Хорошие соседи
В прошлой серии нашего бесконечного мидрашистского сериала я рассказал, как идолопоклонник Терах сдал своего сына Авраама царю-идолопоклоннику Нимроду. Нимрод провёл с Авраамом воспитательную беседу, а когда выяснилось, что тот совершенно невосприимчив к царскому назиданию, повелел бросить Авраама в раскалённую печку. Решающий и притом асимметричный аргумент в дискуссии: печка убедительна, возразить на печку трудно.
– Бросить его в огонь! — приказал он слугам. — И увидим, спасет ли его тот Б-г, которому он поклоняется.
Повели Авраама к калильной печи, связали его, распростерли на каменном помосте, обложили дровами с четырех сторон, с каждой стороны на пять локтей в ширину и на пять локтей в вышину, и подожгли.
С одной стороны, мудрый царь решил, что Аврааму с его дикими взглядами совершенно незачем жить на свете, с другой стороны — огненное зрелище должно было доставить удовольствие благонамеренным гражданам и преподать урок и соответственно прочистить мозги идеологически нестойким отщепенцам.
Однако царь сильно просчитался: идеологический проект с треском провалился, прочистить мозги не удалось, народ не получил никакого удовольствия и сделал совершенно неправильные выводы. Вот как рассказывают об этом Бялик с Равницким:
Видя это (Авраама в печи огненной. – М.Г.), соседи Тераха и прочие сограждане его стали наступать на него с угрозами, говоря:
– Стыд и позор тебе! Не сам ли ты говорил, что сыну твоему суждено унаследовать и земной мир, и загробную жизнь, и ты же предал его Нимроду на казнь!
Насчёт того, что сыну Тераха «суждено унаследовать и земной мир, и загробную жизнь» — об этом сообщили ещё до рождения Авраама царю Нимроду звездочёты-мудрецы, и об этом все знали: и Терах, и соседи, и весь народ. Слухами земля полнится. Нимрод повелел сжечь Авраама за то, что тот отказался поклониться идолам, но, конечно, он использовал его отказ и как возможность устранить конкурента, поскольку распорядителем наличной и грядущей жизни почитал только и исключительно себя. С царями это бывает. Абсолютная власть со временем может привести её носителя к некоторому помутнению разума.
О чём нам говорит эта история с разгневанными соседями и прочими согражданами? Они могли бы все как один скакать вокруг калильной печи с национальными флагами и скандировать: «Смерть врагам народа!», «Слава великому и мудрому зверолову!», «Народ и царь едины!», «Не будет Нимрода — не будет и народа!», а также скандировать прочие духоподъёмные патриотические кричалки. Мы именно этого от них и ожидали. И Нимрод, естественно, тоже.
Но они не стали этого делать, не побоялись царя, укоряли потерявшего совесть папашу, даже и угрожали ему, что как бы и слишком. То есть народ совершенно распоясался. Конечно, они угрожали Тераху, а не Нимроду — попробовали бы они угрожать Нимроду! С другой стороны, когда свекровь ругает кошку, умная невестка понимает, кому адресован свекровьев гнев.
Кто бы мог подумать!
Вот какие хорошие соседи и прочие сограждане были у Тераха с Авраамом!
Честь им и хвала!
Дай Б-г каждому из нас таких соседей!
Всё это хорошо, но что с Авраамом?
А с Авраамом как раз всё плохо: лежит бедный Авраам, связанный в калильной печи, обложенный дровами с четырёх сторон, и пылает в этой печи жаркий огонь.
Нимрод, я вам об этом уже сообщил, повелев бросить Авраама в печку, сказал между прочим: «И увидим, спасет ли его тот Б-г, которому он поклоняется». Вот интересно, это был такой чёрный юмор, или Нимрод ответа на вопрос не знал и хотел выяснить. Мне кажется, мидраш склоняется к чёрному юмору.
Я, между прочим, и месяц назад завершил свой рассказ именно на этом эпизоде и, как видите, с места не сдвинулся. Так что гадайте, что дальше случилось — через месяц я вам расскажу, чем дело кончилось.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!