Корона царства
Тора и современность
«Идти в ногу со временем – означает жить событиями недельной главы Торы»
(Алтер Ребе, основатель Любавичского движения)
Тора является полноправным «Хозяином» (балабос) в этом мире, и все что происходит вокруг нас, неразрывно связано с содержанием недельной главы и событиями еврейского календаря. Надо лишь уметь разглядеть и понять эту связь, чтобы руководствоваться ею в повседневной жизни и своем служении Творцу.
«Рабби Цадок говорил: «Не отделяйся от общества, (…) и не возлагай на себя корону, чтобы возвыситься с помощью Торы»
(«Пиркей Авот» или «Поучения Отцов», 4:5)
Пик эпидемии прошел, мир постепенно отходит от потрясения и возвращается к нормальной жизни. И все же эта пандемия не прошла бесследно: мы понесли тяжелые и невосполнимые потери (в том числе экономические и моральные), но прежде всего - это, конечно, смерть близких людей. Поэтому все согласны, что после пережитого мир уже никогда не будет таким, как прежде. Причем многие интуитивно догадываются, что в большой степени вина и ответственность за все случающееся лежит на нас самих. И главный «грех» здесь - вовсе не нарушение правил карантина (хотя и это тоже). Об этом сказал царь Давид (Теилим 38:5): «Ибо грехи мои накрыли меня с головой, как тяжкая ноша (ковид), невыносимо тяжелы они для меня». Здесь выражение «тяжкая ноша» или «невыносимая тяжесть» - «ковид» созвучно названию вируса COVID–19.
В связи с этим многие задаются вопросом: а что это было? И главное: какой урок мы должны вынести из всего случившегося? И кто должен царствовать на нашей земле: безликий вирус или все же венец творения – человек? Ответ, как всегда, в Торе и в традиции.
Эпидемия ненависти
«Ибо грехи мои накрыли меня с головой, как тяжкое бремя (ковид), невыносимо тяжелы они для меня» (Книга Псалмов, 38:5)
Учитель: Почему погибли ученики рабби Акивы?
Ученик: Они не соблюдали карантин.
(Из школьной практики)
Главное событие первого летнего месяца Сивана – это, конечно, праздник Шавуот и Дарование Торы. Но для этого нам пришлось преодолеть путь длиной в 49 дней, как сказано («Ваикра» или «И воззвал», 23:15-16): «И отсчитайте себе от второго дня празднования Песах, ото дня приношения вами ячменного снопа возношения (омера) семь недель - полными да будут они».
Ровно столько в свое время занял долгий путь от Египта до горы Синай, до главного события нашей истории - Синайского откровения. И эти дни не прошли напрасно. Мы назвали этот путь долгим вовсе не потому, что он занял много времени (как уже было сказано - ровно семь недель), а с учетом той огромной духовной работы, которую нам пришлось тогда проделать. Находясь в Египте на предпоследней, сорок девятой ступени духовной нечистоты, нам предстояло избавиться от менталитета рабов, преодолев в себе эту египетскую скверну (тумат-мицраим), возвыситься и подняться до сорок девятой ступени святости, чтобы быть достойными достичь высшей, пятидесятой ступени, и, как награду, получить бесценный дар – Тору.
С тех пор мы каждый год заново проходим этот путь в 49 дней, с нетерпением отсчитывая дни до праздника Шавуот. Причем с некоторых пор эти дни приобрели скорбный характер: в свое время как раз в этот период (от Песах до Шавуот) погибли двадцать четыре тысячи учеников рабби Акивы (2 век). И тут начинается самое удивительное. Традиция называет причину трагической кончины такого большого числа учеников: известное инфекционное заболевание (*), которое поражает горло и дыхательные пути (!). По сути, это была самая настоящая эпидемия, которая во многом повторяет черты сегодняшней пандемия коронавируса! Тем более, что традиция также подчеркивает как один из факторов скученность проживания всех учеников, которые находились в одном месте древней Иудеи и при этом тесно общались друг с другом. Иными словами, нарушали правила карантина. (**)
Но ведь как раз на этот период (с марта по май) пришелся пик другой эпидемии - COVID-19. А, может быть, это не просто совпадение?
Вызывает удивление и тот факт, что, указывая на вполне естественную причину их гибели – эпидемию дифтерии, мудрецы не удовлетворяются этим и упоминают еще одну причину – уже чисто духовную. Так об этом сказано в Вавилонском Талмуде (трактат «Евамот», 72-б): «Ученики рабби Акивы погибли потому, что не проявляли должного уважения друг к другу». Таким образом, несмотря на явную причину трагедии - заразную болезнь, в то же время имела место и другая, скрытая причина: болезнь духовная - неприязнь и внутренняя вражда.
Как одно связано с другим? Будучи учениками рабби Акивы, бесконечно преданными своему учителю, они впитывали каждое его слово, но так и не смогли усвоить самого главного в его учении. Известно, что великий мудрец и законодатель рабби Акива подчерчивал особое значение, казалось бы, такой простой и понятной заповеди, как «любовь к ближнему», которую он называл главным принципом (клаль-гадоль) всей Торы, как сказано («Ваикра» или «И воззвал», 19:18): «… возлюби ближнего твоего, как самого себя, Я - Г-сподь»! Как раз этого понимания и не хватало его ученикам. И если Тора, которую они так старательно изучали, не смогла их объединить, а напротив - разъединила, то дальнейшее их присутствие в этом мире, с точки зрения Творца, было бессмысленным. Ведь именно занятие Торой и было главным делом всей их жизни и, по сути, основной профессией (торато-умануто).
Недаром сказано, что после этой эпидемии весь «еврейский мир опустел» (шамем). Не осталось достойных носителей традиции, могущих передать учение рабби Акивы последующим поколениям. Пока рабби Акива не направился в Лод и не нашел там пять новых учеников, которых он смог воспитать и передать им традицию, чтобы те смогли донести ее до последующих поколений (***). Среди этой пятерки великих мудрецов был и рабби Шимон бар Йохай (РАШБИ), автор книги «Зогар», чей день славы мы отмечали недавно в праздник Лаг-ба-Омер.
И вот еще одно удивительное совпадение. Как известно, все ученики рабби Акивы погибли потому, что не проявили должного уважения (ковод) друг к другу. Но ведь именно такое официальное название - COVID-19 и получила новая эпидемия коронавируса! И это тоже не просто совпадение. Сопоставив причины этих двух эпидемий, которые таким удивительным образом наложились друг на друга, мы сможем понять, куда нам двигаться дальше.
Ведь неслучайно рабби Акива любил повторять, что заповедь любви – главный принцип всей Торы. Без единства мы – ничто, а то, что может и должно нас объединить - это взаимное уважение и любовь. И в основе всего лежит наше общее дело - Тора и заповеди.
Дело в том, что прежде чем началась эта неожиданная для всех пандемия, мир поразила другая «эпидемия»: ненависти и вражды. Сегодня мир разобщен, как никогда, и даже эта общая беда, к сожалению, не смогла по-настоящему нас объединить.
Вакцина любви
«Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя, Я - Г-сподь» («Ваикра» или «И воззвал», 19:18)
Из этой истории можно вынести простой, но важный урок. Неслучайно та, древняя эпидемия завершилась на 33-й день (лаг), который мы и отмечали, как большой праздник Лаг-ба-Омер. Ведь предыдущий 32-ой день указывает на объединяющую нас любовь, поскольку слово «сердце» - «лев» имеет численное значение 32. Об основах этой взаимной любви подробно пишет Алтер Ребе в своем главном сочинении, книге «Танья» как раз в 32-й главе.
И сразу после того, как мы отметили этот праздник взаимной любви и единства (середина мая), в большинстве стран мира (в том числе, и в России) пик заболеваемости был пройден, а сама эпидемия пошла на спад, и началось постепенное снятие карантина и ограничительных мер во многих странах мира. На то, как это сделать, указал нам ученик и преемник рабби Акивы – рабби Шимон (РАШБИ), когда приоткрыл сокровенные тайны Торы, в разделе, связанном с тайным знанием. Этот раздел получил название «душа Торы» (нишмета-дэ-орайта). Изучая самую сокровенную часть Б-жественной мудрости, мы невольно раскрываем и в себе самое сокровенное, что есть в сердце и душе каждого еврея. Именно эта наша общая природа, которая называется в книге «Танья» «Б-жественной душой» (нефеш-элокит), и является основой для нашего единства и взаимной любви друг к другу, безо всяких различий. А лучшая «вакцина» от всех болезней – это любовь к ближнему.
Наши учителя говорят, что, создавая этот мир, Творец заложил в него духовный конфликт и противоборство между силами Нечистоты и Святости, как сказано («Экклезиаст», 7:14): «… ведь Б-г сделал так, что одно противостоит другому» (зе-леумат-зе). Причем явления из мира духовной нечистоты (ситра-охра) не только противостоят, но как бы повторяют и даже «копируют» то, что есть в мире Торы (цад-кедуша). Но верно и обратное: иногда мы можем увидеть подсказку того, как, наблюдая негативные явления этого мира, нам следует действовать, чтобы обратить тьму - в свет, а зло – во благо. И если эта напасть получила неформальное название «коронавирус» (а в разговорной речи - просто «корона»), то, наверное, в этом тоже есть своя подсказка. Вирус как будто примерил на себя «корону» - на какое-то время, овладев практически всем миром. И все же эта корона досталась ему не по праву: истинная корона и власть в этом мире должны принадлежать только нашему праведному Избавителю.
Сегодня мы повторяем тот древний путь от Песаха до Шавуот. И хочется верить, что мы уже миновали 33-й день, когда прекратилась эпидемия, и мы немного научились ценить добрые, человеческие отношения, любовь друг к другу. И теперь мы приближаемся к «горе Синай», чтобы заново получить Тору. Как сказано («Ишайя» 51:4): «Ибо обновленная Тора выйдет от меня...». И тогда наступит долгожданный мир, о котором сказано (11:9): «Ибо наполнится земля знанием о Всевышнем, как вода переполняет море».
Тем более, что нам обещано: когда он придет, прекратятся и исчезнут все главные беды человечества - и вражда, и войны, и, в том числе, и болезни. С приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни. И будьте мне все здоровы!
Примечания
*) В Вавилонском Талмуде (трактат «Евамот», 72-б) говорится, что это была дифтерия (аскара) - тяжелая и мучительная болезнь (поражает горло и верхние дыхательные пути), в результате которой человек погибает от удушья.
**) Интересно, что в еврейской традиции существует понятие карантин, но только применительно к другой заразной болезни – язвенной или проказе (цараат). Согласно указанию Торы, человека (мецора), больного язвенной болезнью, следует изолировать и выслать за пределы всех трех станов, как сказано («Ваикра», 13:46): «Во все дни, доколе на нем будет язва, он будет нечист. И нечист он, – отдельно должен он жить, вне стана жилище его».
***) Это были: рабби Иегуда бен Илай, рабби Меир, рабби Йоси бен Халафта, рабби Элиэзер бен Шамуа и рабби Шимон.
Комментарии к празднику Дарования Торы – Шавуот (29.05 и 30.05)
Кто исполняет – тот и понимает
«Мы будем исполнять и выслушаем» («Шмот» или «Исход», 24:7).
Все знают ответ народа Израиля на предложение даровать им Тору: «Исполним и поймем» (наасе-ве-нишма). Причем здесь практическое исполнение заповедей Торы стоит на первом месте, что неслучайно.
Сильно заблуждается тот, кто полагает, что изучение Торы – это чисто интеллектуальный процесс. На самом деле только благодаря практическому исполнению заповедей (наасе) можно достичь истинного понимания их глубинного смысла. (Рабби Бунем из Пшисхе)
«И повернулся, и сошел Моше с горы; и две скрижали откровения в руке его …
(«Шмот» или «Исход», 32:15).
Моше своего поколения
Традиция подчеркивает, что Тора была дана нам не напрямую, а через Моше – из рук главы поколения. Однажды, спустя несколько дней после праздника Шавуот, хасиды зашли к 6-му Любавичскому Ребе, рабби РАЯЦу (1880 – 1950), и попросили его ответить на несколько вопросов. Однако Ребе отказался, заметив, что он еще «не спустился с горы Синай», и ему пока нечего им ответить.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!