Вольнодумцы: «еврейский след» в Кёнигсберге

 Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Калининград
 3 июня 2021
 1687

Сложную гамму чувств — от любви до неприязни — вызывала столица Восточной Пруссии у свободных художников и бунтарей. В этом городе возникали коллизии — с непростыми взаимоотношениями людей и прихотливым сплетением человеческих судеб.  

Карл Маркс спас могилу Канта
С бородатым «Прометеем революции» Кёнигсберг связан почти мистически. Исследователи уверены, что не будь города, где Иммануил Кант написал «Критику чистого разума», не появились бы ни «Коммунистический манифест», ни «Капитал» Маркса. И минувшие полтора века для человечества оказались бы, вероятно, иными.
Как бы то ни было, в семействе Марксов тлел идеологический конфликт. Юрист Генрих Маркс отвергал идеи своего сына Карла и боялся «призрака коммунизма». Чтобы занять статусную должность советника, Генрих крестился в протестантскую веру и стал патриотом Восточной Пруссии. Его кумиром был фельдмаршал Иоганн Давид Людвиг Йорк — герой вой­ны с Наполеоном. Но по иронии судьбы, именно кумир Генриха Маркса связал его с нелюбимым сыном.
В 1913 году Йорку установят бронзовый памятник в Кёнигсберге. А в 1945 году постамент этого памятника сделают подножием для монумента Иосифа Сталина. Затем, когда Сталина развенчают и уберут, на тот же постамент водрузят бронзовый бюст Карла Маркса, у которого пруссачество и Кёнигсберг вызывали неприязнь.
Но именно Марксу философ Кант во многом обязан сохранностью своей могилы. Участник штурма Кёнигсберга весной 1945 года советский лейтенант-­связист Андрей Белый вспоминал, как к нему обратился чекист из политотдела: «Лейтенант, там у вас под миномётным обстрелом могила Канта. А Кант был большим другом Карла Маркса. Сообщи об этом командиру полка…»
Сказано — сделано: миномётный обстрел был прекращён. Сработал ловкий ход политработника: никакое другое объяснение не подействовало бы тогда на советских бойцов, которые крушили «всё немецкое».
 

50 шекелей
Но был и другой Маркс — Георг Шимшон, патриот Кёнигсберга. В 1871 году он, банкир из Кёльна, женился на Гертруде Голде Симон. После свадьбы молодожёны переехали в столицу Восточной Пруссии, где Георг возглавил банкирский дом «Вдова Симон и сыновья». Впоследствии он стал директором местного отделения «Дойче банка».
Супруги жили в еврейском квартале, недалёко от Новой синагоги. В их доме читали Шиллера и слушали Баха, изучали Тору и чтили Шабат. Георг Маркс входил в ортодоксальное общество «Адас Исроэл», активно жертвовал на богоугодные дела — учредил и содержал сиротский приют в Вильнюсе, помогал жертвам еврейских погромов в России.
Гертруда Маркс родила 12 детей, вела хозяйство, поддерживала мужа во всех его начинаниях, а в свободное время сочиняла стихи. Некоторые критики называют её «немецким Тютчевым». Или «немецким Фетом». Или — «одной из тех матерей, которые гарантируют вечность еврейского народа».
Дети не уронили чести родительского дома. Один из сыновей стал известным американским историком и библиографом, другой — издателем и типографом в Берлине. А дочь Эстер в 1919 году вышла замуж за молодого литератора Шмиля Йосефа Чачкеса.
Отец-банкир был категорически против брака дочери и «местечкового еврея из нищей Полтавщины». Но Эстер пришла к отцу с томиком стихов своей матери — и читала их тихим голосом целый вечер. Георг Маркс сдался. А годы спустя портрет его нежеланного зятя украсил израильскую банкноту в 50 шекелей: «местечковый еврей» превратился в Шмуэля Агнона, классика израильской литературы и лауреата Нобелевской премии.
 

Марксы и Маркусы
Созвучие двух фамилий странным образом соединило и их носителей. Биографы Карла Маркса упоминают о двух его незаконнорождённых детях. Один из них появился на свет от Фредерики Маркус. Муж этой дамы приходился родственником Юлиусу Еугену Маркусу, депутату Восточно-­Прусского парламента и поклоннику Канта. Оба семейства глубоко и искренне сочувствовали идее пролетарской революции.
Чета Маркусов специально отправилась в Лондон, чтобы лично пообщаться с Карлом Марксом. А через некоторое время Фредерика родила — чего супругам Маркусам ранее никак удавалось.
Сын Фредерики впоследствии уйдёт в революцию: с его помощью в 90-х годах XIX века через восточно-­прусскую границу подпольщики наладят доставку в Россию нелегальной литературы.
В семье другого Маркуса — торговца Давида и его жены Ципоры — в 1811 году родилась дочь Фанни. Она училась в частной еврейской школе Ульриха в Кёнигсберге. Но когда Фанни исполнилось 13 лет, школа закрылась. Девочку оставили дома, и мать начала готовить её к предстоящему замужеству, обучая тонкостям ведения домашнего хозяйства. Только Фанни не увлекалась ни готовкой, ни рукоделием. Ей нравилось читать. И общаться с интересными, образованными людьми.
Но юную Фанни подкосила несчастная любовь. Её отец отверг жениха-­христианина, а тот вскоре заболел и умер. Опасаясь за здоровье дочери, отец отправил её путешествовать по Европе. К тому времени папенька сменил фамилию «Маркус» на «Левальд» — из коммерческих соображений: его кузен, хорошо раскрутивший торговлю, был Левальдом, и они решили вместе развивать «семейную фирму».
 

Феминистка Фанни Левальд
В конце XIX века женщины осознали, что занимают угнетённое положение в мужской модели общества, и начали бороться за свои права. Одной из первых феминисток Германии стала Фанни Левальд. И привёл её на путь борьбы «просвещённый мужчина» — кузен Генрих Симон, который пылко рассуждал о свободе и женской эмансипации.
Из путешествия по Европе Фанни вернулась в Кёнигсберг с головой, наполненной новыми для неё идеями. И начала писать. Сначала — ­что-то вроде корреспонденций. Её текст был опубликован в газете, женщина получила гонорар — и бесплатный совет отца в придачу: «Бог послал тебе счастье, но никому не говори о своём писательстве».
Так она и сделала: под разными псевдонимами сочиняла романы. Один из них — «Женни» — получил широкую известность. Героиня романа — еврейка, обратившаяся в христианство ради вступления в брак, — страдает из-за «кризиса веры». Её брак в результате распадается, а она сама в финале романа умирает.
Над судьбой Женни горько рыдали многие будущие «эмансипе» по всей Европе.
Фанни переехала в Берлин. В её литературном салоне бывали Генрих Гейне, Ференц Лист, Фердинанд Лассаль и другие столичные знаменитости.
Позднее роман «Женни» перевела на иврит ещё одна известная феминистка из Кёнигсберга — Лея Гольдберг (1911–1970). Она стала классиком израильской литературы, её называли «Ахматова на иврите» — в стихах Леи звучит тема женского одиночества. Свои первые стихи поэтесса написала по-русски (на этом языке говорили у неё дома). Уехав в Тель-­Авив, Гольдберг стала преподавать в университете и перевела на иврит «Вой­ну и мир» Толстого и рассказы Чехова.
 

Взглянуть на мир через очки Вуди Аллена
Парадоксы феминизма зачастую рождают искрометные интеллектуальные комедии с долей сатиры, психологической драмы и абсурда — таковы фильмы Вуди Аллена. Один из величайших кинорежиссёров современности, как оказалось, тоже связан с Кёнигсбергом. Каким образом?
Ответ прост. Калининградский кинотеатр «Заря» (бывший немецкий кинотеатр «Scala») украшает единственный в России памятник Вуди Аллену (в мире их несколько). Ведь Калининград — это Кёнигсберг, а настоящее имя американского режиссёра — Аллан Стюарт Кенигсберг. Город на Балтике и потомок литовских эмигрантов — тёзки.
1 декабря 2010 года Вуди Аллену исполнилось 75 лет. Юбилей мэтра в Калининграде, в «самом атмосферном кинотеатре», отметили открытием скульптуры-­символа — в виде руки, которая держит знаменитые крупные очки Аллена. Бронзовая композиция весит 12 килограммов. Оба элемента закреплены на высоте реального роста Вуди Аллена — 157 сантиметров, чтобы любой желающий мог посмотреть сквозь его очки и как бы его глазами увидеть мир, кино и людей.
Сам режиссёр выбрал эту идею, поскольку она простая в исполнении, весёлая и при этом интерактивная. Хотя мэтр и опасался, что очки будут постоянно отламывать, как случалось это в других городах. И опасение было не напрасным — в первую ночь после установки скульптуры на фасаде кинотеатра вандалы спилили очки. Композицию восстановили и перенесли в фойе.
Режиссёр, большой мудрец, ­как-то высказался: «Все люди знают одну и ту же правду, и цель нашей жизни состоит в том, каким образом мы хотим эту правду исказить». Эти слова выгравированы на постаменте памятника Вуди Аллену в бывшем Кёнигсберге.
Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Калининград



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции