Легенды Староновой синагоги в Праге
Специалисты в области средневековой еврейской истории часто обращаются именно к европейским еврейским общинам. Среди них, несомненно, преобладают общины из Испании, Франции, Германии. Ведь именно в этих странах находились крупнейшие и сильнейшие сообщества евреев, в которых жили и учились известные мудрецы. Регион Вормса и Майнца периодически вообще упоминается как эталон еврейской общинной жизни в средневековой Европе. Однако есть еще одна территория, которая незаслуженно остается без внимания, — Чешское королевство.
Многие удивляются, узнав, что старейшая действующая синагога в Европе находится не во Франции или Германии, а именно в Чехии. Это величественное здание из серого камня в Праге последние четыреста лет носит имя Староновой синагоги, или Алтнойшул, но когда-то она называлась проще — Новая, или Великая синагога.
Я хочу рассказать о трех основных легендах, связанных со Староновой синагогой: о ее строительстве, о Големе, а также историю, связанную со Второй мировой войной. Для этого мне придется использовать исторические источники (арабскую литературу путешествий и хроники), а также литературные сочинения (например, Исаака Башевиса Зингера).
Чешское королевство — уникальный регион, на территории которого еврейские общины проживали в особых условиях. Если обратиться к произведению арабского путешественника IX века Абу-аль Касима Убайдаллаха ибн Абдаллаха ибн Хордадбеха «Книга путей и стран», то оказывается, что первыми евреями на чешских землях были купцы-раданиты, обладавшие многочисленными торговыми привилегиями. Раданитам было доверено создание прочных торгово-экономических связей между мусульманскими и христианскими государствами, а их маршруты пролегали от границ Священной Римской империи до Китая. Записки иберийского путешественника еврейского происхождения Ибрагима ибн-Якуба ал-Андалус из Тортосы, побывавшего в восточноевропейских славянских землях спустя почти век после ибн Хордадбеха, сообщают, что в Праге находился едва ли не самый важный для евреев торговый центр. Здесь, сообщает ибн-Якуб, еврейские купцы обменивали привезенные ими византийское золото и восточные пряности на рабов, металлы, зерно, звериные шкуры и пушнину.
Еврейская община в Праге жила достаточно благополучно, и едва ли не единственный погром, зафиксированный в «Богемской хронике», был совершен не местным населением, а проходившим через чешские земли франко-германским войском крестоносцев. Сама община, судя по материалам «Богемской хроники», была весьма зажиточной. Когда после погрома 1096 года евреи в панике бежали в Польшу и Венгрию, королевскому коморнику (должностному лицу, следившему за исполнением судебных решений, а также за поступлением в казну надлежащих денежных средств, в том числе судебных пошлин) было приказано изъять у них «излишки богатства». Изъятое у евреев имущество описывается не иначе, как «денег… сколько не было вынесено и из горящей Трои на Эвбейский берег». Но если это упоминание может казаться преувеличением, продиктованным явным антисемитизмом Козьмы Пражского, то в нескольких других источниках сохранилась информация о том, что, когда был арестован видный пражский еврей Яков Апелла, община предлагала заплатить в казну за его освобождение огромную сумму — три тысячи грошей серебра.
В этих условиях пражская еврейская община росла и развивалась, пользуясь привилегиями, дарованными ей чешскими королями и императорами Священной Римской империи. И именно в Праге была построена Новая синагога — своеобразный символ пражского еврейства и его относительного благополучия.
Первая легенда этой синагоги связана с самим ее строительством. Согласно преданию, синагога была построена королевскими каменщиками из камня, оставшегося после возведения местного христианского храма, причем доставшегося бесплатно, чтобы укрепить отношения между королем и еврейской общиной. Строительство завершилось в 1270 году, что делает Староновую синагогу одним из первых пражских готических зданий, относящихся к памятникам так называемой Пржемысловой готики. Согласно другой легенде, в фундаменте синагоги заложено несколько камней из Иерусалимского храма, которые пражские евреи будут обязаны вернуть в Иерусалим во время прихода Мессии.
Архитектура Староновой синагоги интерпретирует схемы, по которым строились христианские храмы и монастыри. Но повсюду можно встретить отсылки к еврейской культуре и истории — колонны и лепнина украшены изображениями двенадцати виноградных лоз, на каждой из которых висит по двенадцать гроздей, а в каждой грозди — по двенадцать виноградин. Исследователи предполагают, что это не что иное, как отсылка к двенадцати коленам Израилевым. Двенадцать вытянутых готических окон расположены так, чтобы основной поток света был направлен на биму и арон-кодеш. Эта направленность света, как представлялось архитекторам, максимально приближала Староновую синагогу к храму царя Соломона.
В Староновой синагоге сохранились оригинальные деревянные сиденья, расположенные в том же порядке, что и более семисот лет назад. Над некоторыми сиденьями можно увидеть небольшие прямоугольные окошки с отодвигающимися ставнями. За ними скрывается женская галерея, откуда, согласно другой легенде, невесты подглядывали за своими будущими мужьями во время занятий с меламедом.
Считается, что именно в Староновой синагоге сначала обрел жизнь, а затем упокоился пражский Голем. С этой синагогой неразрывно связано имя рабби Лёва бен Бецалеля, также известного как Махараль, крупнейшего галахического авторитета XVI в. Его жизнь пришлась на очень неспокойный для Чехии период — в Богемии и Моравии установилась власть Габсбургской монархии, вместе с которой пришли гонения на евреев и кровавые наветы. Рабби Лёв, которому приписываются различные мистические силы, якобы создал Голема из глины для защиты пражских евреев от погромов. Согласно одной легенде о Големе, тот возрождался из праха каждые 33 года, вставал на защиту евреев, а затем снова обращался в прах. Согласно более распространенной версии легенды, записанной Исааком Башевисом Зингером, Голему хотелось стать настоящим человеком. Последним ударом для рабби Лёва стало желание Голема взять себе жену. Рабби Лёв был в ужасе, и в конце концов он обратил Голема в обездвиженного истукана. Как именно ему это удалось, не могут определиться даже сами пражские евреи — то ли он сумел вытащить свиток с тетраграмматоном изо рта зевавшего Голема, то ли девушка, в которую влюбился Голем, согласилась его напоить, чтобы рабби Лёв сумел стереть с его груди слово «Эмес».
Так или иначе, тело Голема, если верить легендам, хранится на чердаке, ход в который был уничтожен после Второй мировой войны. Уже в ХХ веке появилась новая легенда: якобы нацисты, попытавшиеся вскрыть чердак, чтобы добраться к сокровищам генизы пражского еврейства, пропали без вести. В дальнейшем внутренняя лестница, ведущая на чердак, была уничтожена, а сама синагога осталась нетронутой. Это удивительно, так как по всей остальной Европе, в Чехии в том числе, нацистские войска активно их разрушали.
Староновая синагога, несмотря ни на что, стоит на том же месте, на котором она стояла более семисот лет. Ее фасады, до сих пор считающиеся одними из красивейших среди всех действующих синагог, привлекают внимание прохожих и туристов. Внутри царит атмосфера тишины, умиротворения и мистики, разве что освещение, если верить прочим описаниям, стало гораздо лучше. Рассказать за один раз обо всех особенностях Староновой синагоги невозможно, лучше всего — посетить ее. Прага и Староновая синагога стоят отдельной поездки.
Анна НОВИКОВА, аспирант РГГУ, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!