А ВОЗ и ныне там
«Как дни, в которые (добились) Иудеи покоя от врагов своих, и месяц, который обратил для них печаль — в радость, а скорбь — в праздник…» (Эстер, 9:22) «И дни эти памятны и празднуемы, из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди Иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их» (9:28) Кто не знает праздник Пурим с его безудержным весельем, переходящим все мыслимые границы, традиционными угощениями — «гоменташн» или «уши Амана», и карнавальным представлением — «пуримшпилем»? Уверен, большинству также знакома и история этого праздника, подробно изложенная в книге Эстер/Есфири (мегилат-эстер), которая основана на событиях, произошедших в древней Персии около двух с половиной тысяч лет назад.
Конечно же, мы «помним и не можем забыть» злодея Амана, который задумал погубить всех Иудеев Персии, и бросал жребий, он же «пур». А так же мудрого Мордехая и мужественную царицу Эстер, готовую рискнуть собственной жизнью ради спасения своего народа. Да, давно это было…
Но вот наш святой Учитель, рабби Исроэл Баал-Шем-Тов утверждал, что неправильно отмечать Пурим с «оглядкой назад» (лемафреа). Другими словами: кто в истории Пурим видит лишь отголоски событий глубокой древности — тот так и не уяснил себе сути этого праздника. Тем более, что в самом Свитке сказано (9:28): «И дни эти памятны и празднуемы, из рода в род в каждой семье, в каждой области и в каждом городе; и эти дни Пурима не будут отменены среди Иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их».
Это означает, что события Пурим, хоть и в измененном виде, повторяются в каждом поколении, пусть и несколько в иных «декорациях». И в каждом поколении нам приходится сталкиваться с новыми кознями очередного «амана», который хочет погубить нас и устроить всемирный «погром», который тогда не получился у него в Персии, как сказано (Ишайя, 8:10): «Держите совет — но он расстроится, принимайте решение — но оно не состоится, ибо с нами Б-г!».
И вот год назад все мы столкнулись с очередными происками «амана»: пандемией коронавируса. По удивительному стечению обстоятельств ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) официально объявила о начале пандемии COVID-19 год назад — 11-го марта 2020 года, непосредственно в день Пурим! А такое совпадение просто не может быть случайным.
Интересно и то, что символ этой международной организации — знаменитый… медный змей (нхаш-нехошет), о котором сказано в Торе («Бемидбар» или «В пустыне», 21:9): «И сделал Моше змея медного, и поместил его на шест, и было: если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив». Именно этот шест с медным змеем вокруг него и изображен на гербе ВОЗ, как символ исцеления.
Но ведь именно этот принцип лежит в основе чуда спасения во время Пурим, когда все невероятным образом перевернулось, и недавняя смертельная угроза обернулась спасением, а в конечном итоге и вовсе веселым праздником, как сказано (9:22): «Как дни, в которые (добились) Иудеи покоя от врагов своих, и месяц, который обратил для них печаль — в радость, а скорбь — в праздник…».
Прошел целый год, который мы провели в изоляции, под страхом заражения смертельным вирусом — почти как тогда, в древней Персии. Именно так, под страхом смертельной опасности, прожили тот год Иудеи древней Персии, уже зная, что их ожидает, казалось бы, неминуемая гибель (не дай Б-г!). Но действительность оказалась иной: еврейский народ раскаялся, вернулся к своей традиции и Торе, и Всевышний в последний момент отвел угрозу. В результате злодей Аман потерпел полное фиаско, и был повешен на том самом дереве, которое готовил для Мордехая, народ Израиля был спасен, а у нас на все времена появился веселый праздник Пурим.
Но мы знаем, что Всевышний постоянно творит для нас чудеса, и то, что вчера было источником опасности (всесильный Аман в истории Пурим, или нашествие ядовитых змей в пустыне), сегодня может обернуться своей противоположностью: Аман — посмешищем на веселом празднике, а медный змей — средством для исцеления. По сути, именно так и работает вакцина — единственное, но вполне надежное средство, которое способно остановить эпидемию, когда сам вирус невольно «помогает» организму выработать антитела и обрести надежную защиту.
И все же истинный «целитель» — это наш будущий Избавитель (мелех-га-мошиах), который принесет мир и благополучие всем народам, и тогда наступит новая эпоха, когда не будет ни голода, ни страданий, ни болезней, как сказано (3:25): «И служи Г-споду, Б-гу твоему, и Он благословит хлеб твой и воду твою, и Я удалю всякую болезнь из среды твоей».
Полное исцеление (рфуа-шлема)
«…И излечить — излечит его» («Шмот» или «Исход», 21:19)
Обычно, если кто-то (не дай Б-г!) захворал (а сегодня, к сожалению, это случается со многими), мы желаем ему: «полного исцеления» (рфуа-шлема). Но в Торе сам Творец желает нам всем полного исцеления, как сказано (21:19): «И излечить — излечит» (рапо-ерапэ). Отсюда наши мудрецы делают вывод, что врачу дано право (а значит, и обязанность) лечить других (**).
Можно увидеть некоторый парадокс: Всевышний, насылая на нас болезни, одновременно дает нам право бороться с ними. А также Он благословляет нас на излечение их, причем полностью, как сказано: «Излечить — излечит» (рапо-ерапэ), т. е. полностью. Более того, в этом Г-сподь обещает принимать участие. Ведь почему врач вообще может исцелять? Только потому, что ему помогают свыше. Сегодня, когда весь мир нуждается в исцелении, эти слова особенно актуальны. Но мы должны помнить, что полное и окончательное исцеление возможно только в Грядущем мире, где уже не будет никаких болезней и страданий — с приходом нашего праведного Избавителя!
Раввин Довид Карпов
*) Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) была основана сразу после Второй мировой войны, в апреле 1948 года - за месяц до создания государства Израиль
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!