Дорога к Храму
Поздравление из-за железного занавеса В свое время журналистами на Западе было придумано эффектное выражение «железный занавес», чтобы описать положение советских граждан, которые на долгое время были отгорожены от всего остального мира. И все же выражение «железный занавес» впервые было придумано вовсе не западной прессой. Эти слова встречаются в еврейских религиозных книгах, где сказано, что «даже железный занавес неспособен разделить еврейский народ с их Небесным Отцом». Слова наших молитв проникают сквозь любые занавесы, а вера крушит стальные засовы, и никое препятствие неспособно устоять перед искренним раскаянием. Советский Союз, середина 1980-х годов. Коммунистическая партия все еще ведущая сила общества, а на Перестройку, которая начнется через несколько лет, нет даже намека. А пока что Советский Союз остается «оплотом мира во всем мире» и кажется незыблемым и нерушимым. Только великое провидение Любавичского Ребе могло тогда разглядеть грядущие чудесные перемены: великий Исход советских евреев, массовый возврат оставшихся к своим корням, возрождение еврейской общины новой России, возникшей на обломках старой империи.
Но уже тогда бесстрашные посланники Ребе «шлухим» всеми правдами неправдами под видом туристов и бизнесменов приезжают в Москву, чтобы поддержать местную религиозную жизнь. Их безбожно шмонают на таможне, отбирают религиозную атрибутику и книги, лишают визы, а они все едут и едут, вооружившись благословением своего Ребе и великим принципом, согласно которому: «посланник наделен силой того, кто его послал». Этот тоненький живительный ручеек еврейства никогда не пересыхал.
Вот что рассказывает один посланников Ребе:
«Сегодня поездка в Россию воспринимается почти как служебная командировка. Но когда-то все было иначе. Мой джинсовый костюм и чемодан, набитый для отвода глаз «сникерсами» и всякой прочей чепухой, вряд ли могли в вести в заблуждение наметанный глаз парней из КГБ.
Первый вопрос на таможне, и сразу, как говорится, не в бровь, а в глаз: “Зачем вам столько книг”? Интонация примерно такая: “Конечно, нам прекрасно известно, для чего вам столько книг. Мы в курсе той подрывной деятельности, которую ведут здесь американские раввины. Но все же интересно, как вы будете изворачиваться и что выдумаете на этот раз”.
“Я религиозный человек, — изо всех сил стараюсь быть как можно более убедительным. Получается плохо. — Я пользуюсь всеми этими книгами и комплектами атрибутики. И потом, разве в Советском Союзе религия под запретом”?
Стандартный диалог, роли здесь давно распределены и хорошо разучены, впрочем, как и конечный результат. Конечно, многое отбирали, но что-то все-таки удавалось провозить. Иногда приходилось оставлять свои собственные религиозные принадлежности: ведь «там», в свободном мире, можно будет приобрести новые, а «здесь» они нужней.
По Москве я передвигался, как по линии фронта: незнакомый язык, удивлённые взгляды, странная для глаза советского гражданина внешность «человека с бородой». Естественно, за мной неотступно следовал человек в штатском, поэтому нужно было быть вдвойне осторожным. Ведь «вступать в контакты с местным населением» строго запрещалось. По закону это можно было делать только официально, но «официально» я прибыл с туристическими целями, а еще — навестить могилу моего дедушки.
И вот после всего этого представьте мое изумление, когда однажды в вагоне метро рядом со мной оказывается почти такой же, как я… религиозный еврей! По крайней мере, его внешность не оставляла повода в этом усомниться. Но как будто чтобы развеять все сомнения в довершение ко всему он еще читал «хумаш», т.е. Тору с комментариями РАШИ! Конечно, в Америке, в нью-йоркской подземке этим никого не удивишь, но здесь, в Советском Союзе, за «железным занавесом»!.. Я мысленно пытался сообразить, как к нему обратиться и вообще стоит ли это делать. Но с другой стороны, как упустить такой случай, который посылает сам Всевышний?
И тут он неожиданно обернулся.
«Ксиво-ва-хасимо тойво». – «Хорошего еврейского года»! – «И тебе того же, приятель. Хорошей записи в Книгу жизни»! Теплый взгляд, пара фраз, которыми мы успели обменяться, вот, собственно, и все. Но сколько этим было сказано! Несмотря на мимолетную встречу, расстались мы практически друзьями. “Осторожно, двери закрываются! Следующая станция...” — раздался металлический голос. Двери закрылись, поезд тронулся, а во мне еще долго отдавались эхом его слова».
«Следующая станция»: праздник Рош-га-Шана, за ним — Йом Кипур. Небесный приговор. Закат и развал, казалось, незыблемой твердыни — Советского Союза, крушение того самого пресловутого «железного занавеса». Потом стремительное возрождение российского еврейства. А там уже не за горами и долгожданный приход нашего праведного Избавителя — Мошиаха.
Грехи и заслуги
В принципе, копаться в грехах и искать заслуги — два весьма полезных занятия. Но с одной оговоркой: копаться следует в собственных грехах, а искать заслуги — у других.
Рабби Леви-Ицхак из Бердичева
Ради одного доброго дела
«Душа спускается в этот мир, чтобы провести здесь семьдесят, а то и восемьдесят лет, и все это иногда ради того, чтобы сделать всего одно доброе дело ближнему, как в материальном, или в духовном смысле»
Р. Исроэль Баал Шем Тов
*****
Рабби Исроэль Меир-га-Коэн – «Хофец-Хаим» (1838–1933)
Путь к Древу жизни
Ветры XX столетия стремительно ворвались в еврейское местечко и раскидали его жителей, да так, что многие оказались по разные стороны. Кто-то бросился с головой в омут революции, а кто-то, как его отцы и деды, пошел учиться в ешиву.
И вот однажды, как раз в канун Субботы (когда изучали первую главу Торы — «Берейшит», где описывается Сотворение мира), они встретились: один из выдающихся раввинов своего времени Хофец-Хаим* и бывший студент его ешивы, а ныне молодой комиссар. Хофец-Хаим пожелал ему, как водится, «хорошей Субботы» (агут-шабес), а заодно поинтересовался, готов ли тот выслушать «слова Торы» (диврей-тора), как в прежние времена. Вначале комиссара это смутило, но все же еврейская натура взяла верх. И он не посмел отказать своему учителю.
«Помнишь, — начал свой комментарий Хофец-Хаим, — в главе «Берейшит» рассказывается, как Творец создал «Древо жизни» и поместил его в самом центре Эдемского сада. Понятно, почему в Эдемском саду, но почему именно в центре, а, например, не с краю? Ответ прост: чтобы оно было доступно всем и из любого места к нему было легко добраться — только протяни руку».
«Поэтому, — продолжал Ребе, — кто-то приходит к нему путем изучения Торы, кто-то благодаря своей исключительной богобоязненности, а кто-то, кто лишен первых двух добродетелей, — в награду за добрые дела». Например, такое доброе дело, как накормить голодающих студентов ешивы, у которых нет средств на пропитание».
Комиссар молча выслушал эту речь и ничего не ответил праведнику, только кивнул головой. Но когда закончилась Суббота, к воротам ешивы подъехала телега, груженная мешками с мукой и дровами для учеников. Судя по всему, комиссар хорошо усвоил урок.
___
*Рабби Исроэль Меир-га-Коэн (Хофец-Хаим; 1838–1933) — один из крупнейших раввинов, законоучитель и моралист. Автор комментариев к «Шулхан Арух» — «Мишна Брура», а также ряда других трудов, в том числе «Хофец Хаим» и «Шмират-га-Лашон» по законам запрета злословия.
День 18 Элула, или «Хай-Элул»
Источник жизненных сил на весь год
Эй, товарищ, больше жизни!
18 Элула — светлый и возвышенный день, когда в наш мир спустились души двух светочей еврейской мысли, двух великих праведников и Учителей еврейского народа: рабби Исроэля Баал Шем Това (святого БЕШТа) (1698–1760) и рабби Шнеура Залмана — Алтер Ребе (1745–1812). Символично, что это произошло в один и тот же день недели — 4-й день Творения, когда были созданы «два великих светила».
Баал Шем Тов — основатель хасидского движения, а Алтер Ребе — его гениальный преемник, раскрывший основные идеи нового учения и основавший движение любавичских хасидов (ХаБаД). Алтер Ребе является автором религиозно-философского труда «Лиутей Аморим», или «Тания», о котором так отозвался один из его рецензентов, рабби Зуша из Аниполи: «С книгой «Тания» мы выйдем встречать нашего праведного Мошиаха!»
Хасиды говорят, что «Баал Шем Тов приставил лестницу к небу, а Алтер Ребе научил евреев, как по ней взбираться на самый верх». Как известно, в еврейской традиции число «18» называется «хай» — «жизнь». Учение Баал Шем Това и Алтер Ребе — это источник духовных сил для каждого еврея во всех аспектах служения и в любой жизненной ситуации. Поэтому день «Хай-Элул» — это благодатное время, когда каждый из нас может «запастись» жизненными силами на весь год.
Непростой вопрос
К светлой дате 18-е Элула (Хай-Элул)
Однажды Магид из Межерич (рабейну Дов-Бер, ?–1772) попросил своего ученика и будущего основателя Любавичского движения Алтер Ребе (рабби Шнеура Залмана из Ляд, 1745–1812) об одном одолжении, а взамен пообещал исполнить любую его просьбу. Когда просьба была исполнена, Магид спросил, чего бы хотел услышать от него Алтер Ребе в качестве благодарности. Тогда Алтер Ребе попросил рассказать ему, кем на самом деле был их Учитель — рабби Исроэль Баал Шем Тов (1698–1760).
«Да, — задумчиво произнес Магид. — Непростой вопрос ты задал. Но все же, раз я пообещал, то постараюсь тебе на него ответить. Если бы наш Учитель жил в эпоху мудрецов Мишны (танаим), то был бы одним из самых выдающихся мудрецов своего времени*. А если бы он жил в эпоху Пророков (невиим), то был бы великим пророком. И даже в эпоху Патриархов (авот) он был бы незаурядной личностью».
Позднее, передавая эти слова своему великому внуку Цемах-Цедеку (3-ему Любавичскому Ребе), Алтер Ребе добавил: «Если бы я лично не услышал этого от своего Учителя, то я бы не поверил, что рожденный женщиной (елуд-иша) может достичь такого величия».
___
*Танаи — составители Мишны (II век до н.э. – II век н.э.).
**Патриархи (авот): Авраам, Ицхак и Яков (II тысячелетие до н.э.).
Письмо от Ребе
(22 Менахем-Ав, 5717/1958)
Ни в коем случае не прерывать беременность!
Я был крайне обеспокоен, узнав из письма, что речь идет о том, чтобы прервать беременность (не дай Б-г!)* Безусловно, следует, не мешкая, переговорить с этой женщиной, чтобы убедить ее отказаться от этой мысли.
И пусть (с Б-жьей помощью) беременность завершится благополучно, роды будут легкие, а ребенок — здоровым. Тем более что это предписывает нам наша святая Тора, которая называется «Учением, дарующим жизнь» или «Учением для того, чтобы жить» (торат-хаим)**. А тем, кто следует указаниям Торы, как известно, неизменно сопутствует успех как в материальной, так и в духовной сфере, в том числе в вопросах здоровья и материального благополучия.
С пожеланием добрых вестей! (святая подпись Ребе).
__
*Насколько можно судить из письма Ребе, такие мысли возникли у автора письма в связи с некоторыми возможными осложнениями.
**Это выражение можно интерпретировать, как «Учение для живых». Другими словами: наш мир сотворен лишь ради того, чтобы рождались еврейские дети, которые в будущем будут изучать Тору. Другое объяснение: Тора является источником жизни, и поэтому прерывание беременности идет в разрез с духом и буквой Торы.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!