ЖЕНИТЕСЬ НА ЕВРЕЙКАХ!
В Торе о жене Лота говорится совсем мало. Она была выведена ангелами из обречённого города вместе с мужем и дочерьми. Вопреки запрету ангелов, обернулась и превратилась в соляной столб. Это всё.
Мидраш дополняет рассказ Торы парой эпизодов. Согласно мидрашу, жена Лота была природная содомитянка. Почему мидраш так считает? Потому, что в содомском эпизоде жена Лота упоминается в тексте Торы впервые. Из чего можно сделать вывод, что до Содома жены у Лота не было. Пришёл в город и женился на местной. Дядя Авраам ему бы определённо не посоветовал, но Лот к дяде за советом не обращался. Чехов, персонаж его с неслучайной фамилией Иванов, говорит: не женитесь на еврейках. Мидраш говорит: женитесь на еврейках – не женитесь на содомитянках. То есть мидраш ничего подобного не говорит, но вывод можно сделать только такой.
В Торе не сказано о жене Лота ни хорошего, ни плохого, в мидраше – только плохое. Потому что в Содоме не может быть ничего доброго: коль уж догадал чёрт женщине там родиться, ей на роду написано с молоком матери впитать все содомские пороки.
Как все жители города, она была негостеприимна. Когда Лот пригласил путников переночевать, она была вне себя, что ты себе позволяешь, зовёшь невесть кого, не спросив жену, принимай сам, сил моих больше нет, всякое терпение лопнуло, загубил проклятый мигрант мою красоту и молодость! – заперла свою половину, ушла, дверью хлопнула. Лот испёк хлеб – не дала соли. Вот зараза! И как он её только терпел! За этот отказ Б-г и превратил её в соляной столб: гостей надо привечать. Таково мнение мидраша.
Что есть хорошая жена? Покорная, знающая своё место, думающая во все дни жизни своей лишь о том, как угодить господину своему, уста свои открывает с мудростью, и кротко наставление на языке её. А эта? Ведёт себя, как если бы жила в век разнузданного феминизма. Такие вот жёны были в славном городе Содоме!
Интересно, в Торе однозначно сказано: превратилась в соляной столб потому, что обернулась. Нарушение техники безопасности, не более того, никакой нравственной подоплёки. Но это не устраивает комментатора: такого размаха наказание предполагает преступление. И комментатор предъявляет эпизод с солью: пожалела гостям – вот сама и превратилась в соль.
Более того, мидраш обвиняет женщину не только в отсутствии гостеприимства, но и в организации расправы над гостями. Нет, она ни к чему такому не призывала – она действовала тоньше. Откуда жители города узнали о Лотовых гостях? Женщина ходила по соседям и просила соли: дескать, у нас гости. Вот соседи и встрепенулись. Что делалось у соседей в голове, каковы будут последствия её как бы невинной просьбы – хорошо себе представляла: она ведь была одной из них. Разжилась жена Лота солью или нет – мидраш умалчивает. Наверно, нет: содомские жители не были склонны к взаимопомощи. Тебе соли надо? Б-г подаст.
Трагическое превращение несчастной женщины в соляной столб мидраш занижает до анекдота. Скот лижет днём соляную фигуру и слизывает до основания. Ночью она полностью восстанавливается, назавтра всё начинается сначала. Назидательная история: пожалела щепотку соли для гостей – стала неиссякаемой солью для скота. Кошмарный сон посмертного существования. День сурка.
Почему она оглянулась? Один комментатор, относящийся к ней более милосердно, чем прочие, говорит: волновалась за девочек – хотела убедиться, что не отстали. А может, оглянулась, поскольку идентифицировала себя с гиблым местом, последний взгляд, хотела сохранить образ на сетчатке глаза и в сердце своём. Апокрифическая (не входящая в еврейский канон) книга Премудрости Соломона называет соляной столб, в который превратилась жена Лота, «памятником неверной души» (10:7).
История превращения оглянувшейся жены Лота в соляной столб – одна из наиболее популярных библейских историй. Её знают «все». Экскурсоводы непременно покажут туристам соляной столб на берегу Мёртвого моря. Самые простодушные непременно поинтересуются:
– Что, и вправду тот самый?
Экскурсовод непременно кивнёт головой:
– Конечно, тот самый! Ещё бы! Его ещё Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» упоминает.
И действительно упоминает. Соляной столб, в который превратилась жена Лота, стал местной достопримечательностью ещё во времена Иосифа Флавия. Уже и тогда туристам показывали. Только приезжали они не на автобусах, а на ослах и верблюдах.
История гибели жены Лота приводит на ум историю Орфея – тоже трагически оглянувшегося. У Анны Ахматовой есть прекрасное стихотворение «Лотова жена». Мы прочтём и обсудим его в следующий раз.
В Торе жена Лота безымянна.
Мидраш называет её ни для чего не нужное имя: Иудит.
Михаил ГОРЕЛИК
Комментарии:
Давид
Давид
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!