Авраам и идолы

 Михаил Горелик
 31 мая 2017
 3869

Продолжаю знакомить вас с историями об Аврааме, рассказанными в мидрашах. Вообще говоря, они хорошо известны, даже хрестоматийны, но определенно относятся к тому роду рассказов, которые приятно повторить еще и еще раз.  Здесь опять появляется отец Авраама Терах. В некоторых мидрашах он предстает как командующий армией Нимрода. Здесь его социальная роль много скромнее: он всего лишь изготовитель идолов и базарный торговец опиумом для народа. Смысл этой новой социальной диспозиции – показать, в какой неблагоприятной среде рос Авраам; казалось бы, в силу воспитания он обречен пойти по пути своего отца, однако же выбрал иной путь и смог преодолеть устоявшиеся предрассудки. Вопреки пословице, яблоко порой падает ох как далеко от яблоньки. 

Терах занимался изготовлением идолов, которыми торговал на базаре. Однажды он поручил продажу своего товара Аврааму. Подходит на базаре человек к Аврааму и спрашивает:
– Не найдется ли для меня подходящего бога?
– А тебе какого надо? — спрашивает Авраам.
– Видишь ли, — отвечает тот, — я богатырь и хотел бы приобрести себе бога-богатыря.
Авраам снял истукана, помещавшегося выше остальных, и говорит:
– Вот этот самый для тебя подходящий.
– Но разве он богатырь?
– Глупец! — отвечает Авраам. — Уж таков искони порядок среди идолов: который поставлен выше остальных, тот богатырем и слывет.
Когда этот человек собирался уходить со своей покупкой, Авраам остановил его вопросом:
– Скажи, сколько тебе лет?
– Семьдесят.
– И тебе, прожившему на свете семьдесят лет, не стыдно воздавать божеские почести идолу, сделанному день назад?
Покупатель с презрением бросает идола, берет обратно деньги и уходит.
Текст, исполненный большого сарказма, своего рода памфлет, а вот дальнейшее развитие сюжета: Авраам продолжает заниматься торговлей, причем столь же успешно.

Подошла женщина и передала ­Аврааму, в дар идолам, полную миску тонкопросеянной муки. Взял Авраам палку, разбил всех идолов, кроме одного, самого крупного, которому и вложил в руки палку.
Приходит отец и спрашивает:
– Как это произошло? Кто это сделал?
– Расскажу,— отвечает Авраам, — ничего от тебя не скрывая. Дело было так: принесла женщина миску с мукою и просит принести в жертву идолам. Стал я совершать, как следует, жертвоприношение, а идолы и завели спор между собою. Один кричит: «Я хочу поесть раньше», а другой: «Нет, я раньше!» Но тут встал самый крупный идол и — видишь — разбил все.
– Но ты издеваешься надо мною! – закричал отец. – Разве способны эти…
– Да? Так вдумайся же сам, отец, в слова свои…

Согласно одному из рассказов, пока Терах размышлял над словами своими, над словами сына и, надо полагать, мысленно подсчитывал убытки, его сын расколошматил и оставшегося идола — чтобы тот не скучал в одиночестве.
Оба эти фрагмента очевидным образом апеллируют к 115-му псалму (4–7). Красивый пример литературной взаимосвязи, причем, что интересно, текст мидраша, повествующий об Аврааме, инспирирован текстом Танаха, не имеющим никакого отношения к Аврааму.

Идолы их — серебро и золото, дело рук человеческих. 
Рот у них, а не говорят, 
Глаза у них, а не видят, 
Уши у них, а не слышат, 
Нос у них, а не обоняют,
Руки у них, а не осязают, 
Ноги у них, а не ходят, 
Не издают звука горлом своим. 
Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. 

Я цитирую здесь перевод Йосифона, правда, по-иному структурирую текст, чтобы акцентировать его поэтическую природу. Это такой классический образец танахической поэзии.
О том, что произошло после избиения идолов, я расскажу в следующей серии своего бесконечного мидрашистского сериала. А впрочем, для затравки. Терах был хорошим гражданином: гражданский долг был для него больше отцовской любви — вот он и потащил сына на суд к царю Нимроду. Такой инвертированный Павлик Морозов. А не замай идолов! Идолы были национальной идеей и государственной идеологией. Кроме того, парень разрушил папин бизнес. Нанес удар не только по идолам — ударил папу по карману и по репутации. Простить это было трудно.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:

  • 5 июля 2022

    Владимир

    Сancel culture, культура отмены - главная идея вселенского Скульптора. Совершенство - достигается путем отсекания лишнего от всего целого. И, вплоть до самого нуля, нет никакого предела обрезанию, как нет и предела совершенства.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции