Не оставляйте стараний, маэстро!

 Беседовал Леонид ГОМБЕРГ, Россия
 7 июля 2017
 3001

Дмитрий Богданов: «В 1980-м Берковский пригласил меня вместе с моей молодой женой Татьяной провести отпуск на турбазе Академии наук в Прибалтике. Это была незабываемая поездка. Оказаться в компании с такими людьми, как Булат Окуджава, Зиновий Гердт, режиссер Валерий Фокин, Татьяна и Сергей Никитины, было выше всяких мечтаний!..»

Мой собеседник — известный московский бард Дмитрий Богданов, математик-программист Института системного анализа РАН, в течение 25 лет работавший рядом с Виктором Берковским, исполняя песни в дуэте с ним, в составе трио, а также с ансамблем проекта «Песни нашего века».
Кажется, о Маэстро он знает все. Или почти все…
«Прозвище «Маэстро» приклеилось к Берковскому до моего прихода в его ансамбль. Ему оно нравилось, и звучало вполне логично и органично: с одной стороны — явный пиетет перед классиком, а с другой — некоторая пародийность, жаргон: имя-отчество при обращении отбрасывались, получалось вроде как в шутку».

– Дмитрий, как вы познакомились с Виктором Семёновичем?
– На Московском конкурсе авторской песни в 1978-м я спел новую на тот момент песню Берковского «Дом в Кривоникольском переулке» на стихи Николая Новикова. Жюри оценило мое исполнение, а Виктор Семенович как председатель жюри вручил мне первую премию. При этом он сказал мне несколько теплых слов. Позже Берковский иногда приглашал к участию в своих выступлениях ансамбль «Скай», сформировавшийся на базе агитбригады биофака МГУ. Я был участником этого ансамбля. В 1980-м Берковский пригласил меня вместе с моей молодой женой Татьяной провести отпуск на турбазе Академии наук в Прибалтике. Это была незабываемая поездка. Оказаться в компании с такими людьми, как Булат Окуджава, Зиновий Гердт, режиссер Валерий Фокин, Татьяна и Сергей Никитины, было выше всяких мечтаний! Там же мы с Маэстро дали первый сольный концерт нашего дуэта для отдыхающих «физиков и лириков».
– К тому времени Берковский был уже весьма популярен. А как он начинал?
– Сначала Берковский лишь писал песни, которые пели другие, но сам выступал мало. Пел в компаниях, иногда молодежных кафе под аккомпанемент молодых самодеятельных музыкантов-джазменов. Так продолжалось до тех пор, пока рядом не появился Сергей Никитин, уже достаточно известный исполнитель, который заставил петь и Берковского. Первые концерты Виктора Берковского прошли при активном участии Татьяны и Сергея Никитиных. Маэстро вошел во вкус, ему захотелось большей самостоятельности, и он создал собственное трио с участием Гали Бочкиной и Дмитрия Дихтера, которого впоследствии заменил я. С 1981 года мы работали втроем, пока Галя не уехала в Америку, и мы не остались вдвоем с Берковским.
– Какими были самые яркие страницы в творческой биографии Берковского, в которых и вы принимали участие?
– Любое мероприятие с участием Берковского всегда было ярким. Необычайной энергетики человек! Иногда он казался сибаритом, засыпающим буквально во время разговора, но потом вдруг следовал мощнейший взрыв энергии. Вспоминаю вечера Давида Самойлова в Октябрьском зале Дома Союзов или в Концертном зале имени Чайковского. Обычно поэт один-два раза в год приезжал из Пярну, где он жил в то время, и выступал в Москве. Думаю, для Берковского это было важно: Самойлов просил нас открыть программу, и как увертюру к вечеру мы пели «Сороковые роковые».
– Виктор Берковский был не только известным бардом, но и маститым ученым. Как это в нем сочеталось?
– Эти две линии своей судьбы он всегда разделял. Берковский был профессором Московского института стали и сплавов (МИСиС), занимался теорией обработки металлов давлением. У него было несколько изобретений в этой области, которыми он гордился. Много работал со студентами и аспирантами. С песнями на сцене своего родного института Маэстро выступать не любил. Удалось уговорить его только в связи с юбилеем знаменитого хора МИСиС, да еще несколько раз на благотворительных вечерах или на юбилеях выпускников.
– Как складывалась его семейная жизнь?
– Он обрел истинное счастье уже в довольно зрелом возрасте. Берковский познакомился со своей будущей женой Маргаритой в 1980-м на Гауе во время той памятной поездки, о которой я уже говорил.

Виктор Берковский вспоминал: «Летом 1980 года я ощущал себя свободным, как птица. И с этим ощущением я поехал в Прибалтику на базу отдыха Московского дома ученых. Кто-то из моих друзей привез с собой свою племянницу Маргариту. Первое, что сделал, когда увидел ее, — влюбился! И настал конец моей свободе».

– Известно, что у Берковского было много друзей. А каким он был в дружбе?
– Другом он был замечательным. Берковский обладал особым магнетизмом, который притягивал к нему людей. Невозможно было не участвовать в его проблемах. И, соответственно, он участвовал в твоей жизни. Друзей у него была бездна, в том числе и среди людей творческих. Его талант ценили многие. У него были очень близкие отношения с поэтом Юрием Левитанским. Среди мэтров авторской песни сложилась, как ее называли, «могучая кучка»: Татьяна и Сергей Никитины, Виктор Берковский, Дмитрий Сухарев, Юрий Визбор, Александр Дулов. Берковский любил общение, любил все делать вместе. Не зря же он начал петь и сочинять вместе с Никитиным. Среди его друзей были и космонавты Владимир Соловьев, Валерий Рюмин и Елена Кондакова, вице-президент РКК «Энергия» им. Королева Аркадий Мартыновский и другие. Это наследство досталось от Визбора, который ввел его в «звездную компанию». Космонавт-врач Олег Атьков всегда помогал Берковскому в лечении его болезней, особенно в последние годы, когда Маэстро серьезно болел. Прежде Берковский вместе с Визбором не раз ездил в ЦУП для связи с космонавтами на орбите. Однажды и мне довелось принять участие вместе с Маэстро в таком сеансе связи.
– Один из самых известных проектов Берковского, «Песни нашего века», жив и поныне. А как это начиналось?
– В шутку я иногда говорю, что считаю себя причастным к возникновению этого проекта. Я уехал работать в Америку. А тут приблизилось 20 июня: каждый год в этот день проходит вечер памяти Юрия Визбора. Берковский должен был выступать. Но с кем? И тогда вместо меня он собрал целый хор. Они спели несколько песен и ощутили удовольствие от совместного исполнения. Первым озвучил идею Георгий Васильев в 1997-м. А через год уже вышел первый диск. 20 лет назад вместе собрались 12 человек, люди все творческие, у каждого свое мнение. И тогда Берковскому и Никитину предложили встать у руля. Первые два диска записаны под их совместным художественным руководством. Берковский до конца жизни дорожил этим проектом. Всего за эти годы мы выпустили девять дисков, шесть из них — под руководством Виктора Семеновича. Шестой диск — песни самого Маэстро, но он вышел в свет после его ухода.
– Многие считают, что Берковский не был обычным бардом. Его песни исполняли профессиональные музыканты, его мелодии запоминались и быстро уходили в народ. Было ли у него музыкальное образование?
– Нет. Но когда Берковский понял, что ему нужна музыкальная грамота, он, будучи уже взрослым человеком, пошел в музыкальную школу и учился там рядом с детьми. Отчасти ему это помогло. Иногда он на клавиатуре подбирал мелодию. Гитарные аккорды ему показал Никитин, а потом он пытался придумать даже какие-то свои. Маэстро был композитором от Б-га. Он вдруг слышал мелодию и чувствовал, как она должна звучать в гармонии…

Песни Берковского не просто живы сегодня, они стали классикой авторской песни, их исполняют многие, не только на сцене или по радио, но и во время традиционных застолий на кухне, в походах у костра и на поэтических вечерах. Каждый год 13 июля на даче у Маргариты Берковской проходит вечер памяти Маэстро. Там собираются его друзья. Его песни поет уже третье поколение наших сограждан.
Беседовал Леонид ГОМБЕРГ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции