Свидетельствуют фотомастера
«Фотография — это дар предвидения, это аналитическое толкование вещей по мере того, как они происходят». Автор этого высказывания — американский мастер фотоискусства Энсел Истон Адамс. В справедливости такого утверждения можно убедиться, посетив традиционные ежегодные выставки репортерской фотографии «Местное свидетельство – 2016»…
«Фотография — это дар предвидения, это аналитическое толкование вещей по мере того, как они происходят». Автор этого высказывания — американский мастер фотоискусства Энсел Истон Адамс. В справедливости такого утверждения можно было убедиться, посетив традиционные ежегодные выставки репортерской фотографии «Местное свидетельство – 2016», которые были представлены в Музее Эрец Исраэль в Тель-Авиве. Работы, вынесенные на суд зрителей, отличала тематическая актуальность, а также полная свобода и независимость авторов в трактовке явлений и событий.
На выставках, о которых идет речь, экспонировались произведения, отобранные в результате конкурсов, объявленных в начале минувшего года. К рассмотрению поступили десятки тысяч (!) кадров, и выбрать из них лучшие было делом непростым. Творческое соревнование мастеров репортажной фотографии проводили в Израиле в 13-й раз, а международный конкурс-смотр World Press Photo — в 61-й.
Что касается израильского вектора, то выставка «Местное свидетельство» начиналось с небольшой скромной экспозиции, не имевшей поначалу места постоянной прописки. Ныне это престижное событие в культурной жизни страны и, более того, своего рода социальное явление. В 2016 году в роли куратора выставки выступил профессор Миха Киршнер, один из самых именитых израильских фотографов. Конкурс и итоговая выставка, по его мнению, важны тем, что позволили из отдельных работ, с успехом участвовавших в смотре, сложить пазл — общую картину израильской действительности в ее восприятии через объективы фотокамер.
С этой оценкой перекликается сказанное Анри Картье-Брессоном, знаменитым французским фотохудожником, отцом фоторепортажа и фотожурналистики: «Фотографировать может только тот, кто умеет выстраивать на одной оси глаз, голову и сердце». Всего 270 фотографов подали заявки в течение минувшего года на участие в израильском конкурсе-смотре.
В адрес организаторов поступило в общей сложности шесть тысяч снимков. Независимое жюри, состоявшее из профессиональных фотографов и журналистов, отобрало 250 снимков, выполненных 57 авторами.
Эти произведения были представлены на итоговой выставке в семи категориях:
«Новости», «Природа и окружающая среда», «Религия и вера», «Общество и общины», «Спорт», «Урбанизация и культура», «Фоторассказ». Каковы главные события минувшего года, запечатленные вездесущими фоторепортерами? Это в первую очередь так называемая интифада ножей — продолжающаяся и по сей день череда нападений палестинских террористов на солдат Армии обороны Израиля и на гражданских лиц.
Также в объективе — скандал, вспыхнувший вокруг «непризнанных» бедуинских деревень, иными словами, построек, сооруженных без соответствующих разрешений. Не остались без внимания мастеров репортажа участившиеся экологические катастрофы, инциденты, связанные с иностранными рабочими и мигрантами-нелегалами, просочившимися через границы в Израиль. Да и все остальное, чем жила страна в минувшем году, от участия страны в прошедших летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро до ежедневных бытовых сцен, которые нечасто фигурируют в электронных СМИ и редко выносятся на газетные полосы.
В состав жюри конкурса вошли фотограф и лектор Сагит Залуф-Намир, фотограф и куратор выставки «Местное свидетельство – 2015» Варди Каханэ, заведующий отделом образования и культуры Национальной библиотеки Ханох Мермери, фотожурналист Атэ Ависат, главный редактор издания «Едиот Интернет» Йон Федер, ответственный сотрудник Музея Эрец Исраэль Кинерет Палти, фотограф и лектор Хана Савив, фотограф Дафна Шалом и куратор выставки Миха Киршнер. Инициатором реализации проекта «Местное свидетельство» является Дана Вольфайер-Лалкин.
В Музее Эрец Исраэль было две экспозиции, причем обе экспонировались в одном выставочном павильоне, и работы для участия в них — как в «Местном свидетельстве», так и в World Press Photo — отбирали на основе схожих критериев: фотографии должны поражать, удивлять, являясь при этом откликами на происходившее в реальности за время длиною в год. Еще одно обязательное условие: лучшие работы фоторепортеров должны создавать общественное мнение, а иногда позволять им и манипулировать.
Что касается конкурса World Press Photo, то его фонд был основан в 1955 году и осуществляет свою деятельность под покровительством принца Королевства Нидерландов. Выставку фотографий победителей конкурса «Местное свидетельство» посетили десятки тысяч зрителей, а выставку World Press Photo в течение года в 100 городах мира, где она экспонируется, увидели миллионы посетителей. В Израиле работу выставок, как и в прежние годы, сопровождало множество мероприятий — экскурсий, лекций, встреч с участниками конкурса на лучшее фото. Это позволило публике лучше узнать о том, что происходит ныне в мире документальной фотожурналистики.
Кто же они — мастера, чьи произведения фотоискусства признаны самыми-самыми? Это Ронен Звулун, автор популярный в Израиле и за его пределами, чья фотография, сделанная на кладбище, запечатлела трагедию еврейской семьи, потерявшей любимую жену и мать, ставшую жертвой озверевшего палестинского террориста. Далее — Тали Майер, в чей фотообъектив попало лицо подростка, который молчаливо обвиняет силовые структуры в использовании резиновых пуль для разгона демонстраций. Известно: этот вид не летального оружия вообще не должен применяться против детей, пожилых людей и беременных женщин.
Еще один кричащий фотокадр: Иегошуа Йосеф сфотографировал на больничной койке Ахмеда Давабше, арабского мальчика из семьи, проживавшей в селе Дума. В дом этого семейства неизвестными были брошены бутылки с зажигательной смесью, в результате чего погибли родители и брат Ахмеда, а сам он получил сильные ожоги.
Фотография Абира Султана, также получившая высокую оценку на конкурсе «Местное свидетельство – 2016», проходила по номинации «Природа и экология». Ее сюжет и стилистика не нагнетают, а, напротив, снимают напряжение, иными словами, расслабляют. В русском языке есть устойчивое сочетание: «из грязи в князи». Грязи Мертвого моря полезны не только князьям, но и большинству людей. Богатые лечебными минералами, эти грязи обладают множеством лечебных свойств, погружение в них целительно. Это можно чуть ли не физически ощутить, вглядываясь в фотокадр, сделанный Абиром Султаном. Созерцание этой работы приносит душевный покой и порождает желание отправиться в уникальную природную зону, которой посвятил точные поэтические строки Михаэль Кац: «В безумный век высоких скоростей, / В век перемен, что часто пахнут кровью, / На Мертвом море лечат без затей: / Водой целебной, грязью и... любовью».
Трогательна козочка, будто сошедшая с фотографии на стене в доме многодетной семьи Ром в поселке Эш-Кодеш и заглянувшая, к большому удивлению и детей, и взрослых, в окно. Таков сюжет произведения Мирьям Цахи. Его можно отнести к категории «Человек и животный мир».
Маленький Израиль по праву гордится спортивными достижениями на международной арене. Свой репортажный снимок Асаф Клигер посвятил радостным минутам, когда на летней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро двое израильских спортсменов, дзюдоист Муки Сассон и дзюдоистка Ярден Джерби, выиграли бронзовые медали, став подлинными национальными героями. Чувство восторга вызывает еще одна талантливо выполненная фотография на спортивную тему. Ее автор Одед Карни является внештатным фотографом футбольного клуба «Апоэль» из Беэр-Шевы. Игроки этой команды впервые за долгие 40 лет победили в сезоне 2015–2016 годов в чемпионате Израиля. Владелицу клуба «Апоэль» Алону Баркат, единственную в Израиле женщину — хозяйку футбольной команды, подняли на руки и несколько раз подбросили в воздух. Эта фотография сделана на новом ультрасовременном городском стадионе, сооруженном в столице Негева.
Таковы лишь некоторые из множества снимков, которые были представлены на выставке «Местное свидетельство – 2016» в Музее Эрец Исраэль в Тель-Авиве. Некоторые остановленные фотомастерами мгновения прекрасными никак не назовешь, но они — отсветы и отблески нашей действительности. Тем не менее мы вступили в 2017 год с верой в лучшее. Впрочем, как справедливо уточняет афорист Илья Герчиков, «красота спасет мир, если мир окончательно не разрушит красоту».
Фрэдди ЗОРИН, Израиль.
Фотоиллюстрации с выставки «Местное свидетельство – 2016» любезно предоставлены пресс-службой Музея Эрец Исраэль.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!