юрий Башмет, а мозгом фестиваля — его постоянный организатор и куратор Инна Ефимовна Прусс. «Декабрьские вечера» — фестиваль, не имеющий аналогов в мире. Каждый раз он проводится на определенную тему и сопровождается художественными выставками. Тема последнего фестиваля — «Отражения — метаморфозы». Во время музыкального фестиваля в музее экспонировалась выставка картин Пабло Пикассо, в которой нашли воплощение интерпретации великим испанским мастером различных художественных традиций или конкретных произведений его предшественников. Выставка насчитывала 132 экспоната, предоставленных музеями Пикассо в Париже и Барселоне, Национальным музеем современного искусства в Париже и Государственной галереей в Штутгарте. Музыкальная программа фестиваля сочетала исполнение оригинальных произведений Баха и их транскрипций композиторами различных эпох; соединяла в одном концерте одну и ту же тему, решенную композиторами, отдаленными друг от друга несколькими столетиями (Гайдн и Губайдулина); представляла диалоги между живой и неживой природой («Голос кита» американца Дж. Крама), между классической и джазовой музыкой (Бах — Боллинг, Гулд, Гудмен и др.); прослеживала метаморфозы античной темы в творчестве композиторов различных эпох и школ. В течение декабря в рамках фестиваля прошло 15 концертов. Среди многообразия артистов и коллективов хочется выделить тех, кто впервые приехал в Россию или выступает здесь редко. Так, впервые в Россию приехала Анджела Хьюитт, широко известная как исполнительница сочинений Баха. Она записала на компакт-диски почти все клавирные сочинения композитора. На концерте в музее она играла как подлинные сочинения великого немца, так и транскрипции хоралов и органных сочинений для фортепиано, сделанные различными авторами, и свои собственные. Стиль игры Хьюитт — яркий, броский, с отчетливой артикуляцией, несколько романтизированный, с блестящими виртуозными пассажами — нарочито идет вразрез с современной тенденцией — играть сочинения Баха на аутентичных инструментах эпохи композитора. У пианиста Игната Солженицына, уже игравшего в Москве, была трудная задача: показать развитие вариационных циклов — от бетховенских «Вариаций на тему вальса Диабелли» до вариаций композиторов-модернистов XX века А. Веберна и Д. Крама. Солженицын продемонстрировал замечательную технику, глубокое понимание музыки Бетховена, особенно учитывая, что вариации «Диабелли» — произведение, трудное для исполнения. Исполнение Солженицына было классическим в лучшем смысле этого слова. Гости из Великобритании: вокальный Hilliard Ensemble и певец Марк Пэдмор (тенор) с пианистом Роджером Виньолесом — исполняли произведения английских композиторов: песни Генри Персела (XVI век) в аранжировке Бриттена, песню самого Бриттена и большую балладу «Конец отрочества» М. Типпета (XX век). Эта музыка, по существу, впервые звучала в России. Пэдмор обладает красивейшим голосом с большим диапазоном, у него безупречная вокальная техника. В зале музея на фоне экстравагантных картин Пикассо его голос звучал нежно и умиротворяющее. В знаменитом вокальном цикле Роберта Шумана на слова Генриха Гейне «Любовь поэта» важна роль пианиста, и Виньолес, игру которого отличают красивый звук и дивное туше, составил прекрасный дуэт с Пэдмором. Марк Пэдмор — мастер не только вокала, но и слова, у него блестящая артикуляция, и текст Гейне, то радостный, то печальный и трагический, звучал у него легко и проникновенно. Из вокальных концертов надо отметить исполнение небольшой оперы Моцарта «Аполлон и Гиацинт» (она была написана, когда композитору было 11 лет) оркестром и солистами театра «Геликон-опера». Режиссер А. Бородовский перенес действие древнегреческого мифа в российскую усадьбу начала XX века. Однако этот опыт оказался неудачным, в частности, потому что не были учтены особенности Белого зала музея, и музыка очаровательной безделушки звучала плоско и невыразительно. Кроме оперы Моцарта в рамках темы «миф об Аполлоне и его воплощение в музыке» Юрий Башмет и оркестр «Солисты Москвы» исполнили балетную музыку Игоря Стравинского «Аполлон Мусагет». Оркестр, славящийся красотой тона и певучим звуком, поразил отточенностью фразировки и некоторой отстраненностью при исполнении, как того и требовал Стравинский. (Кстати, партитура «Аполлона Мусагета» был одной из любимейших партитур Рихтера.) Квартетное искусство на фестивале было представлено тремя коллективами: постоянным участником «Декабрьских вечеров» квартетом имени Бородина, новым российским «Доминант-квартетом» и австрийским «Хаген-квартетом». Квартет Hagen отличают безупречный вкус и необыкновенная слитность игры. Подчас создавалось впечатление, что играет камерный оркестр. Коллектив исполнил квартеты Бетховена и Равеля, а также метаморфозу (превращение) четырехголосного мотета француза Жоскена Депре (XV век) в струнный квартет современного венгерского композитора Д. Куртага. Из инструменталистов следует выделить альтиста Юрия Башмета, виолончелистов Наталию Гутман и Марио Брунелло. Наталия Гутман играла сочинения композиторов XX века — сонаты Р. Штрауса, Пуленка, Мясковского и Бриттена. Исполненные ею сонаты Мясковского и Бриттена посвящены Мстиславу Ростроповичу, у которого училась Гутман. Марио Брунелло получил первую премию на Международном конкурсе имени Чайковского еще в 1986 году, но в Россию он приезжает не часто. На фестивале он играл произведения, не известные российским меломанам: «Реквием для виолончели соло» П. Шультхорпа и сочинение современного американского композитора Дж. Крама «Голос кита» для флейты, виолончели и фортепиано. Звук виолончели Брунелло отличался особой теплотой тона и проникновенностью. Неожиданным сюрпризом для публики оказался балетный вечер «Танец и звук», идея и осуществление которого принадлежат всемирно известному танцовщику Владимиру Васильеву. Он представил хореографические миниатюры на музыку различных композиторов, созданные в 50–60-е годы прошлого века известным хореографом Касьяном Голейзовским, а также новые номера, придуманные им самим. В качестве исполнителей выступили молодые солисты Большого театра и Кремлевского балета. Миниатюру «Маха и соловей» на музыку Гранадоса (постановка Васильева) исполнила Илзе Лиепа, а «Нарцисса» на музыку Черепнина (постановка Голейзовского) — Денис Медведев. Когда-то такие танцевальные вечера были очень популярны, их ставили Леонид Якобсон и Касьян Голейзовский. Хочется надеяться, что эта традиция получит достойное продолжение в наши дни. Юрий Башмет с оркестром «Солисты Москвы» в течение трех вечеров представлял разнообразную программу — от Баха и Гайдна до Леденева, Губайдулиной и Стравинского, а также джазовые композиции. В Бранденбургском концерте № 6 Баха солировал сам Башмет. Оркестр показал высокий уровень исполнения: гибкую фразировку, слаженность ансамбля, точное и ясное понимание стиля исполняемых композиторов. Интерес публики к «Декабрьским вечерам» всегда большой, а к концертам Башмета и его оркестра — небывалый. Дипломаты, артисты, политические деятели, музыканты, меломаны — все стремятся побывать на концертах фестиваля. Благодаря этому фестивалю публика узнала и услышала много новой музыки и познакомилась с интересными исполнителями со всего мира.
Печатается в сокращении. Полностью материал читайте на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина www.museum.ru/gmii



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции