Головокружительная Ноа в Москве
В феврале 2020 года московские любители музыки встречали израильскую певицу Ахиноам Нини, известную на эстраде под псевдонимом Ноа. Ее приезд стал возможен благодаря усилиям Израильского культурного центра в Москве «Натив» и Посольства Государства Израиль в Российской Федерации. Выступление приурочили к 30-летию творческой деятельности вокалистки.
На сцене «Филармонии-2» Ноа представила разные стороны своего полифонического таланта: исполнила инвенции Баха, сопроводив их лирическими миниатюрами собственного сочинения, а также подарила слушателям песни на стихи Леи Гольдберг, Наоми Шемер, блюзовые и джазовые вариации, народные йеменские мелодии, объединенные программой «Головокружение».
Псевдоним Ноа (в английском варианте Noa) иногда в шутку расшифровывают как Not Only Achinoam. Действительно, в успех ее сценической карьеры внесли вклад многие: предки, чьи души и ритмы живут в певице, авторы песен, музыканты, с которыми удается поработать на различных площадках, а также зрители, неизменно тепло встречающие энергичную израильтянку. В разные годы Ахиноам Нини выступала на самых престижных площадках мира вместе с такими звездами, как Стиви Уандер, Стинг, Андреа Бочелли, представляла Израиль на Евровидении и на Фестивале в Сан-Ремо, пробовала себя в роли первой Эсмеральды в мюзикле «Нотр-Дам де Пари» во Франции, записывала саундтреки к известным кинофильмам. Чем бы ни занималась Ноа, она неизменно вкладывала в дело силы и душу, что высоко ценили зрители и партнеры по сцене.
В Москве Ноа аккомпанировали гитарист-виртуоз, композитор Гил Дор (в прошлом – наставник Ноа, с которым ее связывают десятилетия совместной работы) и израильские музыканты. Консервативная московская публика не сразу включилась в необычный музыкальный поток, льющийся со сцены, но уже вскоре «зажглась», с теплом аплодировала, подпевала и ритмично двигалась, следуя за необычным голосом певицы и завораживающим звучанием инструментов.
Представляя Ахиноам Нини, специальный гость программы Народный артист России пианист Даниил Крамер, с удовольствием импровизировавший с Ноа, назвал ее вокальные возможности «великолепными и уникальными». Он признался, что был потрясен, впервые услышав Ноа, отметил редкую естественность ее дарования: «Удивительный голос, потрясающая тесситура, необыкновенный исполнительский диапазон. Она не относит свое творчество к одному определенному жанру, гармонично себя чувствует, когда поет классику, фолк, фанк, поп, блюз или джаз. Если бы это создавалось искусственно, получилась бы эклектика, а Ноа просто дышит всем, что она делает».
Московских зрителей удивили не только неакадемический, своеобразный вокал певицы и оригинальный репертуар, но и особый подход к ведению сольного концерта. Ноа не находилась в образе роскошной недоступной дивы, которую от зрителей надежно отделяет сцена. Напротив, она постоянно обращалась к залу, рассказывала по-английски свои истории, порой переходила на иврит, держалась непринужденно и открыто. Признавалась, что очень волнуется, выступая в Москве: «Культура России оказала огромное влияние на становление культуры Израиля. Это касается музыки, балета, поэзии, литературы в целом». Перед исполнением саундтрека к фильму Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» певица напомнила собравшимся о том, что именно Красная армия освободила Освенцим 75 лет назад и выказала глубокую благодарность народу России. Импровизируя между песнями, Ноа привлекала внимание публики к таким вопросам, как охрана окружающей среды, роль женщины в современном мире, межнациональные конфликты, социальное неравенство. Комментируя обращение к музыке великого Иоганна Себастьяна Баха, певица подчеркнула удивительную современность и универсальность его произведений, возможность развития творческого диалога на самые разные темы. Альбом «Письма к Баху», инвенции из которого прозвучали на концерте в Москве, продюсер Квинси Джонс представил на премию Грэмми.
Ноа рассказала о предках – йеменских евреях, которые пешком пришли в Палестину в 1895 году. Сама певица родилась в 1969-м в Израиле, росла и училась в Америке, впитывая музыкальную классику и современность, осваивая культуру и традиции разных народов и совершая первые самостоятельные шаги на пути творчества. Потом она опять вернулась на родину, чтобы отслужить в армии, обрести единомышленников и начать музыкальное шествие по всему миру. Огромное влияние на личностное становление Ахиноам оказала бабушка, учившая не сгибаться под властью обстоятельств, всегда держать спину прямо и голову высоко. Исполняя йеменские песни под собственный аккомпанемент на народных инструментах, Ноа буквально растворялась в древних ритмах, демонстрируя природную пластику голоса и тела, увлекая за собой зал. На мой взгляд, именно в этой музыке – корни и истоки своеобычного дарования певицы, которая сегодня блестяще исполняет произведения в разных жанрах на многих языках мира, ее точка силы и опоры.
Абсолютно неожиданными для слушателей стали музыкальные посвящения Илону Маску, человеку, который думает небанально и добивается своих целей, а также дочери, увлеченной современными технологиями коммуникации. Певицу не оставляет равнодушной происходящее вокруг, она эмоционально отзывается на вызовы времени и выражает свою позицию в музыкальных композициях. И в этом главный искренний посыл и пафос выступления – мы все разные, но нам нужно учиться жить вместе, слышать и понимать друг друга в это непростое время, мир спасет только Любовь! Когда слушаешь эту яркую, темпераментную вокалистку, яркого общественного деятеля, посла еврейской культуры, жену и мать троих детей, невольно проникаешься ее оптимизмом и уверенностью в том, что именно так все и будет.
Наталья ЛАЙДИНЕН
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!