К празднику Рош га-Шана
Тора и современность Благословение и проклятие «Смотрите же, сегодня Я предлагаю вам благословение или проклятие: благословение - если будете внимать заповедям Г-спода, вашего Б-га, которые я предлагаю вам сегодня, а проклятие - если не послушаете заповедей Г-спода, вашего Б-га, и свернете с пути, который Я указываю вам сегодня, и последуете за другими богами, о которых вы и не знали». «Дварим», 11:26-28
Благословение и проклятие, добро и зло, жизнь и ее противоположность - таков извечный выбор, который всегда стоит перед нами. Тем более, что мы приближаемся к Осенним праздникам, и, прежде всего, к самому первому и самом важному дню, когда будет решаться наша судьба на целый год – Рош га-Шана, он же Еврейский Новый год. Недельная глава об этом начинается словами (11:26): «Смотрите же, сегодня я предлагаю вам благословение или проклятие». И все же, Тора подсказывает нам (30:19): «…Выберите жизнь – и тогда вы и ваше потомство будете живы…».
Месяц милосердия
«Но раскаяние (тшува), молитва (тфила) и помощь ближнему (цедака) – отменяют дурное предначертание»
Из молитв на Рош га-Шана
и Йом-кипур
Всё начнётся потом,
когда кончится это
бесконечное душное, жаркое лето.
Мы надеемся, ждём,
мы мечтаем о том,
чтоб скорее пришло
то, что будет потом.
Сергей Юрский, Баку, 1977 г.
Подходит к концу непростой год, и мы с новыми надеждами вступаем в новый 5784-й год от Сотворения мира. Наступает праздничный месяц Тишрей с его чередой Осенних праздников, но вначале нас ожидают «Грозные дни» (йомим нораим), включая два больших праздника: Рош га-Шана и Йом-Кипур, когда решается судьба всего мира и нас с вами.
Но на самом деле, все начинается еще раньше - с наступлением последнего месяца уходящего года – Элул. Казалось бы, в этом месяце нет особо ярких и значимых событий (если не считать хасидского праздника 18 Элула – «Хай-Элул»). Но зато этот месяц наполнен кропотливой работой подведения итогов прожитого года (дин ве-хешбон), покаяния (тшува) и исправления ошибок (тикун), когда мы выходим «в поле» – навстречу Царю этого мира. И в это благодатное время Всевышний благосклонно принимает нас без особых церемоний, чтобы потом мы сопроводили Его во дворец, где Г-сподь снова воссядет на царский престол, чтобы судить всех ныне живущих.
Когда-то наш первый национальный лидер Моше в самом начале месяца Элул в третий раз поднялся на гору Синай, чтобы вымолить для нас прощение и получить Вторые Скрижали. Последний раз он сошел с горы Синай в Йом-Кипур, и с тех пор этот день стал днем всеобщего покаянии и всепрощения – искупления грехов за весь год. Но за этими духовными процессами скрываются вполне реальные, земные события, которые раскрывают для нас истинную природу этого непростого периода нашей жизни.
О, времена! О, нравы!
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Александр Кушнер, 1978
Время – неуловимая категория. Неудивительно, что мыслители всех времен пытались постичь природу времени. Каким образом из всех возможных вариантов будущего отбирается лишь один, который становится нашим настоящим? И когда настоящее незаметно становится нашим прошлым? Кто-то из нас продолжает жить этим прошлым, а кто-то, напротив, устремлен в будущее, стараясь при этом не замечать того, что происходит здесь и сейчас.
Хорошо, что есть такой инструмент, как часы, которые помогают нам материализовать неуловимое время, и измерить его.
Однако, согласно современным научным представлениям, время – относительное понятие, зависящее от выбранной «системы отсчета». Поэтому можно сказать, что у каждого из нас – свое «собственное» время, свои «часы», показания которых могут отличаться от часов соседа. И все же, мы понимаем, что есть единая, назовем ее – «библейская» шкала времени, установленная Творцом в самом начале сотворения мира, и такой абсолютной и универсальной «точкой отсчета» является шестой день Сотворения мира, когда был создан первый человек – Адам. Именно это событие, в первую очередь, мы и отмечаем в еврейский Новый год – праздник Рош га-Шана.
Часы Судного дня
Пять минут... Пять минут...
Разобраться если строго,
Даже в эти пять минут
Можно сделать очень много!
Владимир Лифшиц, 1956 год
Как мы уже говорили, у каждого из нас свое «время» и свои «часы». Например, «Часы Судного дня» (Doomsday Clock) - это проект журнала Чикагского университета «Бюллетень чикагских ученых-атомщиков», начатый в 1947 году создателями первой атомной бомбы. Периодически на обложке журнала публикуется изображение часов, с часовой и минутной стрелкой, показывающих без нескольких минут полночь. Время, оставшееся до полуночи, символизирует напряжённость международной обстановки и прогресс в развитии ядерного вооружения. Сама полночь символизирует полный швах - момент ядерного катаклизма.
Кстати, учредителем и первым редактором журнала стал американский биофизик российского происхождения Евгений Исаакович Рабинович. Среди известных авторов журнала - ученые с мировым именем: Макс Борн, Альберт Эйнштейн, Роберт Оппенгеймер, Бертран Рассел, Лео Силард, Эдвард Теллер (кроме Рассела, все - евреи).
Решение о переводе стрелок принимает совет директоров журнала при помощи приглашённых экспертов, среди которых, в частности, 18 Нобелевских лауреатов. В начале 2023 года эти часы показывали 90 секунд до полуночи — самое малое расстояние за все время существования часов Судного дня. И тут за спинами ученых мы начинаем различать грозную руку Творца. Особенно, если вспомнить, что день Рош га-Шана тоже называется «Судным днем» (йом га-дин).
Время Мошиаха
«Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Г-сподь Б-г слезы со всех лиц, и позор народа Своего устранит Он на всей земле, ибо (так) сказал Г-сподь»
Ишайя, 25:8
Настоящее будет потом.
Вот пройдёт
тот суетный мелочный
маятный год,
и мы выйдем на волю
из мучившей клети
Вот окончится только
тысячелетье…
Сергей Юрский, 1977 г.
Окружающий нас мир, и все, что его наполняет, можно использовать с равным успехом как во благо – для созидания и исполнения воли Творца, так и для разрушения, если идти (не дай Б-г) против воли Творца, который сотворил этот мир не ради «хаоса» (тогу), а ради созидания и цивилизации, как сказано (45:18): «…не ради пустоты (тогу) Он утвердил ее, но чтобы населить (лашевет) людьми сотворил Он ее, Я – Г-сподь, и нет иного». Это касается и ядерной энергии, которая высвобождается во время ядерного взрыва согласно знаменитой формуле Эйнштейна, устанавливающей эквивалентность массы и энергии: Е=мс2.
Во время испытания первого ядерного заряда эта страшная, доселе неведомая разрушительная сила, заключенная в небольшом объеме вещества, настолько превзошла все ожидания самих создателей этого оружия, и потрясла всех присутствующих, что «отцу атомной бомбы» Роберту Оппенгеймеру сами собой пришли в голову слова из индийского эпоса: «Я становлюсь смертью - разрушительницей миров».
Мы же верим, что человечество в самом скором времени сможет преодолеть этот трагический период своей истории, и вскоре наступит время, когда все оружие будет сдано в утиль или использовано исключительно в мирных целях, как сказано (2:4): «И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». И в противовес словам «отца атомной бомбы» еврея Оппенгеймера о «смерти – разрушительнице миров», мы будем цитировать слова другого великого еврея – пророка Ишайя, который говорил о полной победе над смертью, как сказано (25:8): «Уничтожит Он смерть навеки, и отрет Г-сподь Б-г слезы со всех лиц, и позор народа Своего устранит Он на всей земле, ибо (так) сказал Г-сподь».
Мы помним историю о необычных часах, принадлежавших Провидцу из Люблина (хозе ми-Люблин), о часах, которые вели «обратный отсчет», показывая, сколько времени осталось до прихода Мошиаха, до наступления полного Избавления, - скоро, уже в этом 5784 году!
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!