23 Сивана

 Рубрику ведет раввин Довид Карпов
 3 июня 2021
 1777

«И призваны были в ту пору царские писцы, в третий месяц — месяц Сиван, в двадцать третий день месяца, и написано было все так, как приказал Мордехай — Иудеям, сатрапам и начальникам, и правителям областей, …» (Эстер, 8:9) Торжество Мордехая  

День, когда все перевернулось …
Уверен, что большинству эта дата из еврейского календаря ничего не говорит. Хотя она и упоминается в Свитке «Эстер», но уже после казни Амана и его сыновей, когда, казалось бы, самое страшное уже было позади. На самом деле, это не так. После казни главных идеологов вселенского погрома, необходимо было устранить последнюю опасность: «письма с замыслом Амана об истреблении Иудеев», которые он в свое время успел разослать во все провинции. Т­огда-то под руководством Мордехая и Эстер было спешно написано и разослано новое послание. В этом царском послании Иудеям давалось полное право защищать свою жизнь и имущество от своих врагов — приспешников казненного Амана, как сказано (8:9): «И призваны были в ту пору царские писцы, в третий месяц — месяц Сиван, в двадцать третий день месяца, и написано было все так, как приказал Мордехай — Иудеям, сатрапам и начальникам, и правителям областей, …». Кульминацией спасения стал звездный час Мордехая, когда он призвал «царских писцов», чтобы, написав указ от имени самого царя Ахашвероша, скрепить его царской печатью, и повелел разослать его всем «сатрапам, начальникам и правителям областей, что от Индии до Эфиопии».
И только после этого Мордехай вышел во всем своем величии, облаченный в царственные одежды, как сказано (8:15): «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии из синеты и белой ткани, в большом золотом венце, и в мантии из белого льна и багряницы».
В этот момент Мордехай и Эстер, по сути, стали, пусть и не надолго, вершителями судеб всей Персидской империи! А потом состоялось триуфальное возвращение на Святую Землю и строительство Храма.
Зададимся вопросом: какие события следует считать кульминацией истории чудесного спасения Иудеев во времена Пурима? Оказывается, вовсе не второй пир, на котором Эстер открылась царю Ахашверошу и заручилась его благосклонностью и поддержкой. И даже не когда злодей Аман вместе со своими сыновьями был повешен в назидание потомкам, а Мордехай был царским указом назначен на его место и все властные полномочия перешли к нему. Кульминацией спасения стал звездный час Мордехая, когда он призвал «царских писцов».

Народ Мордехая
Таким образом, именно дату 23 Сивана следует считать очень важным днем «чуда спасения» во времена Пурима. Ведь все последующие события, включая то, что мы отмечаем Пурим до сего дня, стали лишь следствием тех чудесным изменений, которые произошли в судьбе Иудеев Персии 23 Сивана. Именно тогда мы реально ощутили себя хозяевами положения, находясь под покровительством всесильного Мордехая и царицы Эстер, к которым благоволил сам царь Ахашверош, а значит, и Властелин этого мира, который управляет земными царями.
Более того, именно в этот день мы столкнулись с особым явлением, которое стало в дальнейшем «визитной карточкой» праздника Пурим: когда чудесным образом «вышло все наоборот», и «обернулось самым наилучшим образом», когда «печаль стала радостью, а траур — праздником».
Именно тогда столица Шушан, а точнее — все ее еврейское население, «возликовало и возрадовалось». И как итог, для всех Иудеев настал самый радостный и счастливый день, о котором сказано (8:16): «И настало для Иудеев время света и радости, веселья и почета». Более того, многие из «народов той страны» (амей-га-арец) спешили стать Иудеями, как сказано (8:17): «И многие из народов страны стали Иудеями, потому что охватил их страх пред Иудеями».
По сути, в этом месте в Свитке описываются события, которые можно назвать прообразом грядущего Избавление (геула), и которые дают представление о том, что ожидает нас всех в ближайшем будущем, с приходом нашего праведного Избавителя уже в эти дни.
А согласно одному из древних комментариев (так называемому «второму переводу Свитка «Эстер») второе послание, которое было «написано от имени царя Ахашвероша» (патшеген-га-кетав) 23-го Сивана и разослано во все пределы его необъятной империи, содержало удивительное признание: оказывается, евреи «любимы всеми народами, населяющими Персию», и даже более того, «составляют ее славу и гордость».
23-го Сивана в 5743/1983 году Любавичский Ребе приоткрыл для нас глубочайшую тайну этого памятного дня, поведав о том, что происходит в этот день на небесах.
«Это эпохальный день, когда каждый еврей может ощутить себя хозяином всего мира и управлять им по своему усмотрению. Поскольку каждый год в этот самый день «призываются царские писцы» — «писцы» Владыки этого мира, и они послушно записывают все, что приказывает им «Мордехай» — глава поколения (*), и все еврейское население мира — «народа Мордехая». Сегодня мы вольны указывать этим «писцам», что следует писать и какой «указ» издать — таким образом, каждый еврей становится в этот день хозяином над всем миром, и всё в мире происходит согласно его воле. Ну, а указ, скрепленный «царской печатью» непременно будет исполнен!

«И было во дни Ахашвероша, — это Ахашверош, который царствовал от Индии (Году) и до Эфиопии (Куш) над ста двадцатью семью провинциями» (Эстер, 1:1)

Правители мира
Но рассуждая об этом, не следует забывать важный принцип, которому учил нас Баал-­Шем-­Тов: «Пурим никогда не заканчивается — он продолжается вечно, а все события Свитка «Эстер» остаются актуальными и по сей день». Этот верно всегда, но особенно остро мы ощущаем это, когда приближаются памятные даты, связанные с событиями Пурима, в частности — 23 Сивана (15 июня).
И мы должны помнить, что в Свитке «Эстер» царь Ахашверош, будучи правителем древней Персии, в то же самое время, символизировал высшую власть в этом мире, согласно принципу: «Царство земное есть проекция Царства небесного».
Поэтому, когда царица Эстер обратилась к Ахашверошу с просьбой защитить ее саму и ее народ от козней Амана, она мысленно возносила свои молитвы к Царю этого мира — Творцу неба и земли.
Так же и Мордехай, хотя формально он действовал от имени царя Ахашвероша, по сути, получил свои властные полномочия от Царя этого мира. И в этот момент Мордехай, как духовный лидер поколения, имел неограниченные возможности, делегированные ему самим Г-сподом.
И сегодня — 23 Сивана, мы снова можем обратиться к нашему Царю мира с единственной просьбой: чтобы он послал нам нашего праведного Избавителя — сегодня, сейчас, немедленно, NOW!

*) Поскольку Глава поколения (неси-га-дор) олицетворяет собой все поколение, то с тем же основанием «Мордехай» в тексте Свитка «Эстер» символизирует и весь народ Израиля, который там назван «народом Мордехая» (ам-мордехай), как сказано (3:6): «И счел Аман презренным для себя наложить руку на одного Мордехая, ибо рассказали ему, какого народа Мордехай. И задумал Аман истребить всех Иудеев во всем царстве Ахашвероша — народ Мордехая».



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции