Из тени на свет
Три года назад в годовщину Хрустальной ночи, когда нацисты разгромили и сожгли синагогу в Кёнигсберге, главный раввин России Берл Лазар торжественно открыл новую синагогу, построенную на том же месте. «Люди должны знать историю, помнить её страшные страницы. Это важно, чтобы такого больше никогда не повторилось», - подчеркнул тогда, выступая на открытии, раввин Лазар.
«Эти ханукальные свечи мы зажигаем в память о спасении и о знамениях, и о чудесах, которые Ты (…) явил отцам нашим, в те времена, в эти дни …»
(Из текста благословения во время зажигания ханукальных свечей)
Месяц света Кислев передает эстафету следующему месяцу еврейского календаря – месяцу Тевет, который отмечен, прежде всего, трагической датой - постом 10 Тевета (асара-бе-тевет), связанной с началом осады Иерусалима войсками вавилонского царя Навуходоносора (Навухаднецара) (5 век до н.э.), которая закончилась разрушением 1-го Храма и вавилонским пленом. Эта взаимосвязь не случайна: уроки Хануки (которую мы начинаем отмечать в конце Кислева и заканчиваем уже в начале Тевета) и, ее главный символ - свет ханукальных свечей дает нам силы, чтобы пережить все испытания изгнания и выйти из них победителями.
Ведь мы знаем, что свет ханукальных свечей способен разогнать самую густую тьму Изгнания и осветить нам путь к Мошиаху.
В этом году день Новомесячья месяца Кислев совпал с погромами Хрустальной ночи (9-10 ноября). Тогда, в 1938-м, по всей Германии, Австрии и Судетской области вместо ханукальных свечей запылали синагоги и еврейские магазины. С этих погромов, по сути, началась печальная история гонений и репрессий еврейского населения, которая закончилась трагедией Холокоста. И одним из знаковых моментов стало уничтожение одной из самых красивых синагог в Германии: так называемой Новой синагоги в Кёнигсберге, которая была простроена менее чем за полвека до того.
Казалось бы, эти погромы - далеко не самые страшные злодеяния германского фашизма против еврейского народа. Но они навсегда остались в нашей памяти – поскольку стали первыми откровенными актами насилия Холокоста.
Но вернемся к предыстории – к печальным событиям осени 1938 года, которые совпали по времени с месяцем света Кислев.
Горькая правда Эвиана
О событиях на польской границе
В марте 1938 года в Польше был принят закон «О лишении гражданства евреев», а в октябре немецкие власти предприняли акцию насильственного выдворения из Германии польских евреев, получившую название «Збоншинское выдворение» по имени польского пограничного пункта на границе с Германией – Збониш. Всего было арестовано около 17 тысяч проживавших в стране польских евреев, которых затем депортировали через германо-польскую границу. Но когда Польша отказалась впускать к себе евреев, те оказались в нечеловеческих условиях на узкой приграничной полоске земли.
Мстя за произвол и насилие по отношению к своей семье, один еврейский студент совершил покушение на немецкого дипломата в Париже. Ответ со стороны немецких властей последовал незамедлительно. Геббельс открыто заявил: «Национал-социалистическая партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться». Это заявление, по сути, и послужило призывом к «волне народного негодования» - к серии погромов, которые мутным валом прокатились по всей Германии и Австрии в ночь с 9 на 10 ноября, названной «Хрустальной ночью» из-за большого количества разбитых окон и витрин в еврейских магазинах.
Сплошной «хамас»
«И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти пришел предо Мною, ибо земля наполнилась злодеянием (хамас) из-за них. И вот, Я истреблю их с землею»
(«Берейшит», 6:13)
Нет, в данном случае «хамас» это не название арабской террористической организации, а термин из текста Писания, означающий «злодеяние». Хотя, если разобраться, смысл один и тот тоже. На коллективную вину мирового сообщества перед европейским еврейством указывает тот знаменательный факт, что погромы Хрустальной ночи (которые, как мы помним, означали начало Холокоста и попытки окончательного решения «еврейского вопроса») пришлись на начало … Всемирного потопа (по Библейскому календарю)! Древняя катастрофа, которая была ниспослана нам за совокупный грех всего человечества, который называется в Торе собирательным понятием «злодеяние» (хамас), и которая смела почти все живое с лица земли, повторилась потом в конце времен в виде «потопа» Второй мировой войны.
В связи с этим весьма символично, что погромы Хрустальной ночи в 1938 году (8-9 ноября) выпали как раз на канун даты Всемирного потопа (17 Хешвана – 12 ноября) – и стали прологом к великой Катастрофе современности. Таким образом, трагедия Холокоста – это такой же совокупный грех всего цивилизованного мира, который вначале породил фашизм – Амалека, потомка злодея Эсава (*), потом развязал самую великую бойню в истории, а в конце не смог и не захотел нас защитить.
И хотя за преступления, связанные с Катастрофой, несёт ответственность, прежде всего, Германия и немецкий народ, однако не будем забывать, что при этом весь мир безучастно наблюдал за трагедией еврейского народа. А некоторые страны помогали в этом злодеянии Гитлеру - активно участвовали в истреблении «своих» евреев (прежде всего, это Украина, Прибалтика, Польша, Венгрия, Греция и Хорватия).
Символом безразличия стала международная Эвианская конференция (г. Эвьян-ле-Бен, Франция) с участием представителей 32 стран, на которой решались вопросы помощи еврейским беженцам из Европы. Конференция была созвана по инициативе президента США Ф.Д.Рузвельта в июне 1938 года - после аншлюсса Австрии. Тогда, открывая конференцию, американский президент особо подчеркнул, что «никакое государство не обязано менять свою иммиграционную квоту, вместо этого от стран-участниц ожидаются добровольные предложения». Речь шла о спасении 600 тысяч обречённых евреев Германии и Австрии. В результате все 32 страны Эвианской конференции во въезде евреям отказали. Западный, христианский мир сделал свой выбор: еврейство Европы было обречено.
Малый Храм
«… Так сказал Г-сподь Б-г: Хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них малым святилищем (Синагогой) в странах, куда они пришли» (Иехезкиэль, 11:16)
На самом деле, совпадение трагических и светлых моментов нашей истории не случайно. В своем главном сочинении, в книге «Танья» (см. гл.12) Алтер Ребе писал, что тьма не может ничего противопоставить свету, поскольку даже небольшой источник света способен разгонять самую густую и непроглядную тьму, причем она расступается само собой, без всякого «сопротивления» (**).
И мы верим, что в самом скором времени свет Торы и грядущего Мошиаха рассеет тьмы этого последнего, затянувшегося Изгнания и пошлет нам долгожданное Избавление!
В связи со сказанным, весьма символично, что именно в России – в Калининграде, бывшем Кёнигсберге, на той территории, где когда-то начало разгораться пламя Холокоста, теперь стоит восстановленная бывшая «Новая синагога». Причем ее открытие было приурочено как раз к годовщине (80-летию) погромов Хрустальной ночи. Тогда мы читали в отрывке из книги пророка Малахи (1:4): «Если скажет Эдом: «Разорены мы, но вернемся и отстроим развалины» – так знайте, что сказал Г-сподь Ц-ваот: «Они построят, а Я разрушу, и назовут их пределом преступности и народом, на который прогневался Г-сподь навсегда». Но если Всевышний обещает Эдому – символу Западной цивилизации, разрушить построенное ими, поскольку они перешли «предел преступления» (гвуль-риша), то из этого мы сами можем сделать обратный вывод: то, что они разрушили, Г-сподь непременно поможет восстановить.
Восстановление Новой Синагоги в Калининграде в ее прежнем облике, стало символом возрождения еврейства России и всей Европы. Но вместе с тем это стало символом победы света Торы и еврейской веры над силами духовной нечистоты, что созвучно истории самого поста 10-го Тевета, которой, как было сказано, привел к разрушению Храма и вавилонскому плену. Но ведь спустя 70 лет, вскоре после событий Пурима и чудесного спасения, евреи древней Персии получили возможность вернуться на родину и восстановить Храм.
Синагога недаром называется «малым Храмом» или «малым святилищем» (микдаш-меат), как сказано (11:16): «… И Я стал для них малым святилищем (синагогой) в странах, куда они пришли». В эпоху разрушения Храма и изгнания, именно синагоги стали средоточием еврейской религиозной и духовной жизни в странах рассеяния. Поэтому восстановление синагог и общинных центров – то, что мы наблюдаем сейчас на всем пространстве СНГ (бывший Советский Союз), стало одним из ярких примет нашего времени и явным знаком скорого прихода нашего Избавителя. Когда мы сможем все вместе отстроить Третий Храм – скоро, уже в эти дни!
Примечания
*) Эсав, родной брат Якова, который возненавидел его за то, что из-за него лишился первородства и отцовского благословения. Яков, он же Исраэль, является родоначальником еврейского народа, а Эсав (он же Эдом) считается в еврейской традиции символом христианского мира, который «мстит» народу Израиля. Одним из потомков Эсава является Амалек, который стал символом антисемитизма и лютой ненависти ко всему еврейскому, как сказано (36:12): «Тимна же была наложницей Элифаза, сына Эсава, и родила она Элифазу Амалека».
**) Это явление превосходства света над тьмой получило название «свет, извлеченный из тьмы», как сказано: «И увидел я, что есть преимущество у мудрости пред глупостью – такое же, как преимущество света перед тьмою» («Коэлет» или «Экклезиаст», 2:13)
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!