Чудеса, творимые из бумаги
Здесь не нужны волшебники и маги, Вообще не нужно толком ничего — Фантазии полет и лист бумаги, И выйдет что угодно из него.
Замечено: большую часть года каждый уик-энд в торговых центрах многих испанских городов резко повышается спрос на туалетную бумагу. Попробуйте догадаться, почему? А дело в том, что бумагу эту раскупают футбольные болельщики и используют ее в качестве лент и гирлянд во время матчей, которые в чемпионате Испании, как правило, играются в субботу и воскресенье, то есть по выходным дням. Бумага для большинства из нас — привычный носитель информации. На бумаге печатают книги, журналы, газеты. Бумага — и упаковочный материал, из нее изготовляют многие вещи — от одноразовых пакетов до банкнот. Кроме того, это картон и ватман, листы для принтера, шляпы и зонтики, спички, рекламные афиши, почтовые конверты и марки, туалетные рулоны, наконец (а может, и в первую очередь). Если же выйти за рамки традиционных представлений, то о бумаге следует говорить как о материале поистине универсальном, который может быть и весьма прочным, и, наоборот, податливым, как глина, и пригодным даже для изготовления украшений, способных конкурировать с изделиями ювелирными.
Новые качества обычной, казалось бы, бумаги, возможности и способы ее применения демонстрирует впечатляющая выставка «Экстремальные ситуации в бумажных складках», развернутая в Музее Эрец Исраэль в Тель-Авиве. Ее название, в смысловом переводе с иврита на русский язык, не кажется удачным, однако воспринимается по-иному после ознакомления с экспонатами, от многих из которых трудно оторвать взгляд. А это скульптурные композиции, лодки, небольшие летательные аппараты, массивные колонны, декоративные обои для стен, занавеси, абажуры, фигурки для театра теней, легкие перегородки и ширмы. И наконец, два удивительных панно. В одном случае изображение получено с помощью тысяч и тысяч мельчайших отверстий — следов от прокалывания булавкой, сделанных, кстати сказать, по фотографии мертвого, обугленного пожаром леса на горе Кармель в Хайфе. В другом случае картинка получена вдавленными в плотные листы линиями — наподобие гравюры стиля «белое на белом». А еще на выставке представлена посуда, собранная из бумажных пластин, похожая на глиняные кувшины и плошки из археологических находок, но наслоения глины — это в данном случае страницы «Еврейской энциклопедии», вырезанные с помощью лазера в лаборатории при Хайфском музее науки. И наконец, «сундуки памяти», полные бумажных воспоминаний...
Короче говоря, бумага показана на отчетной выставке не только и не просто как основа различных видов творчества, а еще и как отличный материал для создания произведений искусства и множества необычных предметов — вполне естественных и странных, полезных и просто развлекательных. В выставке приняли участие 65 мастеров (а предложений поступило 350), представивших множество творений: больших и крошечных, плоских и объемных. Некоторые работы выглядят так, будто сделаны не из бумаги, а из прочного или гибкого материала. Среди других использованных авторами качеств бумаги назовем грубость, тонкость, плотность, хрупкость и нежность, прозрачность и непрозрачность, свойства статичные и кинетические. У бумаги масса полярных характеристик, большое разнообразие способов обработки и применения изделий. В некоторых экспонатах, наряду с почти ювелирной ручной работой, были задействованы современные технологии.
Несколько слов о конкретных работах и о мастерах, чьими умелыми руками в полете творческой фантазии они изготовлены. Харель Бен-Нун — летчик по профессии, занимающийся аэрофотосъемкой, картографированием и созданием проекции пространства на бумагу в сочетании со звуковым сопровождением. Его мерцающая башня, от пола до потолка состоящая из отдельных гнезд-панелей, буквально завораживает. Томера Ашкенази увлек интерактивный дизайн — разработка, проектирование и маркетинг различных вещей. Он работает с различными материалами и технологиями, а в основе любого проекта у него лежит опыт эвристического исследования. Илан Гариби — бывший кадровый военный, а ныне художник и дизайнер, специализирующийся в технике оригами. Его украшения в этом стиле известны во всем мире. Хила Бен-Ари — лектор и искусствовед — занимается ткачеством из бумажной пряжи, а также из бумажных лент. Пелег Дишон представляет анимацию и видео на пяти одновременно всплывающих бумажных экранах. А прозрачные танцующие кораблики, которые художница Наама Оппенхайм сделала из бумаги рисовой, бумаги из тапиоки, муки, из бумаги китайской и таиландской и даже из чайных пакетиков, — память о кораблях-призраках XIX века, охотившихся за китами. Их кружение в воздухе — аллегория путешествия по жизни, это танец-агония китов, иллюстрация к знаменитому роману «Моби Дик» и посвящение тем морякам, которые занимались не только китобойным промыслом, но и искусством резьбы — гравировкой по кости. Метафорична работа: черные вырезки, отражающиеся в черных же стеклах, — творение Ноа Кутиэли, в котором она выразила мысль об ограниченном восприятии нами любого целого. Трудно пройти мимо зависших в воздухе летающих домов добрых существ из компьютерных игр, прячущихся в глубине древесных дупл от зрителей. Не так ли укрываемся от избытка информации мы сами в искусственно создаваемом нами мире? Над радующими взор инсталляциями для выставки работали Мейрав Маруди — фотограф, режиссер и сценарист, и Илан Йона — видеохудожник. Тамар Шефер — автор многослойных бумажных скульптур, Галит Шебо творит из бумажной пульпы, переработанной бумаги, прессованных опилок, и отходы производства обретают новую жизнь.
Говорят, что бумага все терпит. Но на выставке в Тель-Авиве она, надо полагать, рада тому, что с ней, а точнее, из нее сделали. Надо сказать, что это уже третья выставка работ из бумаги, проводимая в стенах Музея Эрец Исраэль. «Предыдущая: «Бумага — легче легкого» состоялась в 2014 году, — напоминает куратор Анат Гатеньо. — «Бумажные» экспозиции предоставляют прекрасную возможность представителям разных областей творчества продемонстрировать свое мастерство. Среди них специалисты по пластическому искусству, промышленные и графические дизайнеры, дизайнеры текстиля, архитекторы, ювелиры и конечно же художники». Экспозиции позволяют получить представление об удивительной широте возможностей, которые «скрыты» в бумаге и которые бумага «открывает» людям творчества — как маститым, так и молодым, делающим свои первые шаги в мире искусства.
Фрэдди ЗОРИН, Израиль
Фото: Lena_Zapasskaya
На фото — работы участников выставки. Автор фотографий — Леонид Падруль. Иллюстративный материал любезно предоставлен пресс-службой Музея Эрец Исраэль в Тель-Авиве.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!