Ребе о событиях в мире и датах календаря
Ко Дню Ребе - 3-го Тамуза, выпадающего в нынешнем году на 22 июня «И призваны были в ту пору царские писцы, в третий месяц - месяц Сиван, в двадцать третий день месяца, и написано было все так, как приказал Мордехай - иудеям, сатрапам и начальникам, и правителям областей, …» (Эстер, 8:9) 23-го Сивана в этом году выпадает на 12 июня «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из синеты и белой ткани, в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы» (Эстер, 8:15)
Уверен, что большинству эта дата из еврейского календаря ничего не говорит. А ведь она упоминается в книге «Эстер», хотя и ближе к концу свитка. И хотя к тому моменту заговор был раскрыт, а Аман со своими десятью сыновьями был уже повешен, однако опасность еще не миновала: ведь «письма с замыслом Амана об истреблении Иудеев» уже были разосланы во все 127 провинций Персидской империи, и наши ненавистники только ждали своего часа.
Поэтому Мордехай и царица Эстер, воспользовавшись данной им властью, срочно вызвали царских писарей, чтобы написать и разослать новое послание, скрепленное царской печатью. Это историческое событие как раз и произошло 23 Сивана, о чем свидетельствует Свиток, как сказано (9:9): «И призваны были в ту пору царские писцы, в третий месяц - месяц Сиван, в двадцать третий день месяца, и написано было все так, как приказал Мордехай - иудеям, сатрапам и начальникам, и правителям областей, …». Но чем так важна эта дата, чтобы ее особо упоминать в тексте Писания?
Давайте сначала ответим на другой вопрос: в какой момент произошло чудо спасения иудеев древней Персии? Может быть, когда провидец Мордехай раскрыл коварный заговор злодея Амана? Или когда отважная царица Эстер, вопреки придворному этикету, пошла к царю Ахашверошу просить за свой народ? Или, когда весь еврейский народ (включая малолетних детей) постились вместе с ней три дня и три ночи, чтобы склонить Творца на свою сторону. А может все решилось на втором пиру, когда произошло бесславное падение Амана?
Все это, отчасти, верно. И все же кульминацией спасения стал тот звездный час, когда Мордехай и Эстер написали указ от имени царя и разослали письма по всей огромной империи, в которых подтвердили право иудеев древней Персии подняться на борьбу, чтобы защитить свою жизнь.
Символично, что только после этого Мордехай вышел во всем своем величии как новый первый министр, облаченный в царственные одежды, как сказано (8:15): «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из синеты и белой ткани, в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы». А потом (на самом деле, более, чем через полгода) пришло время «Ч» - 13 Адара, когда иудеи всей Персии поднялись на борьбу и перебили всех своих врагов.
А что же Мордехай и Эстер? По сути, в тот момент они на пару стали правителями всей великой Персидской империи – «от Индии (Году) до Эфиопии (Куша)». Пройдет относительно не так много времени, и сын царицы Эстер – будущий правитель Персидской империи Кир (Кореш) даст своему народ право вернуться на Святую землю и заново отстроить Иерусалимский храм, как сказано (2-я книга «Хроник», 36:23): «Так говорит Кореш, царь Персидский: Все царства земли отдал мне Г-сподь, Б-г небесный, и Он повелел мне построить дом Ему в Иерусалиме, что в Иудее. Кто из вас – из всего народа Его желает этого – Г-сподь, Б-г его, да пребудет с ним, и да взойдет он»!
Мордехай нашего поколения
«Так говорит Кореш, царь Персидский: Все царства земли отдал мне Г-сподь, Б-г небесный, и Он повелел мне построить дом Ему в Иерусалиме, что в Иудее»
(2-я книга «Хроник», 36:23)
Любавичский Ребе приоткрыл для нас великую тайну этого памятного дня, поведав о том, что происходит в этот день на Небесах (первый раз Ребе рассказал об этом 23-го Сивана в 5743/1983 году).
«Это великий день, когда каждый еврей может ощутить себя хозяином всего мира и управлять им по своему усмотрению. Поскольку каждый год в этот самый день «призываются царские писцы» - «писцы» Владыки этого мира, и они послушно записывают все, что приказывает им «Мордехай» - глава поколения (*), и все еврейское население мира – «народ Мордехая». Сегодня мы вольны указывать этим «писцам», что следует писать и какой «указ» издать - таким образом, каждый еврей становится в этот день хозяином над всем миром, и всё в мире происходит согласно его воле. Ну, а указ, скрепленный «царской печатью», непременно будет исполнен!
Таким образом, именно дату 23 Сивана следует считать главным днем «чуда спасения» во времена Пурим. Ведь все последующие события, включая полную и окончательную победу над врагами 13-го Адара (спустя более полугода), и собственно праздник, который наступил для иудеев на следующий день (14-го Адара), и который мы отмечаем до сего дня как Пурим - все это стало лишь следствием тех чудесных изменений, которые произошли в судьбе иудеев Персии 23-го Сивана. Именно тогда мы реально ощутили себя хозяевами положения, находясь под покровительством всесильного Мордехая и царицы Эстер, к которым благоволил сам царь Ахашверош, а значит, и Царь этого мира, который управляет земными царями.
По сути, в этом месте в Свитке описываются события, которые можно назвать прообразом грядущего Избавления (геула), и которые дают представление о том, что ожидает нас всех в ближайшем будущем, с приходом нашего праведного Избавителя уже в эти дни.
А согласно одному из древних комментариев (т.н. «второй перевод Свитка «Эстер») второе послание, которое было «написано от имени царя Ахашвероша» (патшеген-га-кетав) 23-го Сивана, и разослано во все пределы его необъятной империи, содержало удивительное признание: оказывается, евреи «любимы всеми народами, населяющими Персию», и даже более того: «составляют ее славу и гордость».
Правители мира
«И будут цари воспитателями твоими, и царицы их – кормилицами твоими, лицом до земли кланяться будут тебе, …»
(Ишайя, 49:23)
Но мы знаем от своих учителей, что наши праздники не исчерпываются историческими событиями глубокой древности и конкретными датами (и пример тому – праздник Пурим), а их влияние продолжает ощущаться в течение всего года, в том числе это касается и памятной даты - 23-го Сивана (в этом году - 12 июня), когда Мордехай дал указание «царским писарям» написать послание от имени царя.
И хотя тогда мы обращались к Ахашверошу, но на самом деле, в его лице Мордехай и Эстер заручились поддержкой Царя этого мира.
Поэтому Мордехай, будучи «правой рукой» Ахашвероша, и назначенный им первым министром, по сути, получил свои властные полномочия от самого Творца, и являлся духовным лидером своего поколения (неси-га-дор) – таким же, как Ребе в нашем поколении.
Более того, если задуматься, то это стало «репетицией» прихода Мошиаха, который тоже станет всесильным правителем, но только уже всего мира, и под его руководством будет заново отстроен Третий храм, и на этот раз - уже на века.
Поэтому сегодня мы тоже можем обратиться к Царю мира с единственной просьбой, … нет - требованием: чтобы он послал нам нашего праведного Избавителя – уже сегодня, сейчас, немедленно, NOW!
Примечания
*) Поскольку Глава поколения (неси-га-дор) олицетворяет собой все поколение, то с тем же основанием «Мордехай» в тексте Свитка «Эстер» символизирует и весь народ Израиля, который там назван «народом Мордехая» (ам-мордехай), как сказано (3:6): «И счел Аман презренным для себя наложить руку на одного Мордехая, ибо рассказали ему, какого народа Мордехай. И задумал Аман истребить всех иудеев во всем царстве Ахашвероша - народ Мордехая». Именно так будет и в наше время, в эпоху Мошиаха.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!