Искусство, сотрудничающее с солнцем

 Юрий БОРЕВ, Россия
 23 июня 2007
 4613
7 января 1839 г. изобретатель Л. Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни Собора Парижской богоматери, набережная Сены, мастерская художника. Был найден способ светописи, воспроизведения предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж.Ньепсом положили начало фотографии.
Сразу же возникла проблема взаимоотношения фотографии и искусства. По поводу светоизображений художник П. Деларош представил записку в Академию наук, в которой подчеркивал возможности, открываемые фотографией: «Живопись умерла с этого дня». Немецкий журнал «Kunstblatt» придерживался противоположного мнения: «Вообще говоря, открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества». А.Ламартин по поводу первых фотоснимков сказал: «Это искусство, призванное сотрудничать с солнцем!» Ныне фотография стала видом искусства со своими специфическими особенностями. Фото способно осуществить желание гетевского Фауста, за которое он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фотография запечатлевает навечно факт жизни, документальность — «золотое обеспечение» фото.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, распределение света и теней, через передачу своеобразного «фотопленэра», то есть воздуха и рефлексов, отбрасываемых предметами, через умение выбрать момент съемки).

Театральный режиссер Александр Ешанов осуществляет себя не только на сцене театра, но и в области фотоискусства. Здесь темой серии его фотографий стала повседневная жизнь Израиля и вечного города — Иерусалима. Жаркое и яркое южное солнце живет в этих фотографиях. На одной из них мы видим маленький иерусалимский дворик. Людей не видно, но ощущается их присутствие, кажется, что мы чувствуем их дыхание. Стилистически эта фотография удивительным образом имитирует импрессионистическое полотно. Солнце, пробиваясь сквозь густую листву яркими пятнами, падает на затененную листвой землю, а все дома, постройки, вещи окружены воздухом и полурастворяются в нем – пленэр! «Иерусалимский дворик» — произведение фотоискусства.

Другая фотография называется «Синагога. Старик». Композиционно этот снимок сложен, но эффектен. Мы видим освещенную, видимо, не прямым солнечным светом стену из относительно крупных блоков песчаника. На фоне этой косо идущей стены и свободного пространства входа сидит старик, углубившийся в какую-то священную книгу, вероятно, Тору. Образ этого старика выразителен и типичен. Зритель вправе посетовать и посчитать недостатком этой интересной фотоработы, что лицо старика, его глаза плохо видны, потому что он склонился над книгой.

Интересна фотография Ешанова «Древняя синагога». Перед зрителем предстают нагретые ярким солнцем обработанные древним мастером-строителем камни. Видимо суровые и грозные тучи истории пронеслись над этим сейчас наполненным солнцем древним и святым местом. Оно сейчас пусто. Его камни нагревает солнце, а вокруг остатки великолепного архитектурного сооружения, пережившего и своих вдохновенных строителей и своих молившихся здесь прихожан-посетителей. Трагедиями еврейской истории, величием древности дышит этот ныне тихий и смиренный пейзаж.

Фотография «Солдат» трудно поддается интерпретации. Солдат — видимо, деталь иерусалимского быта. Он почти с полной выкладкой, но без оружия. Он, как и его спешащие товарищи, чуть-чуть ушедшие вперед, наверно, направляется на сборный пункт. Он на минуту задержался и улыбается, то ли радуясь жизни, то ли приветствуя всех тех, кто находится за кадром и его провожает, или просто на него смотрит. Он радостно улыбается, а смотреть на него немножко грустно, как немножко грустно смотреть на всякого, кого ожидает неизвестность военной судьбы.

Все эти фото Александра Ешанова составляют маленький цикл, повествующий о веселой и грустной, солнечной повседневности древнего города и древнего народа. Соперничая с солнцем, об этом рассказали нам фотографии Ешанова.



Комментарии:

  • 3 марта 2022

    myduchka_345

    спасибо, Александр, ваша статья помогла мне сделать итоговый проект!

  • 15 марта 2008

    Гость

    Саша, потрясающе!
    Ты необычайно многогранен!!!



Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции