В преддверии Судного дня или Смотри в оба
Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата И мысли, и дела он знает наперед. (Лермонтов, «На смерть поэта», 1837)
«Смотри, Я предложил тебе сегодня: жизнь и добро, и смерть и зло, …»
(«Дварим» или «Вот речи», 30:15):
Как известно, месяц Элул - это конец года по еврейскому календарю, время покаяния и подведения итогов за весь прожитый год, а также подготовки к грядущим Осенним праздникам. И прежде всего – к еврейскому Новому году – Рош-га-Шана, когда решается судьба каждого живущего. Когда-то 1-го Элула Моше в третий раз поднялся на гору Синай, чтобы потом в Йом-Киппур спуститься к народу со Вторыми Скрижалями, как знак прощения за грех Золотого тельца.
И, конечно, это время исправления своих поступков, чтобы достойно предстать перед Творцом этого мира в День суда (Рош-га-Шана), и быть оправданным.
… Тогда тоже было начало Элула - последнего месяца уходящего 5705 года, когда начинается период подведения итогов прожитого года и покаяния. В синагогах читали главу «Смотри» (Реэ), которая начинается с выбора между благословениями и проклятьями (не дай Б-г!), перед которым ставит нас Творец (11:26): «Смотри, Я предлагаю вам ныне благословение и проклятие»! Призыв: «смотри» (реэ) в данном случае, означает: пойми и осознай, что в этом мире есть Творец и верховный Судья, перед Которым тебе неизбежно предстоит дать отчет, и от Которого зависит вся твоя дальнейшая судьба.
В другом месте (несколькими главами позже), в преддверии Роша-га-Шана, Тора вновь обращается к нам с этими же словами, и уточняет, в чем конкретно заключается этот выбор, как сказано (30:15): «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло …». Жизнь и добро, или …
Мы так подробно описываем все, что связано с этой датой: Новомесячье (рош-ходеш) месяца Элула 5705 года от сотворения мира (если вести отсчет времени по Библейскому календарю), поскольку именно в этот день произошло трагическое событие, которое перевернуло ход всей мировой истории. В этот день было совершено, пожалуй, самое большое преступление в истории человечества. Правда, весь остальной мир знает другие даты: 6 и 9 августа 1945 года, когда с разницей всего в три дня, варварской атомной бомбардировке подверглись два японских города: Хиросима и Нагасаки.
Тогда в результате двух взрывов мгновенно погибли 80 тысяч человек, а к концу 1945 года общее число погибших, в том числе от онкологических заболеваний и лучевой болезни, составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме, и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки.
Роль атомных бомбардировок и их этическая обоснованность до сих пор остаются предметом научных и общественных дискуссий, особенно в Соединенных Штатах. Однако для религиозного человека здесь нет никакого повода для дискуссии, поскольку с точки зрения Торы, это однозначно является нарушением одной из семи фундаментальных заповедей потомков Ноя (Бней-Ноах) – запрета убийства, как сказано (9:6): «Кто прольет кровь человека - того кровь прольется человеком: ибо по образу Б-жию создал Он человека».
Мы не случайно вначале подчеркивали, что эта преступная акция была совершена в преддверии месяца покаяния (тшува) - Элула. Вряд ли сегодня что-то можно исправить из того, чтобы было сделано более семидесяти лет назад, но, по крайне мере, можно было бы принести запоздалые извинения за тысячи унесенных невинных жизней.
Однако, в годовщину бомбардировок в 2015 году, внук президента Трумэна (Дэниел Клифтон), президента, который тогда принял решение о проведении бомбардировки и отдал преступный приказ, подтвердил, что «дед до конца жизни считал верным решение сбросить бомбу на Хиросиму и Нагасаки, и что США никогда не попросят прощения за это». Как известно, величие человеческой души, а тем более – всей нации, проявляется, в частности, в умении признать свои ошибки и просить прощения. И Трумэн оказался прав: с тех пор Соединенные Штаты так никогда и не раскаялись в содеянном. Как сказал Иов (4:21): «… Умирают, но без мудрости». Другими словами: если нет ума – то умирают, так и не раскаявшись.
Поэтому добрый совет: «смотри в оба» и «зри в корень». Недаром Творец наделил человека двумя глазами: один глаз дан человеку, чтобы видеть заслуги (преимущественно – других), другой – чтобы замечать недостатки и грехи (в первую очередь – свои собственные). Только так формируется «стереоскопическое зрение», которое помогает создать объективную картину и дать возможность раскаяться и исправить свои поступки. И, конечно: «Зри в корень … своей души», где всегда есть место для веры в единого Творца и любви к ближнему.
И пусть наступающий 5783 год будет счастливым для всего еврейского народа, и пусть приговор Небесного суда будет благоприятный, и все мы будем записаны в Книгу жизни: Шана това-у-метука!
Высшая воля
Для верующего человека «высшая воля» - это исключительно воля Творца этого мира, как она изложена в Торе и устной традиции.
Во время интервью один из летчиков разоткровенничался: «Мы с Фиаби сразу решили: Такова была воля Соединенных Штатов на тот момент - сбросить бомбу на Хиросиму, а значит – никаких сомнений не осталось». Когда же его спросили, не жалеет ли он о погибших, Тиббетс задумался и изрек: «Я не знаю другого способа воевать, не убивая людей. Если придумаете, сообщите мне». Думаю, там, куда он попал после смерти, ему все расскажут. В том числе и о ценности даже одной-единственной человеческой жизни. Но что-то менять для него будет уже поздно.
Историческая справка
Единственное в истории боевое применение ядерного орудия произошло 6 и 9 августа 1945 года Вооруженными силами США.
Маньчжурская стратегическая наступательная операция Красной армии формально продолжалась почти месяц (с 9 августа до 2 сентября). Однако основная ее часть – когда была полностью разгромлена миллионная Квантунская армия, продолжалась фактически неделю: с 9 по 16 августа (по некоторым мнениями: до 20 августа). Именно эта победа (а вовсе не ядерные бомбардировки) и послужила главной причиной капитуляции Японии 16 августа.
На экстренном заседании Высшего совета по руководству войной премьер-министр Японии К. Судзуки заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным продолжение войны».
Раввин Довид Карпов
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!