Ах, Одесса…

 Давид Шехтер
 15 августа 2017
 1670

Окончание. Начало в № 1083

Почти 70-летний антирелигиозный гнет сделал свое дело. Абсолютное большинство жителей еврейской Одессы были людьми почти полностью ассимилированными. Но выяснилось, что как раз они в светские еврейские организации почти не ходят. Всерьез заинтересовавшиеся еврейской культурой начали посещать синагоги, возвращаться к вере отцов. И уезжать.

«Когда человек становится религиозным и соблюдающим заповеди, то ему прямая дорожка в Израиль, в Эрец Исраэль, на Святую землю, — говорит Анна Мисюк. — Поэтому синагоги полны. Но состав прихожан постоянно меняется – они уезжают. А в светских еврейских организациях, хотя состав и стабильный, нет глубокого погружения в еврейскую культуру. Вот и получается, что в Одессе остаются те, у кого глубокого интереса к еврейской духовной жизни нет. Что сказывается на всей еврейской деятельности. Скажем, есть такая у нас организация «Мигдаль». Выпускает ежемесячный хороший журнал. Но его почти никуда не берут. Почему? А потому, что это журнал другой организации. То есть в Одессе единой общины нет. А что есть? Есть разные еврейские организации, которые не очень хорошо ладят друг с другом».
«Так что, будущего у общины нет? — спросил я у Анны. — «Я бы не спешила с такими выводами. Разве уезжая, ты мог предположить, что в Одессе будет вот такая еврейская жизнь? Со всеми ее минусами и противоречиями? Конечно, нет. Поэтому давай не будем зарекаться и на будущее. Хотя, конечно, община стареет».
Анна рассказывает о показательной тенденции. В Одессе остаются те, кто знает, что не сможет себя реализовать в Израиле. А это люди в основном 50+, редко за сорок. Поэтому и подход их специфический. Они понимают, что их шансы нормально устроиться в Израиле или Америке невелики. Но они также отдают себе отчёт, что и в Одессе резкое изменение жизни им не под силу. 
Анна преподаёт на курсах гидов по еврейской Одессе. Евреев среди ее слушателей нет. Евреи Одессы все в таком возрасте, что о новой карьере экскурсовода им думать не имеет смысла. Надо дожить свою жизнь с тем, что есть, что привычно и наработано. Хотя потенциал еврейского туризма в Одессе очень велик – в первую очередь для израильтян, но еврейских гидов нет и не будет. Этот пример — знаковый, точно описывающий общую ситуацию…
Велвл Верховский, глава одесской «Хевра кадиша» («Похоронное братст­во»): «Таких возможностей, которые сейчас есть у евреев Одессы, никогда раньше, даже до революции, не существовало. Тогда была большая община, но и антисемитская власть, которая где могла, ставила палки в колеса. Сегодня власть не антисемитская, поэтому у евреев есть все возможности – и духовные, и материальные.
Существуют самые разнообразные еврейские учреждения — хейдер, религиозная и нерелигиозная школы, ешивы, еврейский университет. Есть кошерная еда, два ресторана высокого уровня. А в этом году уже и всякие кошерные деликатесы появились – конфеты, печенка на Песах. На религиозные мероприятия приходят сотни людей. Да, действительно, как единое целое община не существует. Ну и что в этом плохого? Пусть расцветают все цветы, все направления и все организации! Если они умеют в самом главном находить общий язык, а это зачастую происходит — ну, так и дай Б-г всем здоровьичка…»
Оптимизм Велвла сменяется пессимизмом, когда он говорит о будущем. Молодежи мало и она уезжает, остаются старики, да и их становится все меньше. Когда 25 лет назад он начал заниматься «Хевра кадиша», в Одессе было по пять еврейских похорон в день. Сегодня — пять в месяц. И не потому, что стали дольше жить или меньше болеть — община резко сократилась. Час­то называют цифру в 30 тысяч человек. По мнению Велвла, на самом деле она намного меньше.
Уровень антисемитизма одесских властей, о котором писал Бабель в начале прошлого века, а я прочувствовал на собственной шкуре в его конце, я проверил, зайдя в штаб-квартиру СБУ Одесской области на улице Еврейской. В свое время здесь располагался областной КГБ, а улица носила, конечно, другое название — социалиста Августа Бебеля. Флаг и вывеска на здании изменились, но внутри все осталось таким же. Вот она — лестница, по которой меня таскали на «беседы», окна, лепнина на потолке, лампы — те же. Но атмосфера — другая. В СБУ меня привел мой одесский друг, ультраортодоксальный еврей. У него есть связи в этой конторе, чего раньше в принципе быть у евреев не могло.
Мы позвонили в архив и, выслушав мою просьбу получить свое дело, сот­рудник архива любезно согласилась проверить его наличие. Через полчаса она перезвонила мне на мобильный телефон и сказала, что дела нет. Я был готов к такому повороту событий.
Другой мой одесский приятель, также имеющий связи в СБУ, за несколько часов до этого свел меня с другой дамой. И та объяснила, что в начале ­1990-х годов большая часть так называемых надзорных дел, то есть дел тех, за кем КГБ следил, но не довел до их осуждения, была уничтожена. В моем случае вероятность уничтожения была почти 100-процентной — уехал в Израиль, зачем хранить? Принцип знакомый — нет человека, нет и дела…
С еще одним то ли принципом, то ли его отрыжкой я столкнулся в Литературном музее. В его прекрасной экспозиции представлены литераторы, имевшие даже самое малое отношение к Одессе. Как знаменитые, так и забытые. Но вот двух имен я не увидел — Жаботинского и Бялика.
Как в одесском литмузее не нашлось места Жаботинскому — единственному, кто написал поэму в прозе о Дерибасовской? Как не нашлось места «еврейскому Пушкину» — Хаиму Бялику? На домах, где они проживали, горсовет Одессы установил мемориальные доски. А в музее для них места не оказалось. Не потому ли, что именно Жаботинский и Бялик были самыми ненавидимыми советской властью еврейскими писателями? И эта инерция все еще властвует в залах литмузея Одессы?
Меня все старались уверить, что это не так, что тут речь идет не об антисемитизме, а о лености, недосмотре и пр. и пр. Но это — комментарии. Факт остается фактом: в Литературном музее Одессы — нынешней, не советской Одессы — о двух гигантах еврейской литературы нет никакого упоминания. Не то что личного стенда — маленькой фотографии. Нет даже групповой фотографии с их участием. Кстати, здание литмузея и многие его залы описаны в книге Жаботинского «Пятеро»…
Я не пропадал все время на семинаре, музее и СБУ. Два с половиной часа на прогулку по городу выкроить все же удалось. Я ходил по улицам и переулочкам, вспоминал великие строки: «печаль моя светла». Вот по этим плиткам из лавы Везувия, которыми когда-то была замощена вся Одесса, я ходил со своим детским садиком гулять к памятнику графу Воронцову (полукупец-полумилорд).
Памятник по-прежнему возвышается на Соборной площади. Вот на этой остановке трамвая я с трехлетним братом-близнецом решили прокатиться самостоятельно и влезли в вагон, оставив нашу мать на мостовой. А вот в этом дворе-колодце, известном теперь всем по фильму «Ликвидация», мы с отцом, задрав головы, звали: «Рива, Рива». Я и сейчас постоял, покричал… Эхо подхватило мои крики, вспугнув голубей. Но окно на пятом этаже не отворилось, и бабушка не махнула рукой: «Поднимайся, я дома…»
В Щепном переулке ко мне подошел какой-то мужик и, улыбнувшись, спросил: «Ностальгия?» Увидев мой недоуменный взгляд, он объяснил: «У меня уже на туристов глаз намётанный, ходят, фотографируют». Логика была безупречной: снимать покосившиеся, ничем не примечательные домишки может только тот, кому они дороги как память о прошедшей молодости. Тут он меня просчитал точно.
Но вот насчёт ностальгии мужик ошибся. Я никогда, ни одну секунду не испытывал её в Израиле. Гуляя в Одессе по местам, где родился и вырос, мне было грустно и легко. Но во мне даже не шевельнулось сожаление, что лучшие 30 лет жизни я, одессит в третьем поколении, провел не в Одессе, а в других приморских городах — Ришон ­ле-Ционе, Тель-Авиве. Я несказанно рад тому, что живу в Израиле, что в нем живут мои дети и внуки. И не готов променять его ни на одно другое место в мире. Даже на родную Одессу…
Давид Шехтер, Израиль
Фотографии автора



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции