В Москве, в залах Галереи на Солянке, открылась выставка еврейских художников, приуроченная к 90-летию «Джойнта». Кураторы выставки И. Энтина (Москва) и М. Яхилевич (Израиль) сумели не только создать весьма убедительную экспозицию, но и показать известных художников: А. Буха, Я. Когана, Е. Симкина, Г. Ингера, работы коллекционера Е. Улицкого и др.
В Москве, в залах Галереи на Солянке, открылась выставка еврейских художников, приуроченная к 90-летию «Джойнта». Кураторы выставки И. Энтина (Москва) и М. Яхилевич (Израиль) сумели не только создать весьма убедительную экспозицию, но и показать известных художников: А. Буха, Я. Когана, Е. Симкина, Г. Ингера, работы коллекционера Е. Улицкого и др.
Прежде всего, внимание привлекает серия графики Г. Ингера, прекрасные работы М. Аксельрода, М. Горшмана. Есть свежесть и новизна в станковых работах «Памяти М. Шварцмана» К. Шейнкмана, «Из книги Исайи» Л. Саксонова, в автопортретах М. Ингер и Б. Бомштейна, в живописных работах А. Буха, И. Энтиной, А. Штаркмана, Е. Гинзбурга. Работы К. Шейнкмана и Л. Саксонова заслуживают специального искусствоведческого анализа. Упомянутые работы обладают властным духовным пространством, строгостью и чувством стиля; разумеется, есть и другие произведения, достойные внимания.
Чем, однако, определяется наше общее впечатление от выставок еврейского искусства и чего ждем мы (и ждем ли еще?!) от них? Насколько это актуально для нашего самосознания? Увы, наше представление о том, каким это искусство могло бы быть или даже «должно» быть, неизбежно вступает в противоречие с реальным процессом; смотри – смотри, что есть, осознавай в меру сил смысл этого. Я несколько раз обошел выставку, народу было немного (хотя к чести организаторов заметим, что выставку ежедневно посещают 60–70 зрителей, немало по нашим временам!) Можно было подойти поближе и всмотреться в неброские изысканные мозаики Ф. Буха, маленькие трогательные портреты И. Зейтмана (40-е годы!) и др. И все же общий «мираж» выставки оставил впечатление затертости приемов, вторичности стилей, рабской зависимости от объедков французского искусства, приправленного «грязцой» сурового стиля. Усталость форм, вялость ритмов, однообразие решений и какая-то внутренняя безучастность, отстраненность от творимого – все это накладывает отпечаток на выставку и, несомненно, выражает и время, в которое многие работы создавались. Но каждое время ищет свои формы адекватного высказывания, своего диалога с миром. Очень свежи графические фантазии Е. Гора, но как одиноки они на выставке, застрявшей на эстетике начала XX века. Кажется удивительным, что страницы Торы, Катастрофа, живая, повседневная жизнь еврейской общины практически остаются вне интересов художников. Нет глубокого социального и национального портрета, представлены скорее всего некие маски, исторические ретроспекции, не очень-то совпадающие с теми представлениями о народе Книги, которые так давно и с такой любовью представил миру в своем парящем наброске «Слепой Товий» великий голландец... Заметим попутно, что на будущих выставках не стоило бы забывать наследие и творчество таких художников, как М. Шварцман, М. Шпиндлер, Д. Лион, О. Рабин, Р. Вайншток, М. Ибшман, А. Каплан, Я. Раухвергер, М. Гробман, Ю. Злотников и др. Было бы желательно привлечение к отбору работ таких знатоков еврейского икусства, как А. Кантор, Л. Кашук, А. и В. Бялики, Н. Апчинская, С. Черняк, Г. Козовицкий, Г. Островский, А. Канцедикас. Мы не так уж бедны!
Хотелось бы надеяться, что 90-летие «Джойнта», участника многих культурных проектов во всем мире, даст повод рассмотреть реальную – скажем прямо! – трагическую ситуацию, связанную с гибелью настоящей еврейской цивилизации в Европе, гибелью цвета нации, языка идиш и многих памятников искусства и письменности, и выделить необходимые (немалые!) средства для создания новых музеев и научно-исследовательских центров еврейского искусства, творческих лабораторий, постоянно действующих объединений по интересам, мастерских для художников, для углубленной разработки педагогических и философских принципов возрождения еврейской культуры и искусства. На недавнем съезде Федерации еврейских общин главный раввин России Берл Лазар с горечью заметил, что мы едва успели войти в последний вагон стремительно уходящей от нас еврейской религиозной традиции, духовности, культуры.
Выставка на Солянке является первым шагом в преодолении сложившегося в последние годы «кружкового» интереса, выходом на более широкое поле деятельности, привлечения новых молодых, талантливых людей, способных преодолеть устаревшие стереотипы запоздалого авангарда и некоего стилизованного лубочного стиля, столь успешно творимого уже почти знаменитым Любаровым.
Лев Саксонов. «Из книги пророка Исайи»
Кирилл Шейнкман. «Метафизический портрет».
Посвящается памяти художника М. Шварцмана
Мария Ингер. «Автопортрет»
Инга Энтина «Еврейская невеста»
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!