ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Раввин Довид Карпов
24 июля 2007
3055
Недельные главы
Глава «Шмот»
«Вот имена»
«И сделали также
египетские жрецы»
(«Шмот», или «Исход», 7:22)
Речь идет о первой «казни», когда вода в реке Нил по мановению жезла Моше превратилась в кровь. Оказалось, что для египетских жрецов подобное «чудо»: пустить реки крови не составляет труда.
(Рабби Ицхак из Воложина)
В связи с этим комментарием вспоминается один эпизод, который произошел примерно год назад и о котором мы писали в «Алефе». Один из израильских художников создал инсталляцию, в которой по красной воде, призванной символизировать кровь, плавала лодочка с портретом одной из арабских смертниц, совершившей незадолго до этого теракт, который унес жизни десятка израильтян. Воистину, каждый делает свое «дело»: одни совершают гнусные убийства и теракты, другие их воспевают, находя в этом своеобразную эстетику. А третьи оправдывают, не желая признать преступлением, а видя в этом лишь «справедливую борьбу за права палестинского народа». И все вместе это называется политкорректностью, толерантностью и свободой творчества, однако при этом сильно смахивает на «демократию», как ее понимали египетские жрецы три тысячи лет назад.
Глава «Ваэра»
«И Я являлся»
«Вот, сыны Израиля
послушались меня...»
(6:12)
Когда Всевышний предлагает Моше идти к фараону с требованием отпустить народ, Моше возражает, заявляя: «Вот, даже сыны Израиля не стали меня слушать, и как же после этого послушает меня фараон?» Вместо ответа Тора перечисляет глав родов и домов, намекая на то, что лишь руководители народа не верили в возможность скорого Избавления. Сами же простые евреи не сомневались в словах Моше.
(Сборник комментариев
«Ор га-Хаим»)
Глава «Бо»
«Войди»
«Дабы рассказал ты сыну твоему,
и сыну сына твоего о том,
как наказал Я египтян...
и вы познаете, что Я Всевышний» (10:2)
В начале этого отрывка Тора сообщает нам об обязанности воспитывать детей в духе традиции и рассказывать об Исходе из Египта. А потом неожиданно заканчивает словами: «Дабы вы познали, что Я Всевышний». Прежде вы сами должны утвердиться в своей вере в единого Творца, и лишь тогда ваше обращение к сыну или дочери найдет отклик и может быть успешным.
Глава «Бешалах»
«Когда отпустил»
«И вот Египет двигается за ними...
и возопили сыны Израиля к Б-гу» (14:10)
Бывает, что человек страдает от болезни и буквально не находит себе места. Но куда бы он ни шел, боль все равно остается с ним. И тогда он начинает понимать, что единственный выход это обращение к Всевышнему, который поможет ему избавиться от мучений.
Так и евреи: когда они покинули Египет и увидели, что истинное освобождение так и не наступило, и фараон все еще преследует их, тогда они осознали, что вовсе не сам по себе Египет является источником всех их бед. Проблема в нас самих, свое рабство мы носим внутри себя. И тогда «возопили сыны Израиля к Б-гу»!
(Баал Шем Тов)
Глава «Итро»
«И услышал Итро,
тесть Моше»
«И увидел народ,
и заволновался (содрогнулся),
и встал поодаль»
(20:15)
Дарование Торы, о котором идет речь в этой главе, глубоко личный акт, который переживает каждый еврей. Но бывает и так, как это описано в Торе: «и увидел» увидел явные знаки и откровения свыше, «и содрогнулся» от увиденного, т.е. не остался равнодушным. И тем не менее в конце концов «встал поодаль» так и не захотел приблизиться к Торе и Традиции.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!