Михаил Голодный и Джек Алтаузен — поэты-трубачи

 Юрий Безелянский
 31 марта 2017
 3287

Советская поэзия насчитывает немало поэтов-барабанщиков, поэтов-трубачей, воспевавших революцию и социализм. Поэты-агитаторы, рифмовавшие партийные лозунги. Они почти забыты, а продолжает греметь один лишь Владимир Маяковский, торжественно вынимающий из широких штанин «молоткастый, серпастый советский паспорт». А надо бы кое-кого вспомнить, они дети и жертвы своего времени. Итак, начнем со старшего — с Михаила Голодного (1903–1949). Его настоящая фамилия Эпштейн, Михаил Семенович. Но в те революционные годы было модно менять имена и фамилии на более звучные и пролетарские. Эпштейн? Что-то в этом неприлично аптекарское, а Голодный — это бедняк, основная кость советского строя.  

В связи с переименованием Нижнего Новгорода в город Горький Корней Чуковский записывал в дневнике 11 октября 1932 года: «Беда с русскими писателями, одного зовут Михаил Голодный, другого Бедный, третьего Приблудный — вот и называй города…» А еще были писатели Артем Веселый, Саша Красный и т.д. Удивительно, как Шварц остался Шварцем, а Эйхенбаум Эйхенбаумом.
Миша Эпштейн-Голодный родился в городе Бахмуте Екатеринославской губернии в еврейской рабочей семье. И потянуло мальчика в поэты, он и стал комсомольским поэтом. Печатался в журналах «На посту», «Молодая гвардия», «Красная новь». О чем писал? О себе и комсомоле: «Незаметным, сереньким подростком /Я пришел впервые в комсомол…» И ударная концовка: «С этих пор горя и не сгорая, / Как ты, горящий комсомол!»
И прочие стихи (лучше сказать: стихосложения), в том числе и о собственном творчестве в стихотворении «Мой стих»: «Чтоб он будил, чтоб он гремел». Действительно, опусы Михаила Голодного будили и гремели. Но как-то мало запоминались, ибо были ходульны и трафаретны. А вот две песни о Гражданской войне, «Песня о Щорсе» и «Партизан Железняк», надо признать, удались, и народ их в довоенную и послевоенную пору с удовольствием пел. Николай Щорс (1896–1919) — герой Гражданской войны, командир Красной армии, воевал на Украине с германскими интервентами. Погиб 30 августа 1919 года.
В моей юности эти песни будоражили: геройство, бесстрашие, подвиг. Но вернемся к Голодному. Его приняли в партию, и он с партийной яростью набросился на «врагов народа» уже не в Гражданскую войну, а в мирное время. В 1930-е годы были распространены доносы. Кто-то их писал казенным языком, а кто-то, в том числе и Михаил Голодный, рифмованными строчками. Таким доносом стало стихотворение Голодного, обращенное к молодому талантливому поэту Васильеву: «Будешь лежать ты, покрытый пылью, /Рукой прикрывая свой хитрый глаз. /Таков закон у нас, Павел Васильев, /Кто не с нами, тот против нас».
Павел Васильев был расстрелян в 1937 году, ему было 27 лет. «Врага народа» ликвидировали, а Михаил Голодный продолжал трубить в свою поэтическую трубу, оставаясь верным, как заметил критик Воронский, революционному пафосу и принципу партийной литературы. В 45 лет Михаил Голодный попал в послевоенную волну арестов и сгинул в каком-то лагере. И смолк звук трубы. Он — социальный продукт того времени. Верно служил и громко пел, а потом стал ненужным, и мавра, то бишь комсомольского поэта, выбросили на свалку истории.
И что обидно: был у Михаила Голодного поэтический талант, небольшой, скажем, талантик, но был. О чем свидетельствует яркая эмоциональная ­поэма «Верка Вольная» (1933). Поэма построена как исповедь обычной девушки Верки, угодившей в самое пекло революции и Гражданской войны. В 1917-м Верке-бедолаге пришлось делать выбор, а в 1925-м судьба покатилась под откос, и амба! «В двадцать пятом расходуюсь я». И приняла решение о самоубийстве.
Михаил Голодный заплатил по счетам, но не в 1925-м, а в 1949-м, неожиданно для себя оказавшись «врагом народа». Эпоха не шутила. Она и самых преданных и верных безжалостно ставила к стенке…

А вот другая судьба, можно сказать, удачная: Джек Алтаузен ушел добровольцем на Отечественную войну и в честном бою в мае 1942 года погиб под Харьковом. Это разница: погибнуть от врага, защищая родину, а не получить пулю от своих… Следует сказать, что Алтаузен вовсе не Джек. Он по рождению Яков Моисеевич, а Джеком он стал позднее, когда скитался за пределами родины. Почему именно Джек? По Джеку Лондону? А может, по-собачьи коротко: Джек, Джим.
Да, жизнь — сложнейшая штука. Именно такой она была у мальчика Яши, будущего Джека. Он родился 14 декабря 1906 года на одном из Ленских приисков в семье ссыльного. В 11 лет ушел из дома и начал скитаться: Чита, Харбин, Владивосток, Шанхай, Нагасаки. Чем только ни приходилось заниматься. Работал мальчиком для поручений в Шанхае, в отеле «Савой», в типографии русской газеты «Шанхайская жизнь». Под влиянием Маяковского начал писать стихи. В ноябре 1920 года вернулся в семью. 
Работал на кожевенном заводе, вступил в комсомол и одновременно в литературное объединение. Печатался в газетах, сумел проявить себя и в 1923 году в 17 лет по комсомольской путевке был направлен в Москву, где работал инструктором РЛКСМ не где-нибудь, а в Московском университете. Вот куда залетел Джек Алтаузен. Много печатался и считал себя рядовым газетного полка. Его заметили и считали далеко не рядовым поэтом.
В Литературной энциклопедии сказано иначе: «Алтаузен создал образы комсомольцев первого поколения — энтузиастов социалистического строительства». (Какой убогий язык у авторов Литэнциклопедии!) Можно сказать проще и точнее: поэзия Алтаузена — это пафос, героика, будни первых пятилеток, его герой — энтузиаст и мечтатель с чистым сердцем.
В «Записках об Анне Ахматовой» Лидия Чуковская 4 ноября 1962 года написала признание Анны Андреевны о конце 1920-х и начале 1930-х годов: «…тогда было такое поколение, которое меня и знать не желало. «Как! Она тоже пишет какие-то стихи!» Было такое поколение, которое проходило сквозь меня, как сквозь тень. Какие-то там старые тетки любили когда-то какие-то ее стишки! — и все ждали, что вот-вот появится новый поэт, который скажет новое слово, и прочили поэта Джека Алтаузена…» И ремарка Лидии Чуковской: «Мы покатились со смеху…»
Нет, не вышел Джек Алтаузен в первачи, впрочем, как и другие комсомольские поэты: Безыменский, Светлов, Жаров, Уткин и другие популярные поэты. Первым и главным поэтом социализма по велению Сталина был назначен Маяковский: «Светить — и никаких гвоздей!..» Джек Алтаузен постепенно начал терять свою популярность, а критики с удовольствием его покусывали: «словесное безвкусие», «сентиментальное умиление», «бессодержательная шумиха», — эти и подобные ярлыки в 1937 году приклеивали к стихам Алтаузена. И может быть, он был уже занесен в черные списки на ликвидацию — но Б-г миловал.
Началась война, и Джек Алтаузен работал, как говорили тогда, на фронт, на войну. Многие поэты создавали былинный эпос геройства и мужества. Ярким примером был Василий Теркин в стихах Александра Твардовского. Но поэтический Теркин был не одинок, появились такие богатыри-удальцы, как Иван Бойцов, Тарас Быстров, Иван Муха и другие. Джек Алтаузен успел создать своего бесстрашного и неунывающего героя — Петю Горчичкина…
Ранняя смерть — в 36 лет — в бою оборвала творчество Джека Алтаузена, и остается только гадать, куда бы повернула его муза в послевоенное время… Суждено было Джеку Алтаузену быть забытым (о скольких поэтах не вспоминают, как будто они не существовали никогда на свете), но реанимировал имя Джека Алтаузена в конце 1980-х лагерь патриотов-почвенников, противников всего западного и поклонников всего русского. И они, эти лжепатриоты, накинулись на Алтаузена (фамилия иностранная, имя странное, сам еврей — какой ужас!..).
Короче, патриоты вытащили на свет старое стихотворение Алтаузена и устроили вокруг него настоящий шабаш! А Маяковский оплевывал своих соотечественников: не только Деникина и Керенского, но и Шаляпина заодно. Но все эти словесные крики меркнут от суровой советской действительности — со взрывом многих церквей и храмов, с бесконечными расстрелами, узниками ГУЛАГа и т.д. На все это ­кое-кто закрывает глаза (лес рубят — щепки летят!), а вот Алтаузен, такой-сякой, русофоб, назвал Минина и Пожарского лавочниками. Азохен вей!..
Выходит, что я защищаю Якова Моисеевича Алтаузена. Хороший был поэт, хотя и не гений. Хватит нам одного — Пушкина.
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия



Комментарии:

  • 9 декабря 2023

    Лена

    Какое отвратительное пренебрежение и неуважение к поэтам советской эпохи, к прошлому у автора этой писанины. Завидует, похоже.

  • 30 ноября 2022

    Михаил

    Алтаузен - жалкий русофоб, как и вы, Юрий.


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции