Мост с разносторонним движением

 Фрэдди ЗОРИН, Израиль
 31 мая 2017
 1956

Жизнь царя Давида овеяна легендами и многочисленными порочащими царедворца слухами. Кем же был на самом деле царь народа Израиля, правивший 40 лет сначала Иудеей, а затем Объединенным царством Иудеи и Израиля со столицей в Иерусалиме? Пастухом или главарем банды, преступником или музыкантом, тираном или прогрессивным монархом?...

Для завтра возвращаясь во вчера
Израильский театр «Гешер», основанный репатриантами из бывшего СССР и ставший лауреатом Государственной премии Израиля, продолжает радовать своих почитателей новыми творческими удачами. Стоит напомнить: премьерой его открытия в 1991 году стал спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда в переводе Иосифа Бродского — своеобразное видение событий, описанных Уильямом Шекспиром в «Гамлете». Шекспировскими страстями наполнена одна из новых работ «Гешера» — спектакль «Книга царя Давида» по роману немецкого писателя Стефана Гейма*, литератора еврейского происхождения, автора исторических романов — бестселлеров.
Жизнь царя Давида овеяна легендами и многочисленными порочащими царедворца слухами. Новый правитель царь Соломон приглашает к себе во дворец историка Эйтана, сына Гошайи, и приказывает ему написать книгу о своем отце, царе Давиде. Кем же был он на самом деле, царь народа Израиля, правивший 40 лет сначала Иудеей, а затем Объединенным царством Иудеи и Израиля со столицей в Иерусалиме? Пастухом или главарем банды, преступником или музыкантом, тираном или прогрессивным монархом? Как разобраться в этом, каким представить царя Давида будущим поколениям? Вспоминается четверостишье: «Жизнь коротка, но в ней —/Посмертный приговор./ Куда ее длинней/ И слава, и позор».
Историк Эйтан, скромный человек и наивный интеллектуал, будучи призванным царем Соломоном, сталкивается с царским двором, полным интриг. Его работа по сбору материалов для книги превращается в опасное, полное неожиданных поворотов путешествие по коридорам власти. Как оставаться беспристрастным историком, чистым перед собственной совестью, когда понимаешь: твоя правдивость заказчику не нужна? Как заслушивать показания свидетелей, сознавая, что их боль и страдания не будут услышаны? Смириться ли с судьбой и стать безропотным исполнителем царской воли или бросить вызов правителю? Эйтан в поисках истины бросает свой вызов. И получает наказание: его обрекают на забвение, запрещая упоминать имя несговорчивого и непокорного сына Гошайи.
Подобный вердикт был вынесен Герострату, который, желая войти в историю, сжег знаменитый храм Артемиды в городе Эфесе. «Вина» Эйтана в ином: в отказе изготовить для современников и для потомков кривые зеркала, чтобы в них отражались дела минувших дней. Спектакль поднимает вечную тему переписывания истории победителем. Это захватывающий рассказ о маленьких людях, которых перемалывают жернова политической системы. Библейский мир восстает на сцене из пепла в назидание нынешним и будущим поколениям. В спектакле участвует большая слаженная команда, раскрывающая режиссерский замысел: Алон Фридман, Дорон Тавори, Гилад Клеттер, Мики Леон, Юваль Янай, Борис Аханов и другие. Поставил спектакль художественный руководить театра «Гешер» Евгений Арье. Как отмечается в газете «Едиот ахронот», «”Книга царя Давида” — это хорошо сделанный спектакль, побуждающий к переосмыслению ветхозаветной истории и размышляющий об ощутимом влиянии прошлого на современность». Стоит добавить: это поразительная смесь конформизма и бунтарства, веры и цинизма, простодушия и мудрости. Происходящее в сценическом пространстве четко проецируется на любого правителя, становящегося на путь деспотии и тирании.

На сцене — российские знаменитости
В «Гешер» публика приходит не только на спектакли. Его название переводится с иврита на русский язык как «мост». И это мост с разносторонним движением. Одним из направлений стало творческое сотрудничество театра с продюсерским центром «Маво продакшн ЛТД». «Гешер» предоставил свою базовую сценическую площадку — зал «Нога» в Тель-Авиве. Центр «Маво» организует там выступления известных деятелей российской культуры. В минувшем году гостями Израиля стали легендарный художник-мультипликатор Юрий Норштейн, лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич, актриса театра и кино Чулпан Хаматова, публицист Александр Невзоров, режиссер Александр Сокуров, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В новом сезоне продюсерский центр «Маво» продолжает реализацию этой программы, завоевавшей популярность у зрителей и слушателей, теперь уже в рамках проекта «ЛАЙВ ТАЛК». Его участники — телеведущий Леонид Парфенов, сценарист, драматург, режиссер и актер Гарри Бардин, политолог и публицист Станислав Белковский.
Следом за ними в Израиль впервые прилетел с лекцией «Я сегодня в моде» Александр Васильев, всемирно известный театральный художник, дизайнер интерьеров, искусствовед, историк моды, коллекционер и ведущий программы «Модный приговор» на Первом канале российского ТВ. Васильев создает декорации для опер, театральных постановок, фильмов и балетов. В 2016 году его театральные эскизы были признаны национальным достоянием России и вошли в фонд Министерства культуры Российской Федерации.
В качестве приглашенного профессора по истории моды и сценического дизайна Васильев читает лекции на четырех языках во многих городах мира. Он — обладатель одной из самых больших частных коллекций костюмов 
XVIII–XXI веков. Александр Васильев — автор более 30 книг. К своему выступлению он подготовил слайд-шоу и, снабдив свою лекцию порцией мягкого юмора, три часа рассказывал о стиле и современных веяниях в моде — женской и мужской, с проекцией на израильские реалии.
Кроме того, Васильев уделил время ответам на многочисленные вопросы из зала. Историк моды предложил подготовить выставку в одном из израильских музеев. Он поблагодарил еврейский народ за его достойный вклад в русскую культуру, что вызвало бурные аплодисменты зала. Эстафету в рамках проекта «ЛАЙВ ТАЛК» принял тележурналист, публицист, историк, преподаватель Николай Сванидзе, чья лекция была посвящена столетию Октябрьской революции 1917 года и ее урокам. Известный кинорежиссер Павел Лунгин провел премьерный показ своего нового фильма «Дама пик». Планируется выступление Ирины Антоновой, в прошлом — директора Государственного музея им. А.С. Пушкина в Москве. Ныне она — почетный президент этого музея. 
Продолжение, как говорится, следует. И вот что важно подчеркнуть: эти творческие встречи позволяют репатриантам из бывшего СССР и СНГ лучше понять, что происходит в политической, общественной и культурной жизни современной России, ощутить, куда дуют ветры происходящих перемен. И это тоже своего рода мосты, причем не сожженные.
Фрэдди ЗОРИН, Израиль
__
* В 1933 году с приходом нацистов к власти Гейм бежал из Германии в США. В ­1952-м вернулся в ГДР; обладатель Иерусалимской литературной премии. Скончался в возрасте 88 лет в Израиле, похоронен на Еврейском кладбище в Берлине.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции