Еврейский Стамбул: вчера, сегодня, завтра
Еврейский Стамбул: вчера, сегодня, завтра
О существовании «еврейских турков» или «турецких евреев» я впервые узнал в Израиле, будучи волонтером Сарэля. Невысокий, худощавый парень работал недалеко от меня: аккуратно сортировал коробки с лекарствами и что-то тихонько напевал на языке очень похожем на испанский.
Так как я немного знаю испанский и почти не владею ивритом, я обрадовался возможности поговорить на знакомом языке. Парень, как оказалось, недавний репатриант из Турции, где многие евреи используют «ладино» - адаптированный вариант испанского языка. Ну, как идиш у ашкеназов: искаженный немецкий. Мой знакомый «турок» много рассказывал мне «русскому»-еврею из Москвы, о своей жизни, о причинах репатриации, о Стамбуле.
«Ладино» - распространен среди евреев Турции, а также соплеменников в ряде балканских стран так как на эти земли они попали, будучи изгнанными из Испании и Португалии в XV-XVI веках инквизицией и королевскими властями.
Массовое переселение евреев из стран Южной Европы власти Османской империи встретили доброжелательно. Более того, когда случались кровавые наветы, турецкие султаны стали брать евреев под свою защиту. Сначала это были фирманы (указы), которые запрещали местным судам разбирать дела о ритуальных убийствах, а позднее, уже в XIX веке, султан Абдул-Меджид I издал фирман, объявлявший кровавые наветы клеветой и запрещавший судебные преследования евреев по этому обвинению на всей территории Османской империи.
Указ гласил: «Мы не можем позволить, чтобы еврейский народ … мучили и пытали в связи с обвинениями, не имеющими ни малейшей реальной основы …»
Большая часть наветов на евреев в Османской империи была со стороны христиан, в первую очередь греков и армян. Мотивом к провокациям часто служило торговое соперничество между греческими, армянскими и еврейскими купцами.
Однако были конфликты и с мусульманами. В частности, в марте 1908 года произошел крупный погром в Яффо. В погроме приняло участие арабское население, 13 человек было тяжело ранены, несколько из них умерли. Глава местной власти был отстранен от должности.
Во второй половине XIX века в Османской империи осуществлялись государственные преобразования, направленные на равноправие подданных вне зависимости от этнического происхождения и религии. Эти преобразования затронули и евреев, которые в итоге получили равноправие. Еврейская община достигла к началу XX века 400-500 тысяч человек, а в 1887 году в османском парламенте даже было 5 депутатов-евреев. При этом реальное равноправие было достигнуто намного позднее. Так, например, в конце XIX века, параллельно с массовым заселением Палестины мусульманами, был принят закон, запрещающий евреям селиться в Палестине и жить в Иерусалиме вне зависимости от того, были они подданными империи или иностранцами.
К моменту провозглашения Турецкой Республики в 1923 году на её территории проживало около 200 тысяч евреев, в том числе 100 тысяч в Стамбуле. Евреи получили гражданское равенство, однако в дальнейшем погромы и преследования привели к массовой эмиграции, в результате чего численность еврейской общины значительно сократилась.
В 1920-е годы противники режима Ататюрка развернули антисемитскую кампанию, в ходе которой пронацистская группировка во главе с Дж.Р. Атилханом организовала погромы в ряде городов Восточной Фракии. Власти решительно пресекли антиеврейские беспорядки, погромщиков арестовали и предали суду. В 40-х годах в Турции вновь развернулась антисемитская пропаганда, поддержанная нацистской Германией. После прихода к власти правых в Турции в июле 1942 года, был введен налог на имущество (Варлык вергиси). Величина налога для евреев была в 5 раз больше, чем для мусульман. Около 1500 евреев в связи с неуплатой непосильных налогов были отправлены в «трудовые лагеря». Закон был отменен 15 марта 1944 года. Однако при этом в период с 1933 по 1945 годы, Турция приняла множество еврейских беженцев, а турецкие дипломаты в Европе способствовали их спасению от Холокоста.
После создания Государства Израиль туда репатриировалось около 40 тысяч турецких евреев. Турция была первой и длительное время единственной мусульманской страной, признавшей Израиль и установившей с ним дипломатические отношения. Долгое время между двумя странами поддерживались тесные, дружественные отношения в политической, экономической и даже в военной сфере.
Сильно поредевшая за послевоенные годы, но тем не менее не потерявшая своего значения в общественной жизни Турции, еврейская община сосредоточилась в основном в Стамбуле.
В мой первый приезд в Стамбул я был приятно удивлен предлагаемой в отеле экскурсией «по еврейским местам Стамбула». К сожалению, из-за отсутствия времени принять участие в экскурсии я не смог. Однако мой «турецкий» друг (израильтянин), о котором я пишу в начале статьи, мне много рассказал. Во-первых, что в Стамбуле действует около 20 синагог – сколько точно сами евреи не знают. Самые известные из них «Неве Шалом», «Ахрада» и «Янбол». Позже я прочитал ещё об одной синагоге – «Эдирне», в которой в конце 2016 года (5776 г.) впервые за 41 год состоялась настоящая еврейская свадьба. Синагога построена в 1492 (!) году и реконструирована при финансовой поддержке муниципалитета Стамбула, а также с помощью еврейских организаций со всего мира. На свадьбе присутствовало 3000 гостей, которых охраняли усиленные наряды турецкой полиции. Меры безопасности не были излишними. В последние годы Турцию сотрясают теракты. Нападают в том числе и на еврейские учреждения. Например, самая большая и известная синагога в Турции, «Неве Шалом», трижды была объектом террористических атак – в 1986, 1992 и 2003 годах.
Еврейская община Стамбула на себе ощущает перемены в турецко-израильских отношениях, которые развиваются в последние годы по спирали. После инцидента 2010 года связанного с так называемой «Флотилией свободы», когда были убиты несколько турков, оказавших вооруженное сопротивление израильскому спецназу, проводившему законный досмотр судна, в Турции резко усилились антиизраильские и антисемитские настроения. Вместе с тем, турецкие власти неоднократно заявляли, что «не допустят чтобы турецкие евреи пострадали от антиизраильских выступлений». С аналогичными выступлениями неоднократно выступал и Эрдоган, будучи премьер-министром и в качестве президента Турции. Однако слова политиков, как известно, часто расходятся с практическими делами. Товарищ Сталин квалифицировал, как известно, «антисемитизм как форму каннибализма», что не мешало проведению масштабных антиеврейских акций в СССР против Антифашистского еврейского комитета, «дела врачей» и т.п.
В тоже время серьезные противоречия с арабским странами заставляют турецкие власти искать способы нормализации отношений с Израилем. Процесс этот не афишируется, но тем не менее происходит. Турецкая еврейская община старается не конфликтовать с властями страны, но при этом не проявляет ни малейшего энтузиазма в антиизраильской риторике, в отличие от еврейской общины Ирана.
В конце XX века, известный еврейский банкир и меценат Абрахам де Комондо построил в Стамбуле синагогу «Зюльфарис», которая со временем превратилась в Еврейский «Музей мусеви». По-турецки «мусеви» - так называют евреев: «верующие в Моисея». Экспозиция Еврейского музея знакомит с бытом, судьбой и историей еврейской общины на протяжении пяти веков проживающей в Стамбуле.
У турецких евреев большой опыт сосуществования с властями страны, но при всех переменах, влияние общины в сочетании с взвешенным подходом к происходящим в стране переменам дает надежду на будущее.
Эдуард Белый, Россия
____
**
Президент Турции: в моей стране евреям ничто не грозит
Эрдоган: «У нас проживает большая еврейская община. У них есть школы, синагоги, СМИ, которым ничего не грозит».
Президент Турции Реджеп Тейип Эрдоган дал интервью телеканалу CNN, в котором заявил, что евреям в его стране ничего не грозит, а также подверг критике европейские страны, не прислушавшиеся к его предупреждениям о терактах.
В беседе с корреспондентом новостной службы Кристин Аманпур Эрдоган заявил: «У нас проживает большая еврейская община, и она может не беспокоиться и чувствовать себя защищенной. У них есть школы, синагоги, СМИ, которым ничего не грозит. Время от времени я встречаюсь с раввинами, духовными лидерами и говорю с ними, а также обеспечиваю все их нужды».
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!