БЕСЕДЫ О КНИГЕ "ТАНИЯ"

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3382
Сегодня мы поговорим о титульном листе книги «Ликутей амарим», или «Тания». Как правило, эту первую страницу мы быстро перелистываем, не особо вникая в ее содержание, — ведь нас интересует основной текст. Но как раз в отличие от многих других книг, титульный лист этой — неотъемлемая и содержательная часть самой книги и в свою очередь заслуживает отдельного комментария
Сочинение Алтер Ребе Беседа 3. Войти в ворота Сегодня мы поговорим о титульном листе книги «Ликутей амарим», или «Тания». Как правило, эту первую страницу мы быстро перелистываем, не особо вникая в ее содержание, — ведь нас интересует основной текст. Но как раз в отличие от многих других книг, титульный лист этой — неотъемлемая и содержательная часть самой книги и в свою очередь заслуживает отдельного комментария. На языке Писания он называется «шаар» — «ворота». Войдя в них, читатель попадает в удивительный мир философии Хабад. В качестве подтверждения можно привести тот факт, что один из наиболее выдающихся людей нашего времени — предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон, в детстве начал знакомиться с еврейским алфавитом — «алеф-бейт» по буквам титульного листа книги «Тания»! Не исключено, что для многих этот титульный лист тоже станет своеобразным «алеф-бейт» — началом знакомства с хасидской философией и учением Хабад. Итак, титульный лист. В этом сравнительно коротком отрывке можно выделить несколько ключевых моментов. Во-первых, это само название сочинения, а также источники, на которые ссылается Алтер Ребе. Во-вторых, цитата из Торы, на которой простроена вся книга. И наконец, последнее замечание автора по поводу «длинного и короткого пути». Великий компилятор Свой труд Алтер Ребе назвал весьма скромно — «Сборник статей», а себя он представил всего лишь «составителем», т.е., по сути, простым компилятором. Великий компилятор, который превзошел своих учителей! А основную заслугу написания этого сочинения при этом он оставляет своим предшественникам и учителям: «сфарим» и «софрим». Своих непосредственных учителей он называет «софрим» — так называли Мудрецов в постталмудическую эпоху. Прежде всего, это рабби Исроэль Баал Шем Тов (1698 — 1760) и рабби Дов Бер — Магид из Межерича (? — 1773) — его непосредственный Учитель и наставник. А словом «сфарим» — «труды» Алтер Ребе намекает на труды своих «заочных» учителей: Рамбама, или Маймонида (1186 — 1237) и Магарала из Праги (рабби Иегуды Ливы бен Бецалеля, 1525 — 1609). И все-таки, несмотря на своих великих предшественников, автором сочинения является именно сам Алтер Ребе, который суммировал и подытожил развитие еврейской религиозной мысли за многие столетия, сведя все это в один труд — книгу «Тания». Кто такой «середняк»? Сам Алтер Ребе называет свой труд «Сэфер шель бейноним»» — книгой «средних». Термин «бейнони», т.е. «средний» еврей, — ключевой для всей книги. Давайте спросим сами себя: каков тот средний нравственный религиозный уровень, которого я способен достичь своими собственными силами? А какова та универсальная духовная планка, которую установила для нас Тора и ниже который мы не должны опускаться? И как охарактеризовать духовную ступень, пролегающую между понятием «праведник» и «грешник»? Уверен, что на этот, казалось бы, простой вопрос, найти ответ совсем не просто. Интересно, что, согласно преданию, Алтер Ребе написал еще одну, похожую по содержанию нравоучительную книгу — «Книгу Праведников», название которой говорит само за себя. Однако рукопись этой книги погибла во время одного из пожаров, и Алтер Ребе не счет нужным ее восстанавливать. Не исключено, что, великий провидец, он усмотрел в этом знак свыше. Эта книга была не для «мира сего» с его насущными, пусть и духовными, проблемами, и теперь ее изучают ангелы и души тех, кто удостоился пребывать в Ган-Эден (в Эдемском саду). Но «Книга средних» — для каждого еврея. Нет такой духовной проблемы, которая не была бы прямо или косвенно затронута в этой книге. Напомним, что книга «Ликутей амарим» во многом построена на беседах с реальными, живыми людьми, которые приходили к Алтер Ребе за помощью и советом в течение многих лет. Этот огромный человеческий материал и был положен в основу сочинения. Таким образом, «Тания» — это книга для «средних» и «о средних». Ибо это очень близко Вся книга построена как развернутый комментарий к одному стиху из последней книги Торы («Дварим», или «Второзаконие», 30:14): «Ибо очень близко (т.е. доступно) для тебя это («это» — служить Творцу и вести еврейский образ жизни). В устах и на сердце твоем, чтобы исполнять это». Алтер Ребе будет постоянно возвращаться к этим словам, обнаруживая в них все новый и новый, более глубокий смысл. Пока же мы поясним простое значение этих слов. Все три проявления, или три «оболочки» человеческой души: речь (которая «в устах»), мысли (которые «на сердце») и физические действия и поступки («чтобы исполнять») — все это должно быть использовано как инструмент служения Творцу и исполнения заповедей и предписаний Торы.. Причем сама Тора утверждает, что это не просто «близко» или доступно, но именно «очень близко» каждому еврею. Как признается сам Алтер Ребе в начале одной из глав своей книги, «на первый взгляд это противоречит нашим собственным ощущениям». Не так-то просто даже в наше время быть религиозным евреем — вести традиционный образ жизни, изучая и соблюдая Тору! Поэтому одна из задач, которые он ставит, — убедить нас в этой близости и доступности Торы. А также указать, где в нашей душе скрыт неисчерпаемый источник духовных сил для преодоления любых препятствий, стоящих на пути к Торе и еврейству. Все это делает данное сочинение воистину самой «практической» и насущной книгой нашей эпохи. Если вам тоже в это верится с трудом, то самое время начать изучать книгу «Тания». Длинный и короткий путь — Эй, мужик! Далеко ль до города? — Ну, ежели кругом — то верст пять. А коли по прямой — так почитай, все десять будут. (Народная шутка) Алтер Ребе берется тщательно растолковать все вышесказанное «длинным и коротким путем». И эти слова требуют отельного комментария. «Длинным путем» — «дерех арука» — Алтер Ребе называет путь учения Хабад, который предполагает серьезное и углубленное изучение основ еврейской религиозной философии и мистики, дающее более глубокое представление о самом Творце и человеческой душе. Более «коротким» и, соответственно, более легким путем считает Ребе путь пробуждения в своей душе тех религиозных чувств, которые заложены в ней изначально. Далее это явление получило название «скрытой любви к Б-гу». В завершение можно заметить, что не исключается и такое толкование: «длинный путь, который на самом деле оказывается коротким»! Путь серьезного изучения хасидизма, безусловно, более «длинный» с точки зрения затраченного времени и сил, а также сложности поставленной задачи. Но при этом он же и «короткий», поскольку ведет прямо к намеченной цели и делает человека хозяином своих чувств и эмоций. Если так — «доброго вам и долгого пути»! Некоторое представление о хасидском пути служения может дать следующая история. Верить и знать Когда рабби Леви Ицхак из Бердичева впервые поехал к Межеричскому Магиду и стал его хасидом, это не очень понравилось его тестю, который был из «миснагдим» («оппонентов», т.е. из тех, кто не принял путь хасидизма). Поэтому, когда он вернулся домой, его тесть стал внимательно наблюдать за ним, но, к своему великому удивлению, не обнаружил никаких заметных изменений в поведении своего зятя. Наконец он не выдержал и спросил напрямую: «Послушай, если все осталось по-старому, то зачем надо было ехать в Межерич?» Рабби Леви Ицхак ответил просто: «Теперь я знаю, что есть Б-г». «Что? — изумился его тесть. — Тоже мне — откровение! Да об этом знает каждая служанка». Тут он демонстративно позвал свою прислугу — скромную еврейскую девушку, и та подтвердила, что действительно «Б-г есть». «Ну, что ты на это скажешь?» — победоносно обратился он к рабби Леви Ицхаку. «Она только говорит, а я — знаю» — был ответ.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции