К 75-летию окончания войны:

 Ян АНШИН
 7 марта 2021
 923

Этот заголовок дублирует название вступительной статьи к календарю нынешнего 5781 еврейского года, выпущенному МЕОЦ (Московским еврейским общинным центром). Календарь посвящён участию евреев в Великой Отечественной вой­не. Евреи-артиллеристы, евреи-­подводники, евреи-­лётчики и так далее, еврейские женщины на вой­не, евреи-­медики, евреи — организаторы военной промышленности, евреи — Герои Советского Союза. Каждый месячный разворот включает два текста: один представляет тему, второй — конкретного человека на вой­не: тринадцать биографий, репрезентирующих героизм советских евреев на фронте и в тылу, солдат и генералов. Вот в качестве примера самый первый (сентябрьский) календарный разворот: артиллерия. Заголовок — «На линии огня»:

С первых дней вой­ны в условиях больших потерь в авиации и танках, именно на артиллерию легла основная тяжесть прикрытия огнем стрелковых вой­ск. Советская артиллерия во многом обеспечила успех в битве за столицу. «Артиллерийское наступление» продолжалось всю вой­ну — от Москвы до Берлина.

Во время вой­ны евреи служили в артиллерии, как, впрочем, и в других родах вой­ск, на всех должностях, имели звания по всей воинской иерархии: от солдата до генерала. В артиллерии в Красной армии во время вой­ны было 33 генерала-­еврея, евреев-­солдат — несчитано.
А вот текст на сентябрьском клапане — история конкретного человека:

Ефим Дыскин (1923–2012)
Летом 1941 года Ефим Дыскин закончил первый курс Московского института философии, литературы и истории и стал солдатом.
В бою под Москвой наводчик орудия красноармеец Ефим Дыскин, подбил и сжёг четыре танка противника. Ефим Дыскин был несколько раз ранен (получил 14 осколков в спину), но не покинул поля боя, продолжил вести огонь. Всего с его участием было уничтожено семь вражеских танков. Это был рекорд для одного боя во время Великой Отечественной вой­ны.
В 1942 году за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-­фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Ефиму Дыскину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После боя Ефима Дыскина считали погибшим — звание Героя Советского Союза присвоили посмертно. Но он остался жив и прожил долгую жизнь.
Маршал Жуков отметил его подвиг в своих воспоминаниях.
После вой­ны Ефим Дыскин закончил Военно-­медицинскую академию им. С.М.Кирова и стал её профессором. Ушёл в отставку в звании генерал-­майора медицинской службы.

Таков формат каждого месячного разворота.
13 биографий советских людей еврейской национальности (идеологическое клише тех времён). Все они определённо были советскими патриотами. Естественно думать, что у каждого из них была дополнительная еврейская мотивация, хотя в рамках календаря об этом можно только догадываться. Впрочем, одно исключение есть. В календаре приводится фрагмент письма, которое Полина Гельман, сражавшаяся в ночном бомбардировочном женском авиаполку Марины Раскиной (апрельский разворот), написала матери: «Мамочка, родная моя, я решила идти на фронт. Я дочь еврейского народа, и с Гитлером у меня особый счёт».
Конечно, и это бросается в глаза, календарь этого года необычный, резко отличающийся от всех предшествующих календарей МЕОЦ. Все предшествующие календари были посвящены тому или иному аспекту иудаизма: книгам, цадикам, синагогам, еврейскому календарю, общинным учреждениям и так далее. Все предшествующие календари носили характер религиозного просвещения. На сей раз, как видите, никакого иудаизма.
Никакого иудаизма на разворотах, однако еврейский религиозный взгляд, еврейский религиозный бэкграунд возникает во вступительных статьях и в традиционных новогодних поздравлениях на четвёртой странице обложки главного раввина России Берла Лазара и президента Федерации еврейских религиозных общин СНГ Льва Леваева.
Календарь, как обычно, открывается статьёй, в которой излагается взгляд Любавичского Ребе. Он говорит о трёх уроках вой­ны.
Первый урок. Германия была высокоразвитым государством с большим культурным и интеллектуальным потенциалом и моральной традицией. Одно из ведущих государств мира. И это не спасло его от обрушения в абсолютно бесчеловечную идеологию, и соответственно, практику, которая привела Германию к полному краху. Так происходит со всеми, кто замещает Б-га государством, кто ставит государство über alles (превыше всего). Понятно, это касается не только Германии.
Второй урок. Подвиг солдат — образец служения, ибо нет служения выше, чем когда человек отдаёт свою жизнь ради Б-га или других людей.
Третий урок. Наше деятельное стремление к миру, к эре Машиаха, когда перекуют мечи на орала и больше не будут уже убивать.
А вот фрагмент вступительной календарной статьи.

Вторая мировая вой­на отпечатана в еврейском сознании, в еврейской памяти ужасным бедствием, имя которому Шоа, Катастрофа, Холокост. Мы и сегодня продолжаем оплакивать гибель шести миллионов наших братьев и сестёр, гибель цветущих общин, гибель большой цивилизации восточноевропейского еврейства, павших жертвой безумной расовой теории и мутной ненависти.
Мы пытаемся осмыслить Катастрофу, но ответы разума несовершенны.
Жертвам поставлено много памятников во всех концах земли, главный из них — наша память, наша любовь, наше сокрушённое сердце.
В годы вой­ны мы активно противостояли национал-­социализму и германской армии — и духовно, и с оружием в руках. «Шма» значило в этом противостоянии не меньше, чем выстрел.

В статье приводятся общие статистические данные об участии евреев в Великой Отечественной вой­не. В Красной армии сражалось более пятисот тысяч евреев, то есть более десяти процентов тогдашней численности евреев в СССР.
За годы вой­ны погибло в боях, умерло от ран и болезней, пропало без вести 198 тысяч военнослужащих-­евреев. Это около 40% от общего числа еврейских бойцов Красной армии. Примерно 120–180 тысяч евреев погибли на фронте и около 80 тысяч были убиты в плену. Из оставшихся в живых 300 тысяч воинов-­евреев 180 тысяч (60%) были ранены, из них более 70 тысяч (38%) — ранены тяжело. 27% евреев ушли на фронт добровольцами, 80% евреев рядового и младшего начальствующего состава служили в боевых частях.
Президент Федерации еврейских общин России Лев Леваев напоминает талмудическую максиму, что каждый человек — это целый мир. Солдаты, отдавая свои жизни за людей, которых никогда не видели, спасали миры.
А вот слово Главного раввина России Берла Лазара:
В год 75-летия окончания вой­ны мы с благодарностью вспоминаем всех тех, кто с оружием в руках противостоял нацистской Германии. Всех солдат и офицеров, евреев и неевреев, отдавших свою жизнь и здоровье в борьбе с врагом.
Благодарность занимает особое место в еврейских ценностях. Само слово «егуди» (еврей) происходит от глагола, который переводится на русский как «благодарить», то есть еврей — это тот, кто благодарит. Первое, что говорит соблюдающий еврей после пробуждения от сна, — благодарность Б-гу: «Моде ани» (благодарю Тебя). День начинается с благодарности. Половина наших молитв — благодарность.
Важное понятие «Акарат а-­Тов» означает, в частности, память о добре. Даже малая толика сделанного нам добра должна сохраняться в памяти. Но во время вой­ны люди отдали за нас жизнь. Мы это помним и будем помнить всегда. Благодарность наша бесконечна.
Благодарность запускает в жизнь: и в наше сердце, и вокруг нас — поток позитивной энергии. Дай Б-г, чтобы наша благодарность умножила добро в мире, чтобы наступающий год был добрым, мирным и сладким!

Понятно, что Новый год, о котором говорит раввин, наступил первого числа месяца тишрей, то бишь 19 сентября 2020 года.
Ну и об общем авторстве.
Идея посвятить наш календарь в этом году юбилею Победы принадлежит Давиду-­Вадиму Марковичу Аминову.
Текст календарных разворотов подготовлен по материалам рукописи Бориса Менделевича Сандлера с участием Игоря Борисовича Сандлера.
МЕОЦ выражает им свою признательность.

Дизайн, как и для всех календарей прошлых лет, подготовлен ООО «ДизайнПресс», который сотрудничает с МЕОЦ уже два с лишним десятка лет.
Ян АНШИН



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции