ЧТО УСЛЫШАЛ ИТРО?

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3103
Как известно, величайшему событию в истории человечества – Дарованию Торы – предшествовал ряд событий хотя и меньшего масштаба, но ставших необходимым этапом на пути к горе Синай. Прежде всего, это чудо рассечения Красного моря и война с Амалеком. Но Тора – это сама жизнь! Поэтому нечто, напоминающее нам о чуде рассечения Красного моря, мы имели возможность наблюдать незадолго до этого во время разрушительного цунами
О чуде рассечения Красного моря и войне с Амалеком «И услыхал Итро...» («Шмот», или «Исход», 18:1) Как известно, величайшему событию в истории человечества – Дарованию Торы – предшествовал ряд событий хотя и меньшего масштаба, но ставших необходимым этапом на пути к горе Синай. Прежде всего, это чудо рассечения Красного моря и война с Амалеком. Но Тора – это сама жизнь! Поэтому нечто, напоминающее нам о чуде рассечения Красного моря, мы имели возможность наблюдать незадолго до этого во время разрушительного цунами. Но и «война с Амалеком» тоже имела место, причем сразу по нескольким «фронтам»: избиение скинхедами двух раввинов в Субботу, обращение «русской общественности», включая ряд депутатов Думы, к Генеральному прокурору РФ с требованием «официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских» и празднование 60-летия освобождения концлагеря Освенцим, которое еще раз возвратило нас к теме преступлений фашизма и антисемитизма. «Накрытый стол» Две недели широко обсуждалось заявление «русской общественности» к Генеральному прокурору РФ с требованием «официально возбудить дело о запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских». В этом «Новом послании евреям» требования и претензии были в основном старые, зато «обвинения» на этот раз были более обстоятельными и серьезными. Авторы в качестве аргументов ссылались на русскоязычное издание краткого свода еврейских законов «Кицур Шулхан Арух», чтобы показать, насколько «законы еврейской религии – антихристианские и человеконенавистнические, доходящие до ритуальных убийств». Но ведь именно об этом мы читали две недели подряд в Торе! Вначале, в главе «Итро», говорилось о Даровании Торы и перечислялись «Десять заповедей». А следующая глава так и называлась «Мишпатим» – «Законы» («Шмот», или «Исход», 21:1): «И вот законы, которые изложишь перед ними»! Древних комментаторов привлекло здесь нестандартное использование глагола «изложишь». Не «научишь», не «установишь», не «повелишь» и даже не обычное: «обратись к сынам Израиля, и скажи им», а именно «разложишь» перед ними, как «накрытый стол» – «шулхан арух». От Моше требовалось не просто пересказать законы в их исходной формулировке, а подробно растолковать их и объяснить – то, что впоследствии составило предмет Устной Торы и комментаторской Традиции. Такое объяснение находим в комментариях РАШИ (XI век). Отсюда автор общепринятого свода еврейского Закона Иосиф Каро (1488 – 1575) и заимствовал название для своего труда: «Шулхан Арух», который был написан в XVI веке. Этому предшествовало напряженная работа еврейской религиозной мысли в течение почти двух тысячелетий. Поэтому вовсе не удивительно, что на этой неделе труд «Шулхан Арух» и его сокращенный вариант «Кицур Шулхан Арух» стали предметом пристального внимания «широкой общественности», как еврейской, так и наоборот. «И вот законы, которые ты изложишь им» Можно, конечно, вести длинную и утомительную полемику, приводя многочисленные цитаты из Писания и других святых книг. Но даже в этом случае вряд ли мы сможем что-то друг другу доказать. Поэтому поступим проще. Чтобы опровергнуть все ложные обвинения, высказанные и невысказанные, нам понадобится всего-то одно короткое слово, а точнее — союз «и», с которого начинается наша глава: «И вот законы». Но как много это слово может сказать вдумчивому читателю, находящемуся и мыслящему в рамках древней комментаторской традиции! Действительно, в предыдущей главе рассказывается о Даровании Торы, и перечисляются «Десять заповедей», начиная с первой («Шмот», 20:2): «Я — Всевышний, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской», Б-жественный характер которой ни у кого не мог вызвать сомнения. Но уже в следующей главе мы сталкиваемся совсем с другой проблематикой. «Если приобретешь раба-еврея...», «Если чей-нибудь бык забодал чужого быка...», «Если выроешь яму, и упадет туда бык или осел...», «Если во время подкопа будет замечен вор...», «Не суди несправедливо бедняка в его суде», «И пришельца не притесняй, ибо пришельцами были вы в стране Египетской», и, кстати, об идолопоклонстве: «И имена чужих божеств не упоминайте — да не будет слышно оно из ваших уст». Может сложиться впечатление, что эти законы иного порядка и являются творением человеческого разума, уж больно они кажутся нам понятными и логичными. Неслучайно они и называются «мишпатим», т.е. относятся к той категории заповедей, смысл которых доступен нашему пониманию. Более того, у многих народов в древности существовали похожие законы, например, известный «Кодекс царя Хаммурапи». Да и в современной законодательной системе есть много похожего на древнееврейские законы. И это тоже неслучайно, поскольку в основе их лежит римское право, которое в свое время в значительной степени было заимствовано у еврейских мудрецов Талмуда! Если бы не одна-единственная буковка, которая обозначает союз «и»! Вот что пишет РАШИ в своем комментарии: «Почему сказано: «И вот законы», а не просто «Вот законы»?» Чтобы указать тебе, что законы, изложенные в нашей главе являются продолжением тех «Десяти Заповедей», о которых говорится в предыдущей». И если мы признаем, что «Десять Заповедей» были даны Творцом на горе Синай, то, значит, и эти законы тоже были дарованы нам там же и тоже имеют Б-жественное происхождение. Миссия Итро Но было еще одно событие, которое стало необходимым этапом на пути: это приход Итро (Иофара) к своему зятю Моше в пустыню. Наши Мудрецы выразились на этот счет достаточно категорично: «Всевышний не хотел даровать Тору, пока не пришел Итро, и не вознес свои благодарности Творцу». На тот момент Итро, по существу был посторонним человеком, который придерживался своих собственных взглядов. И тем не менее, узнав о великих чудесах и войне с Амалеком, он не поленился отправиться в Синайскую пустыню к своему зятю, чтобы засвидетельствовать свою поддержку и признание («Шмот», или «Исход», 18:9): «И возрадовался Итро (чудесному спасению евреев)». Но вот другой комментарий: его охватила дрожь (буквально: «мурашки по коже»), когда он узнал о том, что пришлось пережить еврейскому народу. А потом он первым вознес хвалу Всевышнему (18:10): «И сказал Итро: «Благословен Всевышний, который спас вас от рук египтян, и от руки Фараона». После чего язычник Итро признал величие Творца (18:11): «Теперь я знаю, что Всевышний превыше всех богов...»! И лишь после этого признания Всевышний понял, что не только сам еврейский народ, но и весь мир в лице Итро готов к Дарованию Торы. В связи с этим как тут не вспомнить заявление двух политиков и глав государств, сказанных во время торжественной церемонии по поводу празднования 60-летия освобождения концлагеря в Освенциме. Когда-то признания Итро стали свидетельством того, что мир готов к Дарованию Торы. Может быть, после этих признаний, наш мир уже готов к приходу Мошиаха? Скажи сынам Израиля, пусть двигаются вперед! В нашей главе описывается интересный эпизод, когда еврейский народ оказался в весьма затруднительном положении, зажатый между водами Красного моря и армией фараона. Что сказал тогда им еврейский лидер — Моше? Двигаться вперед! Но ведь впереди Красное море? И, кроме того, среди евреев уже были такие, кто тоже предлагал нечто подобное? Они сказали: «Евреи погибают, но сдаются. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Мы не рабы, рабы — не мы». Они не видели дальше кромки воды. Призыв Моше заключался в другом: чтобы двигаться вперед, к горе Синай, к Дарованию Торы! А море? Что ж, если на пути еврея стоит море, ему придется расступиться! Указать цель и путь — в этом главная обязанность главы поколения. «Hаш» Моше — Любавичский Ребе велит нам то же самое: «Двигаться вперед, к Мошиаху! И даже если на пути к нему стоит какая-то преграда, естественная или рукотворная, она не сможет нам помешать. Только помочь!»


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции