Рав из Ткоа

 Михаил ГОРЕЛИК
 25 мая 2020
 1521

В девяностом, кажется, он приехал в Москву. Выступал. Самый разгар отъездного бума. Говорил о Б-ге, о смысле, о связи со Страной Израиля.

Людей интересовали практические вещи.

Как перевезти мебель?

Не знал, как перевезти мебель.

Что делать с арабами? Плодятся, как тараканы.

Рав сказал: как можно сравнивать людей с тараканами?

Рав сказал: ребёнок – дар Б-жий. Арабский – не меньше, чем еврейский.

Отчуждение между равом и слушателями нарастало.

Народ в зале дружно ненавидел арабов, гнать с нашей земли поганой метлой эту нечисть, уже в Москве ощущали себя национальным большинством,  и всё-таки, я не понял, как перевезти мебель, вовсе не считали, что ребёнок так уж всегда дар Б-жий, ещё вчера члены КПСС (многие), это же девяностый год, иудаизм был  новой идеологией, и сионизм тоже.

Рав сказал: когда женщина – объект желаний двух мужчин – это одно; когда женщина – их мать – совсем другое. Земля, на которой живут два народа,  – их мать. В таком понимании он видел возможность разрешения арабо-израильского конфликта.  Авраам – наш отец, мы братья.

Я потом был на его выступлении на семинаре в киббуце недалеко от Иерусалима. Новые репатрианты – ну, кажется, парочка там была. А так сплошь ивритоговорящая публика. Многие в вязаной кипе. Общего языка не находилось. Непонимание, отчуждение – не меньше, чем в Москве. «Проарабская» позиция ортодоксального рава вызывала изумление. Из уст рава? Невозможно.

Сеня сказал с видимым отвращением, как если бы чувствовал горечь во рту: а! этот твой левый рав. Слово «левый» он всегда интонирует отвращением.

Левый. В каком-то отношении крайне левый. Но парадоксальным образом и крайне правый. Один из основателей поселенческого движения Гуш Эмуним.

Ткоа, если кто не знает, – один из самых крупных поселенческих анклавов. При раве, при вдохновляющем его участии всё здесь создавалась, строилось.

Призывал солдат не выполнять приказов о сносе поселений. При этом прекрасно понимал, что такое воинская дисциплина: в 67-м был десантником, выбивал Арабский легион с Храмовой горы. Чувствовал интимную неразрывную связь с этой землёй: если Израиль уйдёт, я останусь – пусть и под Арафатом. И это не риторика: остался бы, ни минуты не сомневаюсь.

С Арафатом встречался.

С Абу-Мазеном.

Со слепым шейхом Ахмедом Ясином.

С иранскими аятоллами.

С христианскими священниками.

С Далай-ламой ХIV. С Далай-ламой вообще без проблем: никаких специальных интересов в Стране Израиля.

Само собой, встречался с шейхами соседних деревень. 

Абсолютно бесстрашен. Слова Всевышнего, адресованные Моше: иди и говори с фараоном, – относил к себе. Не обсуждать нравственные достоинства  фараона, а говорить с ним, если от него зависит решение. Никакого прекраснодушия: сознавал силу зла. Тем не менее, считал, что с людьми надо разговаривать, выстраивать мосты.

Шейх Ясин, впоследствии убитый персонально адресованной ему израильской ракетой, человек крайне опасный, сказал как-то раву (дело было до ракеты, мистически они не общались): если бы зависело от нас с вами, мы бы установили мир за пять минут. Арабы уважали рава, считались с его мнением, испытывали к нему приязнь. И шейх Ясин тоже.

Рав считал, надо делать акцент на том, что объединяет, а не разделяет. Жители Иерусалима помнят, сейчас, впрочем, может, и нет, сколько лет прошло, город был оклеен плакатами против гей-парада – на плакате рав, иерусалимский муфтий, иерусалимский патриарх. Для нелюбимых Сеней левых  –  впечатляющий символ, персонифицированный образ интернационала мракобесия. 

Маша сказала: о, да, они бы установили мир,  можно себе представить,  какой мир они бы установили, – в нём жить было бы невозможно.

Считал принципиальной ошибкой политическую ориентацию на Арафата, на его наследника Абу-Мазена – людей беспринципных и коррумпированных. Дело надо иметь с Хамасом: религиозные люди, у нас с ними общий базис. Кто может это сегодня принять? Молился вместе с шейхами во время засухи. Пригласил местного хамасовского шейха в Ткоа в гости – тот приглашение принял, приехал. Тут уж народ  возмутился, это уж слишком, ненадобно нам таких гостей, скандал, на КПП диковинного гостя развернули.

Что чувствовал шейх?

Что чувствовал рав?

Выступал против блок-постов, нарушавших экономическую и бытовую жизнь арабов, против отчуждения земель. Где мог, помогал.   

Тяжело переживал каждый теракт: бессмысленную жестокость, смерть, боль людей – как если бы это всё происходило с его близкими, они и были его близкими. У него это вызывало не ненависть, а горе из-за невозможности остановить зло. Не опускал рук. И всегда – последовательно и твёрдо – выступал против актов мести. Осуждал нападения на арабов, осквернение мечетей, церквей. Шёл в арабские деревни, говорил с людьми – чтобы знали: он возмущён, он понимает их чувства.

Гриша был у него в гостях. Начало девяностых. Интифада. Ехал из Иерусалима. Бронированный автобус с зарешёченными окнами. Произвело впечатление. Для поселенцев рутинная часть жизни.

Как раз накануне инцидент: водитель неловко сманеврировал, уклоняясь от арабского камня, машина перевернулась. Легко отделался – ссадинами. Повезло. Рав сказал: зря уворачивался – надо было прямо ехать. Не легкомыслие  –  пронесёт! – а абсолютное доверие Б-гу. 

Знал, что этот мир – очень узкий мост.

И умел не бояться.

Четвёртый Любавичский ребе говорил: если вы встречаете препятствие, не пытайтесь подлезть под него, преодолевайте сверху. В хасидском мире это такая классическая максима, модель правильного поведения. Думаю, рав это имел в виду. В частности.

Рав сказал: жена тут командует – у неё воинское звание выше.

Гриша спросил: когда с детьми гуляете, берёте автомат?

Улыбнулась:  обхожусь пистолетом.

Рав сказал: ну что, Гриша, время учить Тору.

Гриша спросил: наверно, надо кипу надеть? – ибо он человек без кипы.

Рав сказал: Гриша, может, сразу штраймл?

Учили Тору. Рав такой книжный учёный человек. На бравого десантника не похож. Вот Гриша и спросил: стрелять приходилось? Рав сказал: ну что ты, Гриша, какое стрелять, я как прыгал с парашютом, сразу раскрывал Тору.

Замечательное чувство юмора. Открытость. Обаяние. Внимание к собеседнику. Рядом с ним легко дышалось. Создавал хорошую ауру.

Европейский интеллектуал – большая редкость в ортодоксальной среде.  Человек алахи и европейский интеллектуал вместе. Два образования: ешива и  Иерусалимский университет.

Был похож на Владимира Соловьёва.  На философа, естественно.

Засмеялся: я его реинкарнация.

Но это раньше, когда я с ним встречался. Я посмотрел последние  фотографии  в интернете: совершенно седой. Соловьёв до седин не дожил.

На небосклоне рава среди прочих звёзд сияли две яркие: рабби Нахман из Брацлава и отец религиозного сионизма рабби Кук.

В тот давний приезд в Москву открыл для меня рабби Нахмана: я не то что не читал – не слыхал о его сказках. Советское невежество. Впрочем, почему только советское? Нормальный западный интеллигент, впрочем, там интеллигентов нет, там интеллектуалы,  знает нормальный западный интеллектуал о рабби Нахмане?

Вот текст, ну, Миша, как ты это понимаешь? а это? Ставил меня в тупик, не знал, что и сказать, постоянно промахивался, никакого контекста. Ну-ка, теперь ты, Гриша. Выслушав, давал свой комментарий, порождал новые вопросы – текст расширялся, вырастал, становился  неисчерпаемым.

Договаривался о встрече с Гришей. Давайте в восемь. Гриша сказал: мне удобнее в девять. Ладно, нет проблем, в девять так в девять. Потом выяснилось: около восьми он приезжал из Питера, час ждал Гришу в метро, молился. В тот раз они пошли в гости к Аверинцеву. Гриша приглашён был как переводчик, но перевод не понадобился: гость поговорил с хозяином по-английски. Была ещё встреча с Шафаревичем. Тоже перевод не понадобился. Рав был наслышан о «Русофобии». Конечно, они были люди из разных миров. Но общая платформа нашлась: оба национально ориентированные люди, оба крайне негативно относились к Америке – символу всяческого нечестия. Восклицали в унисон: ноги моей там не было и не будет. Вряд ли отсутствие их ноги нанесло Америке заметный ущерб. Да, вот ещё. Шафаревич поинтересовался, не задавят ли арабы евреев демографически. Не думаю, – сказал рав, – у меня десять детей.

Возвращаясь к арабам. Грубо говоря, есть две модели: модель железной стены (Жаботинский) и модель разрушения стен и снятия перегородок, братского взаимодействия (Бубер). Рав был убеждённым сторонником модели Бубера.  При этом никакой двусмысленности: евреи остаются евреями, арабы – арабами. Братское взаимодействие предполагает наличие разных персон.

Конечно, он занимался политической деятельностью. Но она не была самоцелью – лишь проекцией его целостного миропонимания, деятельного отношения к миру. Хотел стать раввином Кнессета. Не сложилось.

Он живо ощущал присутствие Б-га в мире, особенно интенсивно в стране Израиля. В евреях. В арабах. В каждом человеке, с которым встречался. Умел передать это чувство тем, кто был рядом.

Рав Менахем Фруман из Ткоа умер семь лет назад. Ему было 68. Его похороны собрали правых и левых, профессоров и раввинов, поселенцев и феллахов, членов Кнессета и шейхов. Рок-музыканты играли на его могиле.

Я видел его несколько раз в жизни. Последний раз в середине девяностых.

Прощались у Садов Сахарова.

Он сразу становился центром, структурировал пространство вокруг себя.

Высокий, красивый человек.

Казался ещё выше, чем был.

В руке том Талмуда, на плече – «Узи».

Михаил ГОРЕЛИК



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции