Легенда о любви

 Майя ФОЛКИНШТЕЙН, Россия
 31 мая 2017
 1868

В издательстве «ГИТИС» выпустили книгу о Камерном театре. Причем, что отрадно, сделали это солидным для нынешнего дня тиражом в две тысячи экземпляров. Идея настоящего сборника принадлежала Марине Хмельницкой, дочери одного из ведущих артистов Камерного театра Юлия Осиповича Хмельницкого, и Нине Станиславовне Сухоцкой, актрисе, режиссеру, педагогу, племяннице примы труппы Камерного Алисы Георгиевны Коонен.

Причем, что отрадно, сделали это солидным для нынешнего дня тиражом в две тысячи экземпляров и не дожидаясь никакого специального информационного повода. При этом следуя исключительно велению долга перед теми, кто мечтал о данном событии, немало сделал для осуществления задуманного, но до реализации своих планов не дожил. Идея настоящего сборника принадлежала Марине Хмельницкой, дочери одного из ведущих артистов Камерного театра Юлия Осиповича Хмельницкого, и Нине Станиславовне Сухоцкой, актрисе, режиссеру, педагогу, племяннице примы труппы Камерного Алисы Георгиевны Коонен.
Сухоцкая, согласно информации, содержащейся в прологе, который принадлежит перу Сергея Николаевича, в течение долгих лет работала над книгой, посвященной Камерному театру. Книга эта, увы, так и не увидела свет. Но материалы, собранные Сухоцкой и Сергеем Николаевичем, к счастью, не пропали, став одной из частей гитисовской новинки.
Собственно, эти тексты, написанные людьми разных театральных профессий, ее и открывают. И роднит их восхищение талантом основателя Камерного театра Александра Яковлевича Таирова, создавшего свое направление в режиссуре. Свой оригинальный стиль, ориентированный на синтез жанров — от драмы до оперетты, от буффонады до пантомимы…
По наблюдению неоднократно сотрудничавшего с Таировым сценографа, живописца Вадима Рындина, это был особый мир, где актеры органично жили, двигались, говорили, мир, в котором превыше всего ценилась образность. Вероятно, по этой причине многие, однажды соприкоснувшиеся с сочиненной Таировым необычной реальностью, превращались в ее добровольных пленников. И навсегда сохраняли в душе мельчайшие детали таировских спектаклей, покорявших мастерским сочетанием совершенной формы и тонкого психологизма, где по праву царила супруга и муза режиссера Алиса Коонен: расиновская Федра и Комиссар в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского, Адриенна Лекуврер из одноименной постановки по пьесе Э. Скриба и Эмма Бовари из театральной версии романа Г. Флобера…
Об Адриенне и Эмме на страницах книги упоминается наиболее часто. Рассказ каждого, кто обращался к теме самобытных созданий Алисы Коонен, невероятно подробен. И это позволило нам виртуально приобщиться к этому артистическому волшебству. А воспоминания о последнем представлении «Адриенны Лекуврер» — ощутить наэлектризованную до предела атмосферу того вечера, обернувшегося финальным аккордом Камерного театра. Аккордом величественным и печальным. «Концом большого художника — Александра Таирова», который, как считал композитор, автор музыки к «Мадам Бовари» Дмитрий Кабалевский, находился накануне нового взлета, будучи вдохновленным замыслом постановки трагедийно-героического спектакля «Верность» по произведению О. Берггольц.
Кабалевский же завершил свой монолог выражением признательности Таирову за все его режиссерские свершения. И это наверняка мог бы повторить каждый, кто был причастен в течение тридцати пяти лет к Камерному театру, ведомому Александром Яковлевичем. В их числе — искусствовед Марина Лентулова, режиссер Лев Михайлов, артисты Владимир Кенигсон и Вадим Медведев, Анна Никритина и Лидия Смирнова. 
И — сама Фаина Раневская (чей дебют в Москве состоялся как раз на подмостках Камерного театра в роли Зинки в спектакле «Патетическая соната»), обратившая внимание на человеческие качества Таирова, из которых особенно дорогой ей показалась способность Александра Яковлевича вселить в исполнителя веру в свои силы.
Об уважительно-благоговейном отношении Таирова к актерам напомнила и актриса Мария Подгурская. В такой благородной позиции не было ничего удивительного, если учесть, что Александр Яковлевич сам начинал свой путь в искусстве на артистическом поприще. И, как следствие этого, знал театр до мелочей, осознавая, насколько нелегок труд всех, кто его создает, — от актеров до служащих технических цехов, которых в Камерном театре отличал профессионализм самого высокого уровня.
В книге о Камерном театре мы неоднократно найдем свидетельства современников о редких свойствах характера Таирова. И убедимся в том, что Александр Яковлевич принадлежал к почти исчезнувшей категории истинных интеллигентов, безгранично увлеченных своим делом, готовых ради достижения высоких художественных результатов преодолеть множество преград, но не умевших бороться с грубостью и бескультурьем. Со всем тем, что отличало безжалостную государственную машину, ликвидировавшую Камерный театр в 1949-м. И это стало причиной скорой кончины режиссера в 1950-м.
О той трагедии мы знаем немало. Но сталкиваться с ее обстоятельствами в очередной раз все равно больно. Причиной тому — присутствующие в недавно вышедшей книге о Камерном театре новые нюансы, располагающие к возникновению в читательском сознании некоей смысловой дилеммы. С одной стороны, понимаешь, что изрядная доля вины за случившееся лежит на тогдашней власти с ее стремлением подвести все театральные коллективы страны под единый заурядный знаменатель. Но с другой — зачастую задумываешься и об ответственности самих артистов за закрытие театра. Ведь они не попытались не то что защитить, а элементарно поддержать своего руководителя, которого едва ли не единогласно предали (к слову, в похожей ситуации несколько лет спустя оказались коллеги Таирова, режиссеры Андрей Лобанов в Ермоловском театре и Алексей Попов в ЦТСА, Александр Дунаев в том же ЦТСА и Театре на Малой Бронной, а совсем недавно — Сергей Яшин в Театре имени Н.В. Гоголя, Сергей Арцибашев в «Маяковке» и Юрий Любимов на «Таганке»)...
На предательстве коллектива настаивал и актер, режиссер Юлий Хмельницкий в своих интереснейших «Записках». Объединенных под этим скромным названием изящных эссе, погрузивших читателей не только в историю Камерного театра и биографии его артистов (из которых крупным планом и с особенной, теплой интонацией Хмельницкий подал блистательную и горестную судьбу Николая Церетелли), но и в донельзя пестрое пространство заметных московских премьер 1920-х годов. И — познакомивших нас с процессом обучения в студии при Камерном театре, информацию о котором дополнили печатные реплики ее воспитанников, завершающие книгу.
Этот раздел подготовил режиссер Дома актера Павел Тихомиров, по мнению которого все имевшиеся в его распоряжении отклики о Камерном театре справедливости ради были достойны публикации. Даже те, что далеки от безоговорочной восторженности. Поначалу этому внутренне сопротивляешься, как всякому атрибуту сегодняшней мемуарной литературы с ее не слишком приятной тенденцией непременно бросить тень на знаменитых персон. Но потом, как ни странно, в решении Тихомирова видишь определенную пользу.
Все-таки именно проявления негатива подтверждают возникшее ранее ощущение, что в принципе разрушить Камерный театр действительно было не так уж и сложно, раз и самих студийцев нет-нет, да и подтачивал червь сомнения в незыблемости авторитета Таирова. Так, к примеру, Майя Ивашкевич отказала Александру Яковлевичу и преподававшим в студии актерам в педагогическом даре, заметив, что театру их учили, но системных знаний не давали. Вдобавок в письме одного из участников гастрольной поездки Камерного театра в Таллин, датированном 14 августа 1948-го и адресованном студийке Мире Пистоляке, содержались выражения не самого лестного толка о возрастном несоответствии Алисы Коонен и ее героинь. Находим здесь и упреки Александру Таирову, не желавшему ради общего дела отступиться от своих воззрений на театр и от заботы об актерских перспективах Коонен…
Читаешь это и еще сильнее проникаешься состраданием и симпатией к этому большому режиссеру и большому человеку, сумевшему несмотря ни на что остаться самим собой, сохранить верность своему творческому кредо и глубокому рыцарскому чувству к любимой женщине. Наверное, поэтому легенда Александра Таирова вряд ли когда-нибудь перестанет волновать умы и сердца эмоционально восприимчивых к подобным явлениям театралов.
Майя ФОЛКИНШТЕЙН, Россия
Фотографии из архива Камерного театра предоставлены заведующей музеем Театра имени А.С. Пушкина Викторией Лебедевой.
_____
* Камерный театр. Книга воспоминаний. Сост., науч. ред. А.Я. Филиппова. М.: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2016. — 326 с., ил.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции