Дорога к Храму
«В теснине» Мы вступили в траурный период, получивший название «В теснине», или «Бейн-га-мецарим», связанный с трагическими событиями прошлого, прежде всего с разрушением Первого и Второго храмов. Причем главной трагедией мудрецы считают разрушение именно Второго храма, поскольку оно сопровождалось также массовой гибелью среди еврейского населения, что в дальнейшем привело к разрушению Иерусалима, который был «распахан, как поле», и изгнанию основной части народа со своей земли. Это Изгнание стало самым затяжным и тяжелым и продолжается до сих пор.
Но главным поводом для переживаний и покаяний в эти дни является наша собственная вина во всем случившемся — вражда и беспричинная ненависть внутри еврейского народа, что и привело в конечном итоге к столь трагическим последствиям. Об этом мы скорбим во время поста 17 Тамуза и 9 Ава. Поэтому сегодня, чтобы исправить все это, нам стоит осмыслить произошедшее, а для этого следует мысленно вернуться к истокам самой большой национальной трагедии и, в частности, к роли Рима как главного разрушителя и гонителя еврейского народа. И хотя в традиции Рим воспринимается как «империя мирового зла», однако наши мудрецы видят в этом также и высший Б-жественный промысел: Иерусалимский храм пал, но пал от руки Тита — будущего римского императора, Израиль покорился, но покорился ведущей державе Древнего мира.
Ни слова о политике
…Даже добро, которое совершают народы, в основе своей — порочно.
«Мишлей», или «Притчи», 14:34
…Как в наши дни/ вошел водопровод,/ сработанный еще рабами Рима.
Маяковский. «Во весь голос»
Многие века гордый Рим вызывал одновременно трепет и восхищение: величайшая империя, просуществовавшая почти полтора тысячелетия (если учитывать Византию как наследницу Рима), которая положила начало всей западной государственности и цивилизации. Для многих Рим до сих пор остался образцом законности и порядка, примером республики как наиболее оптимального государственного устройства. А величественные творения римской инженерной мысли: Капитолий, Пантеон, Колизей, Форум, знаменитые акведуки, мощенные камнем дороги, дошедшие до наших дней, включая римские бани — термы!.. Все это и многое другое не может не вызывать восхищения.
Но есть и иной взгляд на все достижения Рима, его величие и роль в истории. Мы знаем, что именно жестокий языческий Рим разрушил Второй Иерусалимский храм (70 г.), безжалостно подавил сопротивление Иудеи (в том числе восстание Бар-Кохбы в 135 г.), а потом изгнал наш народ со своей земли, обрекая его на длительное, почти двухтысячелетнее «эдомское» изгнание, которое продолжается сих пор.
По этому поводу в Вавилонском Талмуде (трактат «Шабат», 33) есть поучительная история, как однажды собрались три выдающихся мудреца: рабби Иегуда бен Илай, рабби Йоси и рабби Шимон бар Йохай — великий РАШБИ, автор книги «Зогар». Там же на беду случайно оказался один из его учеников — рабби Иегуда бен Гейрим. Беседу начал рабби Иегуда, который стал прославлять Рим. «Посмотрите, как величественны их деяния! — восторженно заявил он. — Они построили рынки, дороги и мосты, купальни — термы! Они заботятся о своих гражданах и других народах — воистину они заслуживают похвалы!»
Рабби Йоси дипломатично промолчал: хвалить римлян он не хотел, а ругать — опасался. Но тут в беседу вступил РАШБИ, который, как всегда, глядел в суть вещей и не мог позволить себе грешить против истины даже ради собственной безопасности. «На самом деле все, что делают римляне, — возразил он, — они делают лишь ради собственной выгоды и укрепления своей власти. Рынки — чтобы зарабатывать на налогах, мосты и дороги — чтобы быстрее перемещать свои легионы, покорять другие народы и подавлять восстания (в том числе и в Иудее), а бани — для наслаждения и разврата». Недаром сказано в Писании (14:34): «…Даже добро, которое совершают народы, — порочно». Запомним эту оценку, которую дал один из величайших мудрецов Израиля, автор сочинения «Зогар», в котором изложены сокровенные тайны Торы, — она нам еще пригодится.
Когда содержание беседы дошло до римских властей, они постановили: пусть рабби Иегуда бен Илай, который прославлял Рим, будет первым оратором (рош-га-медабрим) в любом собрании. Рабби Йоси за недостаточно восторженный образ мыслей предстоит отправиться в изгнание в город Ципори. А вот рабби Шимон за свои крамольные речи заслуживает смертной казни! Узнав об этом, рабби Шимон со своим сыном рабби Элазаром вынуждены были спасаться бегством и двенадцать лет провели в пещере на севере страны, в Галилее. Там им и были открыты сокровенные тайны и Б-жественная мудрость, которые легли в основу книги «Зогар». Как говорится, нет худа без добра, но это уже другая история.
Голос Якова и руки Эсава
И сказал Господь ей: два народа во чреве твоем, и две нации из утробы твоей разойдутся. И один народ над другим народом возобладает, и старший будет служить младшему.
«Берейшит», или «Бытие», 25:23
На самом деле этот древний конфликт между Римом и Израилем возник неслучайно — он был предопределен еще в эпоху наших Патриархов, когда будущие наследники нашего праотца Ицхака сталкивались в утробе их матери Ривки, как сказано (25:22): «И толкались сыновья в утробе ее, и она сказала: если так — то зачем же я, и пошла спросить Господа». Тогда же Ривке было предсказано, что двум ее сыновьям предстоит поделить «наследие двух миров». Ведь от нее и Ицхака происходят не просто два брата-близнеца — Эсав-Эдом и Яков, а две нации и два великих царства, каждое из которых в будущем будет претендовать на мировое лидерство. Потому они обречены враждовать и соперничать между собой, как сказано (25:23): «И сказал Господь ей: два народа в чреве твоем, и две нации из утробы твоей разойдутся. И один народ над другим народом возобладает, и старший будет служить младшему».
В связи с этим существует непреложное правило, сформулированное еще самим РАШБИ, которое гласит: «Эсав всегда ненавидит Якова и всюду видит в нем своего соперника». Поэтому в дальнейшем именно Рим, преемник Эдома, отомстил Якову — народу Израиля за свои прошлые унижения, разрушив Храм и изгнав евреев со своей земли. Но причина этой вражды — не просто банальная месть и желание взять исторический реванш. На самом деле суть конфликта глубже и заключается в ответе на вопрос: кто на самом деле достоин того, чтобы править этим миром? Кто является истинным проводником воли Творца на земле?
«Руки Эсава», грубая сила, власть и деньги, или «голос Якова» — сила духа, которая находит свое выражение в словах Торы и молитвы. Это и составляет основное достоинство Якова — еврейского народа, как сказано (27:22): «…И ощупал Ицхак его и сказал: голос — голос Якова, а руки — руки Эсава». Очевидно, что этот конфликт продолжается и сегодня. И более того, он будет еще больше обостряться по мере нашего приближения к эпохе Мошиаха.
Пан-Америка
«Тогда Я обращусь к народам ясным языком …и служить Ему всем вместе»
(Цефанья, 3:9)
Но вернемся к нашим временам. Великий Рим не просто стремился к могуществу и власти, он претендовал на роль мирового гегемона и, более того, видел в этом свою историческую миссию. Недаром римляне установили свой порядок на всей подконтрольной им территории — «Римский мир» (Pax Romana), в основе которого был девиз: «Рим превыше всего!» Потом этот лозунг был заимствован нацистской Германией: «Германия, или Третий рейх, превыше всего!» А после событий Майдана в качестве пародии на Германию 1930-х годов его взяла на вооружение и современная Украина: «Україна понад усе!» («Украина превыше всего!»).
Но сегодня мы видим другое государство, которое полагает себя политическим и идейным наследником Древнего Рима и также претендует на мировое господство, чтобы установить свою власть и свой порядок в мире, — это Соединенные Штаты Америки. Неслучайно США во многом скопировали римскую государственную систему и возвели, подобно Риму, свой Капитолий как символ власти и могущества, в котором заседает высший законодательный орган, подобный римскому, — конгресс. А также выбрали в качестве государственного символа римского орла.
Представление американцев о себе как об исключительной нации уходит корнями в эпоху становления американской государственности, во времена первых переселенцев — «отцов-пилигримов» и принятия Конституции США, и до сих пор вера в свою исключительность остается основной американской мечтой и главной национальной идеей.
Предельно откровенно эту американскую мечту в свое время сформулировала бывший кандидат в президенты от демократов Хиллари Клинтон на одном из предвыборных митингов. По ее словам, США являются незаменимой страной для всего мира. И хотя «может быть, кто-то не хочет этого слышать, но это не значит, что это не так». Ее предшественник заявлял примерно то же самое: «На мировой арене Америка всегда должна вести всех за собой. Если мы не возьмем на себя эту роль, то ее возьмет кто-то другой».
И все же не будем забывать, что великий Рим, который в свое время исповедовал ту же нехитрую философию и тоже считал себя центром мира, пал, а покоренный им и обескровленный еврейский народ до сих пор жив. Сегодня мы видим, как гордая Иудея спустя много веков сумела возродиться на своем исконном месте и восстановить свою государственность. И также мы помним слова великого РАШБИ, который своим мудрым взором всегда проникал в суть явлений. Поэтому, следуя истине, он не побоялся заявить в период наибольшего могущества Рима: «Все, что ни делают, — они делают лишь ради собственной выгоды. И даже то добро, которое они якобы творят, порочно в своей основе». Все это можно в полной мере отнести к современному «Риму» — ведь его природа, как и всех прочих творений, определяется Торой и остается неизменной.
И так будет, пока не придет праведный правитель (мелех-га-мошиах), далекий потомок царя Давида, и не установит истинный мир и справедливый порядок для всех народов на основе законов Торы и веры в единого Творца, как сказано (Цефанья, 3:9): «Тогда Я обращусь к народам ясным языком… и служить Ему всем вместе». Скоро, уже в эти дни!
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!