История – из Торы

 Рубрику ведет раввин Довид Карпов
 22 декабря 2022
 677

Слышали про «Международный день борьбы с фашизмом, расизмом и антисемитизмом»? Не знали, что такой день вообще существует? А он есть, хотя был установлен по инициативе неправительственной организации, и отмечается 9-го ноября – в годовщину погромов «Хрустальной ночи» или «Ночь разбитых витрин», которые прошли по всей Германии в ночь с 9 на 10 ноября в 1938-м (*). Инициатива, конечно, похвальна. Вот только день этот был отмечен в еврейском календаре существенно раньше.  

Седьмое поколение
«Пришел я в сад свой, сестра моя, невеста….»
«Песнь песней» или «Шир-га-ширим», 5:1

Сегодня весь мир переживает столь мощные потрясения, что их невольно хочется сравнить с «родовыми схватками» эпохи Мошиаха (хевлей-машиах). Трагические события последнего времени - верный знак, что «роды» уже начались, и мир больше никогда не вернется в свое прежнее, относительно стабильное, состояние. Напротив, ситуация будет стремительно развиваться и ухудшаться, пока не разрешится «родами»: приходом нашего Избавителя (биат-га-машиах) и всеобщим Избавлением (геула). А все потому, что мы – «Седьмое поколение», которому выпало родиться и жить в эпоху великих потрясений и свершений. Начиналось все полвека назад… 
Вскоре после окончания Второй мировой войны, во время первой годовщины кончины своего тестя (10-го Швата) - предыдущего Любавичского Ребе (Ребе РАЯЦ, 1880 - 1950), наш Ребе выступил перед хасидами с «программным заявлением». Это «заявление» представляло собой сочинение, написанное на основе аналогичного сочинения его предшественника, в основе которого цитата (5:1): «Пришел я в сад свой, сестра моя, невеста….» (боси-ле-гани). В самом начале Ребе приводит известный отрывок из Мидраша («Мидраш-раба»), где перечисляются семь великих грехов, которые совершило человечество в самом начале своей истории, и которые «изгнали» Б-жественное присутствие (шхина) из нашего мира. Потом на смену им пришли семь праведников: от Авраама до Моше-рабейну, которые вернули Б-жественное присутствие «с небес на землю». Причем последний, седьмой в этом ряду - Моше, удостоился совершить главный «прорыв»: привлечь Б-жественное присутствие (шхина) непосредственно в наш материальный мир во время дарования Торы. А все потому, как объясняется там, что он был «седьмым», а «все седьмые – они избранные» (швиин-хавивин). 
Интересно, что среди этих «семи грехов» (помимо греха первого человека – Адама) упоминает также коллективный грех Поколения потопа и Поколения рассеяния, грех которого заключался в «богоборчестве», проявившимся в строительстве знаменитой Вавилонской башни (мигдаль-бавель). Также там упоминается грех жителей Содома и Гоморры – о нем речь в нашей главе. Причем в Мишне (трактат «Сангедрин», 10:3) особо подчеркивается, что у людей поколения Всемирного потопа и жителей Содома и Гоморры «нет удела в Грядущем мире». 
Главная мысль этого сочинения, которую подробно развивает и обосновывает Ребе, состоит в том, что мы и есть то самое «седьмое поколение», на долю которого выпала великая и вместе с тем ответственная миссия (шлихут) - совершить главный «прорыв» всей человеческой истории от Адама до наших дней: привести нашего праведного Мошиаха как можно скорее! 

После нас – хоть потоп!
«И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием из-за них - и вот, Я истреблю их с землей» 
«Берейшит» или «Бытие», 6:13

Как известно, Всемирный потоп начался «не вдруг»: устное предание (мидраш) рассказывает, что вначале Б-г наслал на землю «маленький» потоп, который покрыл лишь треть суши. Однако человечество это не образумило. Потом, в поколении старца Эноша, был Потоп, который покрыл уже две трети суши, и тоже безрезультатно. Но даже во времена Ноаха, когда в урочное время - 17-го Хешвана начался настоящий потоп, люди не восприняли это всерьез. Вот тогда уже разверзлись «хляби небесные», и пошел настоящий ливень, который лил сорок дней и сорок ночей, как сказано (7:11-12): «В шестисотый год жизни Ноаха, во второй месяц, в семнадцатый день месяца (17-го Хешвана), в этот день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей».
«Всемирный потоп» нашего времени - Вторая мировая война, и главная ее трагедия – Холокост, тоже начался с недвусмысленного «предупреждения», и это тоже не помогло. Хотя гонения и репрессии против евреев Германии начались сразу же после того, как Гитлер пришел к власти в 1933 году, однако первый грозный «звонок» прозвенел в 1938 году, во время погромов так называемой «Хрустально ночи» (ночь с 9 на 10 ноября). Именно погромы «Хрустальной ночи» послужили прологом к трагедии Холокоста (**). 
Конечно, когда все только начиналось, никто (в том числе и евреи Германии) не мог предположить, чем все это закончится. И все же мир (особенно Западный - Европа и США) до последнего оставался удивительно безучастным и равнодушным к тем тревожным событиям, которые происходили в предвоенной нацистской Германии. 
Причем нельзя сказать, что никто не протестовал - протесты и крики возмущения были (***), однако общий тон всех этих заявлений был примерно такой: взрывать и убивать мирных граждан, конечно же, нехорошо, но ведь эти евреи во многом сами виноваты. И уж, конечно, никто не собирался ставить под удар собственные национальные интересы ради спасения граждан чужого государства, тем более, евреев.
Именно после погромов Хрустальной ночи Гитлер понял, что «все позволено»: Запад, конечно, будет возмущаться, но ничего не станет делать для спасения еврейского населения. Собственно, именно так и произошло. 
После всего сказанного неудивительно, что погромы «Хрустальной ночи» совпали с памятной библейской датой: 17-го Хешвана - днем начала Всемирного потопа по еврейскому календарю. Оказывается, история имеет свойство повторяться, особенно, если она - из Торы! 
 

Найти общий язык
«Ибо тогда Я изменю язык народов и сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно»
Цефанья, 3:9

Но на этом череда удивительных совпадений нашего прошлого и настоящего не заканчивается. 
Как известно, после окончания Потопа человечество раскаялось и решило взяться за ум, но ненадолго. Вскоре случился новый коллективный грех - началось строительство Вавилонской башни, которое закончилось смешением языков, как сказано (11:7): «Сойдем же, и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга», после чего Всевышний рассеял людей по поверхности земли, как сказано (11:8): «И рассеял их Г-сподь оттуда по всей земле; и они перестали строить город». Таким образом, попытка человечества объединиться и найти «общий язык» провалилась. Нечто подобное произошло и после нашего «Потопа» - после окончания Второй мировой войны, когда в 1945 году 24-го октября была создана «Организация объединенных наций» (ООН), цель который была аналогично Вавилонской башни: «укрепить небо», чтобы оно не «шаталось» и на насылал нового потопа. По трагическому стечению обстоятельств, эта попытка также была обречена, поскольку тоже совпала с …началом Всемирного потопа – 17 Хешвана! 
Теперь уже нашему «седьмому» поколению предстоит исправить этот наш застарелый грех: найти общий язык в прямом и переносном смысле, как это было в самом начале (11:1): «И был на всей земле один язык и слова одни». То, к чему призывал пророк (3:9): «Ибо тогда изменю Я язык народов и сделаю его чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно» - скоро, в наше дни! 

Отягчающие обстоятельства
«И сказал Г-сподь: вопль Содомский - велик он, и грех их - тяжел он весьма. Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они, тогда – конец! а если нет, то буду знать» 
«Берейшит», 18: 20-21

Жители Содома и Гоморры не просто грешили - они установили «законы наоборот», согласно которым добродетель (в частности, помощь ближнему) объявлялись преступлением, а пороки, напротив, приветствовались и поощрялись. Символично, что до трагических событий, это был процветающий регион, «общество потребления», в котором был высокий (по меркам той эпохи) уровень жизни. Поэтому племянник Авраама – Лот выбрал это место для своего проживания, как сказано (13:10-11): «И поднял Лот очи свои, и увидел всю окрестность Иордана, что вся она напоена; до истребления Господом Содома и Гоморры она была, как сад Г-сподень, как земля Египетская, не доходя до Цоар. И избрал себе Лот всю окрестность Иордана; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга».
Но именно это изобилие, во многом, и послужило скрытой причиной того, что там нарушались практически все Семь заповедей Бней-Ноах. 
Неудивительно, что участь их оказалась в чем-то схожей с их поступками, согласно принципу «мера за меру»: Всевышний «перевернул» всю ту местность вместе с жителями, как сказано (19:24-25): «И Г-сподь пролил дождем на Содом и на Гоморру серу и огонь от Г-спода, с неба. И перевернул Г-сподь города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли». 
Мы неслучайно вспомнили такие далекие от нашей эпохи события, относящиеся, казалось бы, к глубокой древности. Ведь мы знаем, что «Тора вечна» (ницхит), а ее слова имеют непреходящее значение, и адресованы всем поколениям и каждому из нас. Зная все это, нам легче будет понять некоторые моменты современной истории, в соответствии с принципом, согласно которому «конец (в известной степени) повторяет свое начало». А теперь вернемся в наше время: ведь нам тоже довелось пережить свой «Всемирный потоп» - Вторую мировую войну и Холокост. 

Карибский переворот
«И Г-сподь пролил дождем на Содом и на Гоморру серу и огонь от Г-спода, с неба. И перевернул Г-сподь города эти, и всю окрестность, и всех жителей городов эти, и растительность земли»
«Берейшит», 19: 24-25

И, наконец, грех, который мог закончиться (не дай Б-г!) страшной катастрофой, подобной трагедии Содома и Гоморры, как он описан в Торе (19:24-25): « Г-сподь пролил дождем на Содом и на Гоморру серу и огонь от Г-спода, с неба. И перевернул Г-сподь города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли». Имеется в виду конфликт между двумя «ядерными» державами США и СССР – известный как «Карибский кризис», последствия которого могли оказаться похожими на «содомский переворот» (магпехат-сдом). 
А начался он …нет, не 17-го Хешвана, а 20-го Тишрея, в день 19.10.1962 – Гошана-Раба, когда решается судьба всего мира и на Небесах выносят окончательный «приговор» (****). Дальнейшие события развивались (если соотносить их с еврейским календарем) следующим образом: 29.10.1962 (1 Хешвана) сторонам удалось договориться, и напряжение стало спадать. Но только 24.10.1962 или 27-го Хешвана – в день окончания Всемирного потопа (!) США сняли блокаду Кубы, что являлось одним из ключевых требований со стороны Советского Союза. Так главные этапы Карибского кризиса совпали с событиями Библейского календаря: и по числам, и (что главное) – по сути.

Примечания
*) Международный день против фашизма и антисемитизма (International Day Against Fascism and Antisemitism) отмечается 9-го ноября по инициативе «Европейской сети против национализма, расизма, фашизма и в поддержку мигрантов и беженцев» (UNITED), которая объединяет более 560 организаций из 46 европейских стран и действует независимо от политических партий и правительств.
**) Хотя массовые уничтожения заключенных в концлагерях начались лишь летом 1941 года (а формально, постановление об «Окончательном решении еврейского вопроса» было принято в начале 1942 года), однако, по сути, Холокост как целенаправленная политика геноцида (прежде всего, еврейского населения) начался раньше – с трагических событий той самой Хрустальной ночи. 
***) Конечно, трагедия Хрустальной ночи возникла не на пустом месте: незадолго до этого состоялся «Мюнхенский сговор» (30 сентября 1938 года), когда ведущие европейские державы (Англия и Франция) отдали на растерзание Гитлера Чехословакию. Кстати, в Судетской области, которая в результате была аннексирована за месяц до Хрустальной ночи, тоже тогда прошли погромы. 
Вернувшись в те дни в Лондон, премьер-министр Великобритании Чемберлен (один из главных авторов Мюнхенского сговора) поспешил хвастливо заявить: «Господа, я привез мир для нашего поколения». Вскоре стало ясно, что политика умиротворения агрессора была роковой ошибкой: ровно через год началась Вторая мировая война. Широкую известность получила резкая отповедь на это заявление будущего премьер-министра Уинстона Черчилля: «Те, кто между войной и позором выбирают позор, в результате получают и войну, и позор». Дальнейший ход событий только подтвердил истинность этих слов. 
****) Небесный суд вершится в Рош-га-Шана (1-го Тишрей). Но потом можно еще что-то изменить и исправить в течение десяти «Дней покаяния» (емей-га-тшува). После чего в Йом-кипур выносится окончательный приговор, который «скрепляется печатью» (гмар-хатима). Но даже это еще не конец. В последний день праздника Суккот, который получил название «Великое спасение» (гошана-раба), нам дается последний шанс. После чего приговор поступает в «исполнительную инстанцию», и уже ничего нельзя изменить. Именно в этот день (19.10.62) начался Карибский кризис! 

История – из Торы
10.11.1938 (17 Хешвана, начало Потопа) – Хрустальная ночь 
24.10.1945 (17 Хешвана, начало Потопа) – создание ООН 
19.10.1962 (20 Тишрей, праздник «Гошана-раба») – начало Карибского кризиса
29.10.1962 (1 Хешвана) – окончание Кризиса (договоренность между Хрущевым и Кеннеди), начало месяца Потопа - Хешван 
24.10.1962 (27 Хешвана) – окончание блокады Кубы и день окончания Всемирного потопа 

Рубрику ведет раввин Довид Карпов



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции