Прогулки по «русскому» Талмуду
В Торе ни слова не сказано о детстве и юности Авраама. Мидраши заполняют это умолчание увлекательными рассказами. В прошлый раз я рассказывал о злодее Нимроде: теперь — для контраста — о праведнике Аврааме. Впрочем, жизненные пути Нимрода и Авраама драматически пересекаются, так что Нимрод сцену отнюдь не покидает и продолжает, как ему свойственно, творить злодейства.
Непосредственно после истории Вавилонской башни в Торе говорится о родословии Авраама. Родословие — один из излюбленных жанров Торы: кто сколько жил, кто кого когда родил.
Ной родил Шема,
Шем родил Арпахшада,
Арпахшад родил Шелаха,
Шелах родил Эвера,
Эвер родил Пелега,
Пелег родил Реу,
Реу родил Серуга,
Серуг родил Нахора,
Нахор родил Тераха,
Терах родил Авраама.
Весь этот родословный ряд я списал из Торы, я читал его множество раз, но если вы через час после написания этого текста предложите мне родословие повторить, я вряд ли с этим справлюсь, да что там, определённо не справлюсь: Пелег, Реу и большинство прочих отказываются задержаться в моей памяти: решительно ничем не отмечены. Вы слышали когда-нибудь об Арпахшаде? Я слышал, но тут же о нём и позабыл.
Что интересно, комментирующий родословие Авраама мидраш полностью со мной согласен: вовсе не стоят запоминания.
От Ноя до Авраама десять поколений, и за все эти долгие годы Господь не говорил ни с кем из смертных, кроме Авраама.
Притча раби Нехемии:
У царя во время путешествия выпала из короны жемчужина. Велел царь принести сито и просеять песок на том месте. Просеяли раз — не нашли, другой раз — не нашли, на третий раз нашлась жемчужина. И со вздохом облегчения пронеслось кругом:
– Царь отыскал свою жемчужину!
Так и Господь говорил об Аврааме:
– Какая надобность была бы перечислять родословную всех этих Шема, Арпахшада, Шелаха, Эвера, Пелега, Реу, Серуга, Нахора, Тераха, если не ради тебя, Авраам?
В Торе ни слова не сказано о детстве и юности Авраама. Вот его Терах родил, а вот он уже и женат на Сарре — в высшей степени лапидарное повествование. Мидраши заполняют это умолчание увлекательными историями.
И тут опять возникает злодей Нимрод. Он царь. К нему приходят звездочёты и предсказывают рождение младенца, который станет царём над всем миром. Он, а не Нимрод. Что делать Нимроду? Во многом знании, как известно, много печали. С другой стороны, как нам тоже известно, знание — сила. И Нимрод принимает очевидное решение: младенца умертвить. Как говорил один эффективный менеджер, нет человека — нет проблемы.
В тот час, когда родился Авраам, на восточном склоне небес появилась звезда, поглотившая свет четырех звезд на четырех сторонах небосвода. Видя это, звездочеты сказали Нимроду:
– Сейчас у Тераха родился сын, будущий родоначальник племени, которому предопределено унаследовать и земной мир, и загробный. Прикажи весь дом Тераха засыпать серебром и золотом, только бы он дал умертвить новорожденного.
Послал Нимрод сказать, по совету звездочетов, Тераху: дай умертвить родившегося у тебя младенца, и царь наполнит твой дом серебром и золотом.
На это Терах ответил притчей.
Одному коню сказали: «Дай отрежем тебе голову, а в награду за это дадим тебе полный амбар овса». «Глупцы, — отвечал конь, — если отрежете мне голову, кто же есть будет овес?» Отвечу и я: если вы умертвите моего сына, кто же унаследует серебро и золото?
– Впрочем, — прибавил Терах, — у меня действительно родился сын, но он умер.
Пришлось Тераху прятать сына от Нимрода, и он укрыл его в пещере, где Авраам оставался три года. Для питания его Б-г сделал в стенах пещеры два отверстия, из которых текли мед и елей.
Нынешние диетологи не сочли бы такую систему питания полезной — в случае с младенцем Авраамом они очевидным образом ошиблись бы.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
__
*Авраам. Фрагмент репродукции Джованни Франческо Гверчино Барбьери, XVII век
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!