К празднику Дарования Торы - Шавуот
Из бесед Любавичского Ребе «Я – Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, дома рабства» «Шмот» или «Исход», 20:2 С чего начинается Тора? «Вначале сотворил Б-г небо и землю» «Берейшит» или «Бытие», 1:1
С чего начинается Тора? Казалось бы, чтобы ответить на этот несложный вопрос, достаточно просто открыть текст Торы, и прочитать самую первую, хорошо знакомую всем фразу (1:1): «Вначале сотворил Б-г небо и землю». Ведь всем известно, что Тора начинается со слова «вначале» (берейшит).
Однако даже в этом вопросе не все так однозначно. Устное предание (мидраш) рассказывает, что еще до дарования Торы все 22 буквы еврейского алфавита «спорили» между собой, кому принадлежит почетное «право» стать первой буквой в тексте Писания. И у каждой буквы были свои резоны.
В конечном итоге Всевышний отверг все предложенные варианты и выбрал в качестве начальной букву ?(бет) – вторую букву еврейского алфавита, поскольку с нее начинается слово «благословенный» (барух). В результате осталась обиженной: самая первая буква «алеф»: ведь, казалось бы, ей по праву должна была достаться эта почетная роль. Во-первых, «алеф» - первая буква еврейского алфавита. Кроме того, она указывает на самого Творца: «Господина мира» (алуфо-шел-олам). Поэтому Всевышний «утешил» ее, пообещав, что самое важное место в Торе – начало «Десяти Заповедей» - Он начнет непременно с буквы «алеф», как сказано (20:2): «Я (анохи) – Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из Египта…».
Главная заповедь Торы
«И говорил Г-сподь все слова сии, сказав: Я - Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства»
«Шмот» или «Исход», 20:1-2
Безусловно, центральное место всей Торы – это описание самого дарования Торы (матан-тора) и те самые «Десять заповедей» (асерет-га-диброт), которые были высечены на Скрижалях. При этом считается, что эти десять заповедей включают в себя все прочие заповеди Торы, которых в общей сложности насчитывается 613.
Хотя всего еврейская Традиция насчитывает 613 заповедей, они включают и те десять, которые были на Скрижалях (*).
А если брать эти десять основных заповедей, то из них центральными считаются первые две. Первая из них предписывает верить в единого Творца (эмунат-элокут), а потому является основанием для выполнения всех предписаний (мицвот-асэ), которых насчитывается 248 (рамах). А вторая заповедь – запрет поклоняться «чужим б-жествам», как сказано (20:3): «Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня», - служит источником всех запретов в Торе (мицвот-аль-таасэ), которых всего 365 (шаса) (см. книга «Танья», гл. 20). Поэтому (по мнению большинства авторитетов) именно эти две первые заповеди все евреи слышали непосредственно из уст Творца во время Синайского откровения (включая души евреев всех последующих поколений, в том числе и наши с вами). И все же, основой всей Торы является самое первое повеление, которое предписывает веру в единого Творца, и, следовательно, является основой всей нашей Традиции и всего нашего служения, как сказано (20:2): «Я - Г-сподь Б-г твой, …».
А если брать эту основную заповедь всей Торы, то в ней центральным является самое первое слово – местоимение «Я» (анохи), с которого все начинается, и которое указывает на сущность Творца (ацмут). И тут нас ждет неожиданный сюрприз: оказывается, это «самое-самое» слово во всей Торе, ее средоточие и смысловой центр, имеет … египетское происхождение (**)!
Удивительно еще и то, что в самом языке Писания есть собственное слово для обозначения местоимения «я» (ани), которое тоже широко используется. Так почему же в самый ответственный момент Писание воспользовалось заимствованием из «нечистого» египетского языка, который к тому же невольно напоминает о нашем рабском прошлом?!
В отличие от святого языка (лешон-га-кодеш), который стал языком Писания и языком творения.
Где твой Б-г?
«На всех своих путях познай Его»
«Мишлей» или «Притчи», 3:6
Так почему Творец пожелал начать главную заповедь Торы словом «анохи» - «Я», заимствованным из «нечистого» египетского язык? Оказывается, в этом необычном факте как раз и нашла свое отражение главная идея всей Торы!
В Талмуде приводится эпизод, когда на вопрос: «Где твой Б-г?», один из еврейских мудрецов, неожиданно для спрашивающего, указал на … языческое капище в Риме. Этим он хотел сказать, что Г-сподь Б-г присутствует всюду, в том числе «и здесь тоже» (хотя и в скрытом виде). Ведь конечная цель, ради которой была дарована нам Тора: раскрытие Б-жественного света во всех областях этого мира и во всех его творениях.
В Торе Всевышний выразил Себя наиболее полным образом, раскрыв Свою сущность (ацмут), а сущность Творца, как известно, не имеет никаких границ и рамок. И мы это видим на примере того, что Творец способен выразить себя даже с помощью самого нечистого языка в мире. И само это «египетское» слово, указывающее на Его сущность (анохи), наши Мудрецы «расшифровывают», как аббревиатуру выражения: «Я вам передал самого Себя в виде Писания».
Всевышний, даровав нам Тору в качестве универсального «инструмента» для того, чтобы преобразовывать и исправлять окружающий мир, доводя его до совершенства, так чтобы, в конечном итоге, сделать его «сосудом» и «вместилищем» для Б-жественного света. С тех пор наша цель использовать любой предмет и любое творение для служения, в той мере, в какой нам позволяет это сделать Тора. Этот принцип точно сформулировал в свое время царь Шломо (Соломон) (3:6): «На всех своих путях познай Его». И в данном случае Творец сам показал, как такое возможно – на примере слова «Я» (анохи). От нас требуется найти и выявить это «Я» - сущность Творца всюду, даже в самых нечистых вещах и низменных явлениях.
В будущем, которое уже не за горами, в мире просто не останется «нечистых» мест, а весь этот мир станет «обителью» для Творца (дира-ба-тахтоним) – с приходом Мошиаха, скоро, уже в эти дни!
Примечания
*) В связи с этим интересно, что текст «Десяти заповедей» состоит из 620 букв, что составляет 613 заповедей Торы плюс еще 7, которые добавили Мудрецы
**) Имеется в виду египетский знак вечности «анх» (иногда его называют «египетским крестом», хотя он возник задолго до появления христианства, и не имеет к нему никакого отношения). Поскольку в древнеегипетским языке на письме тоже опускались гласные звуки, то слово «анх» прочитывалось как: «анохи»
Рубрику ведет раввин
Довид Карпов
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!