В укромных уголках и на лучших сценах
Вот мы в Москве и «приехали» – на станцию, где нет больше зарубежного звездопада. А культурный человек по крохам выбирает события, которые нельзя пропустить.
Лопухи против мертвечины
Но можно наведаться и на настоящую станцию!
Гигантская электростанция царских времен на Болотном острове (за нынешним «Ударником») давно пугала неприютным видом. Пока в 2021 году за нее не взялся итальянец Ренцо Пьяно, борец с городской мертвечиной. Он-то и переоборудовал её под утопический дворец культуры и искусства.
Разобрали завалы, освободили оконные проёмы, застеклили потолок. И казематы вдруг засияли, а металлические фермы Шухова выглядят шедевром. И протираешь глаза, проходя невзначай мимо скульптуры Джакометти или Генри Мура.
Но Кремль был раздражен. И – видимо, «звери задрожали, в обморок упали»: ГЭС-2 до сих пор работает не в полную силу своих возможностей.
Но все же нашелся тут и звукам укромный уголок: в сентябре начался цикл «ГЭС-2: Музыка». Причем с видом – сквозь прозрачные стены – на фантасмагорический парк, где ветер хрестоматийно оглаживает русские березки, а вдоль тропы тревожно мечутся сказочно-гигантские лопухи.
Но вдруг всё это перестает отвлекать, и претенциозное пространство входит в соразмерность с музыкой Шопена и Брамса, исполняемой Мирославом Култышевым. Над специально доставленным сюда роялем, которому полторы сотни лет, поколдовал известный мастер Алексей Ставицкий. И фа-минорная Фантазия мгновенно окунула в романтический XIX век.
Ну так и проектировали ГЭС-2 в расчете на чудеса.
По городскому телефону
Московская интеллигенция, все еще существующая, собралась в Московской филармонии на прощанье с музыковедом Львом Григорьевичем Гинзбургом, экспертом международного класса.
Он был, наверное, последний такой. Наши мимолетные встречи на концертах выливались потом в долгие обсуждения услышанного по телефону – не по мобильному, а по «старому» городскому. Они возвращали в мир, ещё не уплощённый электроникой. Перемывали мы косточки и ленивым студентам – одно время вместе преподавали в Академии им. Гнесиных.
Но как же страстно этот 90-летний мудрец поддерживал молодежь талантливую и неленивую! Поэтому очаровательные девчонки на панихиде плакали больше других, ведь он оставил их одних в беспощадном мире, которому тихо противостоял до последнего.
Лев Григорьевич был сыном выдающегося советского пианиста Григория Гинзбурга, бюст которого не так давно установлен в консерватории. Остался драгоценный подарок: собранная им книга об отце – 400 страниц о трудной жизни виртуоза-корифея. А отблеск культуры Гинзбургов упал ненароком и на Филармонию, где Лев Григорьевич работал до последнего. Такой хрупкий, с проницательными глазами человек, такой незабываемый друг.
«Зарядье»: лицом к народу
1 октября, в Международный день музыки, в Зале «Зарядье» открылось Новое концертное пространство. Как это? Что еще за пространство? Одно дело – в переобустроенной ГЭС-2, и другое – в специальном здании, где уже есть два концертных зала!
Но концепция схожа: ведь стены холлов «Зарядья» стеклянные. А виды на Москворецкую набережную, парк и Парящий мост восхитительны.
В конце концов, все холлы буфетами не заставишь, да и где в наше время набрать народу на столько буфетов.
Вот и решили: днем по выходным в холле будут общедоступные концерты, лекции, встречи с артистами. Всего за 300 рублей. Теперь блуждающие по затейливым тропинкам парка смогут приобщиться к ценностям не только растительного, но и музыкального мира.
На концерте-открытии мэтры чередовались с молодыми артистами. Выступала и Варвара Кутузова, которую, кстати, Лев Гинзбург опекал с ее младшего школьного возраста. Играли великолепный молодой трубач-виртуоз Кирилл Солдатов – и лучший российский контрабасист Григорий Кротенко. Знаменитая арфистка Мариинского театра Софья Кипрская – и начинающая исполнительница на маримбе Мария Березовская, причем вместе с именитым отцом, пианистом Борисом Березовским…
Вели этот эффектный мини-гала-концерт новый директор зала «Зарядье» Иван Рудин и актриса Дарья Мороз, вся в белом, начиная волосами ослепительной химической седины.
Без буфета все же не обошлось: всех и каждого попотчевали шампанским – на счастье и для свойского обсуждения перспектив нового культурного пятачка.
Танго с Чеховым
Какая порядочная театральная душа не откликнется на имя Чехова? Международный фестиваль его имени был создан 30 лет назад, и за это время Москва увидела спектакли лучших театров мира.
А сейчас… ну какие сейчас гастроли? И всё же директор фестиваля Валерий Шадрин на пресс-конференции объявил, что «обед по расписанию» – и XVI фестиваль состоится с 24 мая по 8 октября 2023 года.
Михаил Швыдкой, посол по международному культурному сотрудничеству, выразился так: «Да, сейчас трудное время. Но ничего не заканчивается. Мне 74 года, и из них, может, первые пять лет были легкие, а потом все время были какие-то «трудные исторические времена». Шадрин – великий театральный коммуникатор, у него друзья по всему миру. И нынешняя программа – это результат многолетней блестящей репутации Чеховского фестиваля».
В роскошном, как всегда, буклете – 15 спектаклей из 13-и стран. Откроет фестиваль аргентинское шоу «Дикое танго». А дальше – казахский «Кулагер» – история великого певца в жанре саунд-драмы. «Макбет» индийского режиссера Раджата Капура – взгляд на европейскую классику из другой части мира. Китайские артисты везут «Чайное заклинание» Чжао Ляна, умеющего соединить современный западный танец с восточной эстетикой. Бразильцы хотят удивить спектаклем «В Москву! Палимпсест», в котором четыре актрисы и два музыканта сочиняют свою версию «Трех сестер». Театр современного балета Кубы представит в «Зарядье» зримую постановку кантаты Орфа «Кармина Бурана», вложив в нее идею: не мы Землю создавали, не нам её и взрывать…
Одни диковины. Это радость, которой очень не хватает.
Единственное место на Земле
25 октября, в день рожденья Галины Павловны Вишневской (1926-2012), на Остоженке, перед Центром оперного пения, который она основала, ей открыли памятник.
Я помню, как она рассказывала, зачем нужен этот центр. Между уменьями выпускников консерватории и нуждами оперного театра существует зазор. Учат одному, а нужно другое. Поэтому она лично отбирала 25 человек, которых учили подробно и многому – от тонкостей вокального стиля до сценического движения, иностранных языков и хореографии. Так и продолжается.
В Центре есть свой маленький «Большой театр» (с люстрой, ложами и галеркой), где известные режиссеры ставят оперы для будущих звезд. Между прочим, под собственный оркестр.
«Я даю им шанс окунуться в эту глубину в самом начале карьеры. Это только у нас может быть. Это место – единственное пока что из известных мне на Земле, где молодой артист может обрести свою настоящую профессию. А потом уже идти пробоваться в театр», – говорила Галина Павловна.
А однажды она ровно за минуту явила обе своих ипостаси: пожелав выпускникам блестящей карьеры, мгновенно впала в свой легендарный непреклонный тон: «Вы ее достойны, если будете ра-бо-тать!»
Открытие памятника отметили концертом знаменитостей, прошедших школу Центра, завершенный хором из оперы «Иоланта» с участием нынешних тридцати студиозусов.
Почему телевидение не транслирует и не снимает такие бесценные вечера? Понятно, что все в растерянном состоянии. Может, тогда просто тихо обучать по «Культуре» вязанию?
Артисты или пожарники?
«Святослав Рихтер. Театральный роман» – новая выставка в мемориальной квартире пианиста.
Театр (как и кино) был его страстью. Он любил спектакли Мейерхольда, МХАТа, вахтанговцев, дружил с Ольгой Книппер-Чеховой, Ольгой Андровской, красавицей Софьей (Зосей) Пилявской. В 1950-е годы бывал в Театре Моссовета. Сохранилось фото с надписью: «Моему Божеству Рихтеру. Коленопреклоненная Раневская. 1982».
Здесь, в квартире на 16 этаже дома на Большой Бронной, тоже разыгрывали спектакли: Мольера, Олби, «Аварию» Дюрренматта. Однажды поставили мистерию «Действо о Теофиле» в переводе Блока – в память об отце Рихтера Теофиле Даниловиче.
Племянник Нины Львовны Дорлиак, жены Рихтера, был драматическим артистом, работал у Анатолия Эфроса. Когда он, Митя Дорлиак, за «своим» режиссером перешел в Театр на Малой Бронной, ему достаточно было спуститься из квартиры Рихтера – и вот уже дверь в театр.
Кстати, Митя вспоминает, что Рихтер вовсе не был восторженным неразборчивым зрителем. Так, посмотрев на Малой Бронной пьесу Игнатия Дворецкого «Человек со стороны» в постановке Эфроса, он совершенно не уловил сюжета и оценил спектакль так: «Очень интересное, несколько затянутое партийное собрание». Проехался и по исполнителям: «Неужели это всё артисты? Я думал, пожарники…»
Из музыкальных театров любимейшим был, конечно, Камерный Бориса Покровского. В 1984 году Борис Александрович помог ему поставить «Поворот вина» Бриттена на «Декабрьских вечерах» – сенсационный по тем временам спектакль.
Выставка продлится до февраля.
А вот фестиваль «Декабрьские вечера» в этом году впервые отменён. Слишком много препон для приезда выдающихся зарубежных музыкантов.
Фабрика драгоценностей
В последний день ноября Большой театр показал первую балетную премьеру сезона: балеты «Шопениана» и Гран па из «Пахиты». Неземной мир бросил вызов нашему – огрубевшему, охамевшему, опустившемуся донельзя.
«Шопениану» Фокина восстанавливали Наталья Большакова и Вадим Гуляев из Мариинки. «Пахиту» – балетмейстер и историк балета Юрий Бурлака, используя архивные материалы Гарвардского университета США. Именно там оказались нотации 27-и балетов, составленные танцовщиком Николаем Сергеевым по системе Владимира Степанова. «Пахита» записана им в версии 1881 года.
Если посмотреть в программку – там россыпь новых имен. По словам Гуляева, сначала вообще репетировало восемь составов, осталось шесть. То есть, поголовная академическая выучка на жесткой практике. Но зато и восторг публики, понимающей, какой труд стоит и за этой воздушностью, и за слаженностью балерин, будто их на сцене не пятнадцать, а одна, искусно вырезанная из многократно сложенной невесомой бумаги.
Крошечная как эльф Евгения Образцова сказала на брифинге: «Стиль неуловимый, лёгкий и… очень сложный! Когда техника наконец становится для тебя понятной и простой – приходит лёгкость, невесомость. Мы здесь – бестелесные существа, явления природы…»
Вторая часть вечера – «Пахита», парад звезд. Гран па традиционно исполняли только ведущие солисты – Павлова, Кшесинская, Нижинский, Ваганова. Это не для средних артистов.
Впрочем, в новом балетном вечере Большого не оказалось ничего среднего. Всё только супер-, мега- и «ах!»
…Неужели так только кажется в будничной рутине, которая никогда еще не была такой беспросветной?
Наталья ЗИМЯНИНА
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!